Файл: Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе пособия А. И. Каинова Организация работы спортивных секций в школе программы, рекомендации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации» Волгоград: Учитель - 2013 в соответствии с федеральным компонентом государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа»- 2004, соответствует базисному учебному плану МБОУ « СОШ», принятому 29 августа 2014 года, по которому на кружковую работу по волейболу отводится по 2 учебных часа в неделю в 5-11 классах.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.
Кружковая работа по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура».
По своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.
Цели и задачи
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
-
укрепление здоровья; -
содействие правильному физическому развитию; -
приобретение необходимых теоретических знаний; -
овладение основными приемами техники и тактики игры; -
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы; -
привитие ученикам организаторских навыков; -
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу; -
подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу; -
отбор лучших учащихся для ДЮСШ.
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
-
метод упражнений; -
игровой; -
соревновательный; -
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ | Всего: |
1 | История развития волейбола Общие основы волейбола | 1 ч |
2 | Правила игры и методика судейства | 1 ч |
3 | Техническая подготовка волейболистов | 2 ч |
4 | Физическая подготовка | 2 ч |
5 | Методика тренировки волейболистов | 1 ч |
Изучение техники игры в волейбол | ||
Техника нападения: | ||
6 | Перемещения | 1 ч |
7 | Стойки | 1 ч |
8 | Подачи | 10ч |
9 | Передачи | 5ч |
10 | Нападающие удары | 5ч |
Техника защиты: | ||
11 | Перемещения | 2ч |
12 | Прием мяча | Зч |
13 | Блокирование | Зч |
| Изучение тактики игры в волейбол | |
Тактика нападения: | ||
14 | Индивидуальные действия | 2 ч |
15 | Групповые действия | 3 ч |
16 | Командные действия | 3 ч |
Тактику защиты: | ||
17 | Индивидуальные действия | 7 ч |
18 | Групповые действия | 7 ч |
19 | Командные действия | 8 ч |
20 | Игра по правилам с заданием | 4 ч |
| Итого: | 70 ч. |
Поурочный учебный план состоит из 70 занятий продолжительностью 2 часа каждый 2 раза в неделю.
Материально-техническое обеспечение занятий
Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24 х 12 м.
Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
1. Сетка волейбольная - 2 шт.
2. Стойки волейбольные - 2 шт.
3. Гимнастические стенки - 6-8 шт.
4. Гимнастические скамейки - 3-4 шт.
5. Гимнастические маты - 3 шт.
6. Скакалки - 10 шт.
7. Мячи волейбольные (для мини-волейбола) - 10шт
Литература
-
Закон Российской Федерации «Об образовании». -
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. -
Н.В. Барышева, П.А.Виноградов. Физическая культура и здоровый образ жизни. Самара.- 1997.-256с. -
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология.- Ростов. –1999. 416с. -
Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996.-344с. -
Волков В.М. Тренеру о подростке. М. «Физкультура и спорт», 1973.-161с. -
Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Рос. пед.агентство, 1997-146с. -
Глебович Б.В., Постников А.А. Бадминтон для детей. М., «Физкультура и спорт», 1989-80с. -
Галицкий А.В., Лифшиц В.Я. Азбука бадминтона. М., «Физкультура и спорт»; 1976, - 171с. -
Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский Волейбол в школе. Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1989.-128 с.: ил. -
Ковалев А.Г. Психология. -М.: Просвещение, 1995-288с. -
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 8-9 классы, М. Просвещение, 2005-207с. -
Подвижные игры. М. «Физкультура и спорт», 1974-65с. -
Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. «Волейбол», М. «Физкультура и спорт», 1983-144с. -
Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. - Изд. 2-е, испр., доп.-М.: Физкультура и спорт, 1982.-104с.,
Календарно – тематическое планирование по волейболу.
№ занятия | Колич. часов | Темы | Содержание материала | Дата проведения | | |||||||
план | факт | | ||||||||||
№1 | 1 | История развития волейбола | Становление волейбола как вида спорта Последовательность и этапы обучения волейболистов. Общие основы волейбола | | | | ||||||
№2 | 1 | Правила игры и методика судейства | Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры. | | | | ||||||
№3-4 | 2 | Техническая подготовка волейболиста | Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства. Основные задачи технической подготовки. Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике. Всесторонняя физическая подготовка - необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения. Определения и исправления ошибок. Задачи тренировочного процесса. Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость) Основы совершенствования технической подготовки. Методы и средства технической подготовка | | | | ||||||
№5-6 | 2 | Техника игры в волейбол | Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и тренировке. Ознакомление с техникой игры. Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры. Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков. Нормативные требования и испытания по технической подготовке. "Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития. Терминология. Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты. | | | | ||||||
№7-8 | 2 | Физическая подготовка | Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений. Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке. Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки. Виды контрольных тестов по физической подготовке. Проведение тестирования. | | | | | |||||
№9 | 1 | Методика тренировки волейболистов | Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры. Подбора и проведение упражнений для развития физических качеств. Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам. Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств при обучении технике. | | | | | |||||
Изучение техники игры в волейбол техника нападения: | | | | | ||||||||
№10 | 1 | Стартовые стойки | Устойчивая, основная; статическая стартовая стойка; динамическая стартовая стойка. | | | | | |||||
№11 | 1 | Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в нападении | Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места). | | | | | |||||
№12 | 1 | Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в защите | Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады: вперед, в сторону. | | | | | |||||
Обучение техники подачи мяча: | | | | | ||||||||
№13-14 | 2 | Обучение технике нижней прямой подачи | подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче; специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче; | | | | | |||||
№15-16 | 2 | Обучение технике нижней боковой подачи | подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче; специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче; | | | | | |||||
№17-19 | 3 | Обучение технике верхней прямой подачи | подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче; специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче: | | | | | |||||
№20-22 | 3 | Обучение техники верхней боковой подаче | подводящие упражнения для обучения верхней боковой подаче; специальные упражнения для обучения верхней боковой подаче; | | | |||||||
№23 | 1 | Обучение укороченной подачи | специальные упражнения для обучения укороченной подаче подача на точность; | | | |||||||
№24-25 | 2 | Обучения технике верхних передач | Техника передачи двумя сверху Техника передачи в прыжке над собой, назад | | | |||||||
№26-28 | 3 | Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки). | подводящие упражнения для обучения: с набивными мячами, с баскетбольными мячами; специальные упражнения в парах на месте; специальные упражнения в парах с перемещением; | | | |||||||
№29-30 | 2 | Обучение технике передач снизу | подводящие упражнения с набивными мячами; имитационные упражнения с волейбольными мячами; специальные упражнения индивидуально у стены; специальные упражнения в группах через сетку; упражнения для обучения передаче одной снизу | | | |||||||
№31-35 | 5 | Обучение технике нападающих ударов | подводящие упражнения с набивным мячом; упражнения для обучения напрыгиванию; упражнения с теннисным мячом; упражнения для обучения замаху и удару по мячу; специальные упражнения у стены в опорном положении; специальные упражнения у стены. | | | |||||||
Техника защиты: | | | | | ||||||||
№36-38 | 3 | Обучение технике приема подач | упражнения для обучения перемещению игрока; имитационные упражнения с баскетбольными мячами по технике приема подачи (на месте, после перемещения); специальные упражнения в парах без сетки; | | | | | |||||
№39-40 | 2 | Обучение технике приема мяча с падением | - на спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок, на руки - грудь | | | | | |||||
№41-43 | 3 | Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное) | упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков; имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения); имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре); специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре); упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные) | | | | | |||||
Изучение тактики игры в волейбол Тактика нападения: | | | | | ||||||||
№44-46 | 3 | Обучение и совершенствование индивидуальных действий | Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом(короткие, средние, длинные), двумя с поворотом, без поворота одной рукой. | | | | | |||||
№47 | 1 | Обучение индивидуальным тактическим действиям | При выполнении вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений | | | | | |||||
Тактика защиты: | | | | | ||||||||
№48-49 | 2 | Обучение и совершенствование индивидуальных действий | Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий. Взаимодействие игроков. Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом. | | | | | |||||
№50-51 | 2 | Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар | Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. Подбора упражнений для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабления и растяжения. Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке. Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока. Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП. Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости. | | | | | |||||
№52 | 1 | Обучения тактике нападающих ударов | Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упражнений для развития специальной силы. | | | | | |||||
№53 | 1 | Обучение индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока | Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Учебная игра. | | | | | |||||
№54-56 | 3 | Обучение отвлекающим действиям при нападающем ударе | Упражнения для развития гибкости. Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут). Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений. | | | | | | ||||
№57 | 1 | Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями | Подбор упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста. Учебная игра. | | | | | | ||||
№58 | 1 | Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов | Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны Учебная игра. | | | | | | ||||
№59 | 1 | Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов | Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока. Учебная игра. | | | | | | ||||
№60-61 | 2 | Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач | Обучение приему мяча от сетки. Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме нападающих ударов Развитие координации. Учебная игра. | | | | | | ||||
№62 | 1 | Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего | Передача мяча одной рукой в прыжке Учебная игра. | | | | | | ||||
№63-65 | 3 | Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии | Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары). Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра. | | | | | | ||||
№66-68 | 3 | Обучение командным действиям в нападении | Учебная игра с заданием. | | | | | | ||||
№69 | 1 | Обучение командным действиям в защите | Учебная игра с заданием. | | | | | | ||||
№70 | 1 | Техника безопасности на учебно- тренировочных занятиях и соревнованиях | | | | | | |