Файл: Понимающая социология М. Вебера Согласно идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой именно понимающую.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Понимающая социология М. Вебера


Согласно идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой именно «понимающую» науку, т.к. поведение человека осмысленно. Однако это понимание нельзя назвать психологическим, ибо смысл не относится к области психического, а значит, его нельзя считать предметом изучения психологии. Этот смысл является частью социального действия – поведения, соотносящегося с поведением других, ориентируемое, корректируемое и регулируемое им. Основой созданной Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре). Социология, в свою очередь, является пограничной наукой, в которой должно сочетаться самое лучшее из них. Получается, что из гуманитарного знания взята методология понимания и соотнесения с ценностями, а из естественного знания – причинно-следственное толкование окружающей действительности и приверженность к точным данным.

Макс Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение отдельного человека. Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи и т.д. Ведь именно индивид с его представлениями, мотивами, целями и т.п. делает возможным понять, чем обусловлены социальные взаимодействия. И, исходя из тех посылок, что основным признаком социального является доступный и подлежащий пониманию субъективный смысл, социология Макса Вебера и получила название понимающей.


  1. Концепция неологического действия В.Парето


Под социологией Парето понимал науку, дающую и обеспечивающую эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача - описывать факты и формулировать законы, характеризующие функциональные зависимости между этими фактами. Сами зависимости, по мнению Парето, могут быть выражены как в логической форме, то есть в дискурсивной, так и в математической форме.
В качестве основных фактов, описываемых социологией, выступают действия, поступки людей, отражающие их социальное поведение. Эти действия имеют как логический, так и нелогический характер (логические и нелогические действия). Первые (логические) действия являются предметом и содержанием естественных наук, технологий, юриспруденции, экономической
науки и некоторых других областей знания, поскольку они характеризуются рациональным выбором средств, наиболее подходящих для достижения обществом, или конкретным индивидумом поставленной цели.
Но большинство действий имеет нелогический характер, они-то и выступают предметом и содержанием социологической науки. Поэтому главная социологическая концепция Парето получила название теории нелогического действия. Нелогическими являются такие действия, которые основаны не на научном методе и принципах рационального мышления, а на чувствах. Итальянский социолог писал: "Чувства и интересы постояннее всего, и потому они - самые важные составляющие сущности явлений". Чувства обусловлены психическим складом людей и служат источником функционирования общества как системы. Собственно, общество, по Парето, и есть система взаимодействия индивидов, наделенных чувствами. В нелогических действиях людей есть тоже своя логика - логика чувств. Это и изучает социология.
В процессе совершения нелогических действий, считает Парето, люди не могут установить объективные связи между многими фактами и явлениями и поэтому не в состоянии логически соединить цель действий и средства ее достижения. Когда же они пытаются это делать, то соединение оказывается иллюзорным и не отражающим его действительную суть. Например, чтобы получить от Бога в качестве его милости дождь (цель), люди используют жертвоприношения (средство). Но для настоящей науки очевидно, что такое соединение цели и средств надуманно. Социология как раз призвана показать людям нелогичность их поведения.


  1. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма


Э. Дюркгейм в своей книге «О разделении общественного труда» сказал о том, что об­щество движется от механической солидарности к органической.

Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества про­ходит две фазы:

1) механической солидарности (доиндустриаль­ное общество). Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламента­ция, подчинение личности требованиям коллектива, минималь­ный уровень разделения труда, отсутствие специализации, еди­нообразие чувств и верований, господство обычаев над формаль­ным правом,

деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.

2) органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество). На поздней стадии, при органической солидарности, симво­лизирующей современное общество, сокращается тирания кол­лективного сознания и возрастает суверенитет отдельной лично­сти, появляется понятие частной жизни. На смену клану прихо­дит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой эконо­мической деятельности. Их круг общения — не род, а профессия. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.

Плодотворность теории Дюркгейма в том, что пользуясь ею, можно более глубоко понять социально-политические процес­сы, происходящие в современном обществе. К примеру, совер­шенно ясно; что чем органичнее общество, тем выше его склон­ность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека.

И напротив, чем более механистичным является общество, тем более оно, следуя логике Дюркгейма, должно склоняться к тоталитаризму. В этом плане утверждение в России сталинского тоталитаризма означает возврат нашего общества к принципам механической солидарности.