Файл: Организация охранительного педагогического режима для лиц с отклонениями в развитии в условиях инклюзивных образовательных организаций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 329
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 1
По теме 1.2. Организация охранительного педагогического режима для лиц с отклонениями в развитии в условиях инклюзивных образовательных организаций
Выполнение заданий на сравнительный анализ вариантов организации охранительного педагогического режима (ОПР) в инклюзивном классе. Выполнение заданий на подбор примеров технологий ОПР. Разработка конспекта урока в инклюзивном классе с использованием одной из технологий ОПР.
Цель занятия: закрепление знаний по организации охранительного педагогического режима в инклюзивном классе, формирование умений применять их.
Задание 1. Проведите сравнительный анализ вариантов организации охранительного педагогического режима (ОПР) в инклюзивном классе.
Ответ:
Цель образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью – обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития личности, реализации ее природного потенциала.
Одним из необходимым условий в системе коррекционно- воспитательной работы является режим. Учитывая, что умственно отсталые дети имеют весьма ослабленную нервную систему и не выносят раздражений, легко утомляются, необходимо организовать такой педагогический режим, который правильнее было бы назвать охранительным.
Охранительный педагогический режим – это четкий во времени, деловой, спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, тщательное планирование всех мероприятий , которые направляют деятельность учащихся, определяют их поведение.
Ответственность за выполнение охранительно-педагогического режима лежит на всех сотрудниках школы и в первую очередь на педагогах.
Организация охранительного педагогического режима- важнейшее условие в воспитании и обучении учеников с ОИН и одно из основных средств коррекционно- воспитательной работы.
Четкий, последовательный, привычный и щадящий режим облегчает работу ученика, создает условия для проявления его здоровых начал: активности, интереса к учению, работоспособности. Он приручает ребенка к определенному жизненному ритму, создает у него ровное, бодрое настроение. Такой режим сохраняет, экономит и восстанавливает нервные силы ребенка, что успокаивает его, способствует общему укреплению нервной системы и всего организма в целом. В условиях охранительного режима ученик становится восприимчивым и трудоспособным, у него быстрее и устойчивее воспитываются и закрепляются необходимые в жизни навыки.
Охранительный педагогический режим является одним из условий и создания здорового организованного классного коллектива. В организованном классном коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный и деловой тон. В таком коллективе дети спокойно, сосредоточенно работают, помогают друг другу, особенно отстающим товарищам. А ведь для легко внушаемых , склонных к подражанию умственно отсталых детей спокойный, трудолюбивый детский коллектив служит положительным примером.
Беспокойные ученики, «нарушители» дисциплины, являются сильными раздражителями для остальных учеников, особенно таких же, как они, легко возбудимых детей. Учитывая эти особенности, приходится таких учеников рассаживать как можно дальше друг от друга, в случае ссоры вовремя вмешиваться, предупреждая нежелательные конфликты.
Охранительный педагогический режим нельзя представлять как опеку, тепличность, изоляцию, которая ведет к ограничению самостоятельности ребенка. Этот режим не ограждает от требований школы и жизни. Напротив, укрепляя нервную систему ребенка, он дает возможность предъявить к нему более повышенные требования, которые в свою очередь способствуют ослаблению недостатков и продвижению вперед. Как показывает опыт, ученики, воспитанные в условиях охранительного педагогического режима ,
скорее и «правильнее входят» в жизнь, растут активными, уравновешенными, трудолюбивыми; они умеют не только сопротивляться вредному влиянию, т.е преодолевать трудности, но и благотворно влиять на окружающих.
Охранительно-педагогический режим в школе – это четкий по времени, деловой, спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, который своей ритмичностью, последовательностью, систематичностью и разумным чередованием различных видов деятельности способствует сохранению бодрости, активности, рабочего тонуса и предупреждает образование отрицательных эмоций.
Учение И.П.Павлова раскрывает значение правильно организованного режима, подтверждает исключительную роль периодичности, последовательности, постоянства режима в воспитании у детей прочных навыков и привычек. Из учения И.П.Павлова вытекает необходимость создания условий, щадящих неполноценную нервную систему.
У обучающихся с нарушениями интеллекта создаются:
- грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности;
- разбалансированность процессов возбуждения и торможения;
- нарушения взаимодействия сигнальных систем;
- недоразвитие познавательных процессов: бессистемное мышление, нарушение памяти, недостаток внимания, восприятия;
- дефекты всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической;
- нарушение эмоционально-волевой саморегуляции (ЭВС): примитивность чувств и интересов, недостаточная выразительность и адекватность эмоциональных реакций, слабость побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего;
- трудности самостоятельного планирования;
- неумение соотнести получаемые результаты с ранее поставленной задачей и оценить результат;
- некритичность к своей работе.
Внешние раздражители, истощающие нервную систему:
-
Шум при длительном воздействии вызывает раздражительность, головные боли даже у здоровых людей. Больные дети особенно легко возбуждаются в шумных условиях. Они с трудом переносят большое скопление людей, тесноту, беготню, конфликты, повышенный резкий тон, замечания. -
Изменение привычных для ребёнка условий, нарушение режима, смена учителя неблагоприятно сказываются на нервной системе детей. -
Неожиданное требование вызывает раздражение и нередко отказ выполнить его. -
Непосильная работа, передозировка заданий, однообразная работа, бездеятельность - все это мешает сосредоточить внимание, затрудняет восприятие материала.
Такие ситуации отрицательно влияют на воспитание детей, особенно во время проведения уроков.
Влияние учебной нагрузки и режима обучения отражается в течение учебного года на нервно-психической сфере обучающихся. В условиях охранительного режима ученик становится более восприимчивым и трудоспособным, у него быстрее и устойчивее воспитываются и закрепляются необходимые в жизни навыки. Охранительно-педагогический режим укрепляет нервную систему ребенка, дает возможность предъявить к нему повышенные требования, которые в свою очередь, способствуют ослаблению недостатков и продвижению вперед.
Охранительно-педагогический режим школы учитывает состояние психофизического здоровья детей, специфику общего режима работы школы, технические возможности, материально-учебную базу, кадровое обеспечение.
Охранительно-педагогический режим включает:
-
нормированные часы для получения знаний, умений и навыков в учебном процессе; -
нормированные часы на самоподготовку; -
психофизиологические паузы во время уроков; -
систему коррекционных занятий для обучающихся, с логопедом и психологом; -
подвижные игры на свежем воздухе; -
проветривание классов; -
ежедневные прогулки на свежем воздухе; -
сокращение учебного времени для детей с повышенной утомляемостью, ослабленным здоровьем: дополнительный день отдыха в течение недели; -
дополнительные каникулы для обучающихся 1 класса; -
создание комфортных условий в школе, зон психологической разгрузки в учебных кабинетах; -
оборудование ученических мест для индивидуальной работы; -
выполнение гигиенических требований к школьной мебели; -
комплектование групп по трудовому обучению в зависимости от состояния здоровья обучающихся и медицинских показаний; -
организацию горячего питания; -
организацию групп ЛФК для ослабленных детей; -
организацию амбулаторного и стационарного лечения детей; -
регулярный контроль за состоянием здоровья обучающихся со стороны медицинского персонала. -
коррекционно-развивающую направленность уроков и мероприятий; -
ориентацию учеников на здоровый образ жизни; профилактику опасного поведения;
Охранительно-педагогический режим предполагает:
-
учет периодов работоспособности детей на уроках и занятиях; -
учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях; -
наличие эмоциональных разрядок на занятиях и уроках; -
использование физических пауз.
Задание 2. Приведите примеры на подбор технологий ОПР.
По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот.
1. Методы формирования сознания личности (ум) | Рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, лекция, пример, диспут, анализ ситуаций. |
2. Методы организации жизне-деятельности и поведения воспитанников (воля) | Поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации. |
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (чувства) | Требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий, дискуссия, эмоциональное воздействие. |
4. Методы контроля и самоконтроля в воспитании | Педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций. |
5. Методы самовоспитания | Рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение. |
1. Методы формирования сознания личности - методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок.
Задачи: Формирование новых или дальнейшее развитие имеющихся представлений, понятий и ценностей. Выработка правильного отношения воспитуемых к тем или иным поступкам или отношениям. Привнесение морали в сознание школьников. Выработка умений анализировать и оценивать свои поступки, действия, поведение в целом (обучение рефлексии). Формирование адекватной самооценки.
Рассказ – наиболее распространненый метод в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Это метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи.
Разъяснение — эмоционально-словесное воздействие на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.
Лекция – тоже монолог воспитателя, но по содежанию несравнимо большего объема, и на более высоком уровне теоретического обобщения.
Беседа - диалог воспитателя и детей. Беседа разъясняет нормы и правила поведения, формирует представления о главных жизненных ценностях, вырабатывает у детей их собственные оценки происходящего, взгляды и суждения.
Диспут - этот метод предполагает спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений.
Дискуссия требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссий, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы участников спорить.
Пример - этот метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на подражании. Суть метода положительного примера в том, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образу, чтобы он захотел быть таким.
2. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников - пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.
Задачи: Накопление нравственного опыта, формирование нравственного поведения и дисциплинированности.