Файл: Организация охранительного педагогического режима для лиц с отклонениями в развитии в условиях инклюзивных образовательных организаций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 2. Разработайте конспект урока в инклюзивном классе с учетом недостатков и инноваций в проанализированных конспектах.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре:
- учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного.
- далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе. Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам.
При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (олигофрения и ЗПР).
Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными. Начало урока: Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию.
Также можно использовать задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение). После предложить карточки с практическими примерами. Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельны), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока. Словарную работу включать обязательно (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы). Можно предложить детям задание по типу «10 слов»: на доске или устно учитель предлагает детям 10 уже известных им понятий, касающихся пройденных тем. После этого карточки с понятиями убираются, а у себя в тетрадях дети должны воспроизвести все слова, которые они запомнили, а потом дети устно дают определения этим словам. После этого предлагается выполнить практическое задание на доске или другое практическое задание, чтобы дети вспомнили, как на практике пользоваться этими понятиями. Начало урока с детьми, имеющими нарушение с интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.
-
Индивидуальная образовательная программа.
Индивидуальная образовательная программа предназначена в первую очередь для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ, в основном для детей раннего и дошкольного возраста (И. М. Бгажнокова, М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева и др.). Однако разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны практических работников, до сих пор не приобрела технологической завершенности.
Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, который содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.
Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы, в совокупности, позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с обучающимся ребенком с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям. Содержание разделов индивидуальной программы группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.
Индивидуальные образовательные программы могут иметь различный вид и форму и относиться к отдельным разделам программы (учебным курсам, дисциплинам) или комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его психофизических недостатков. Приоритет следует отдать, как показывает опыт работы, индивидуальным программам комплексного обучения и воспитания ребенка.
Структура индивидуальной образовательной программы будет различной в зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач.
По теме 2.2 Организация работы психолого–педагогического консилиума (ППк) в инклюзивной образовательной организации
Выполнение заданий по анализу различных моделей ППк. Составление Представления для ППк.
Цель занятия: закрепление знаний по организации междисциплинарного сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, формирование умений применять их.
Задание 1. Сопоставьте различные модели функционирования психолого-педагогических консилиумов в школах. Обоснуйте выбор наиболее подходящей, на ваш взгляд, для региона, в котором вы проживаете.
Ответ:
В настоящее время одной из важнейших задач государственной политики как в сфере образования, так и в области демографического и социально-экономического развития является получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами качественного образования, что привело к пониманию готовности общества к решению личностных проблем каждого ребенка. В Татарстане создана система психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми образовательными потребностями, в том числе детям с ОВЗ. Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, он осуществляет образовательную деятельность с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. В соответствии с распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 в Татарстане организована работа организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по созданию и обеспечению функционирования психолого-педагогических консилиумов в соответствии с «примерным Положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»[4, 8]. В Республике на увеличение количества ППк в образовательных организациях оказали влияние изменения в законодательной и нормативно-правовой базе. Развитие службы психолого-педагогического сопровождения находится в зависимости от качества исполнения основных законодательных документов, Конституции Российской Федерации и Закона «Об образовании в Российской Федерации», в которых закреплены равные со всеми права на образование, выбор места и организационной формы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья [3, 5, 6]. Создание ППк как службы психолого-педагогического сопровождения детей и обучающихся с особыми образовательными потребностями характеризуется поиском оптимальных организационно-правовых форм и совершенствованием организации и содержания деятельности. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании заключения могут включать разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию
учебных и контрольно-измерительных материалов; предоставление услуг тьютора, ассистента [1, 7]. Необходимо также подчеркнуть, что увеличивается количество детей с нарушениями, которые нельзя отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (И.Ю Левченко, 2001, О.С. Никольская, 2000, JI.B. Кузнецова, 2006, Е.М. Мастюкова, 2005, и др.).
Материал и методы исследования. В мониторинге приняли участие 369 человек, опрос проходил в 137 образовательных организациях, в которых созданы психолого-педагогические консилиумы, среди 51 муниципального образования Республики Татарстан и в районах г. Казани, что говорит о репрезентативности полученных данных [2].
Методы: обзорно-аналитический анализ психолого-педагогической, медицинской и философской литературы; эмпирические методы – наблюдение, анкетирование, опрос педагогов, специалистов ППк.
С целью изучения состояния деятельности ППк была разработана программа и организовано проведение мониторинга деятельности психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций.
Объектами мониторинга выступили:
– кадровый состав и профессиональная компетентность педагогов ППк;
– организационное и функциональное обеспечение деятельности ППк, в том числе нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ППк;
– материально-техническое обеспечение деятельности ППк.
Отметим, что для анализа были выбраны именно эти аспекты деятельности ППк, так как в большинстве образовательных организаций психолого-педагогические консилиумы начали работать в текущем учебном году.
Цель мониторинга: сбор, обобщение, анализ информации о состоянии организации деятельности ПП консилиумов в Республике Татарстан.
Функция мониторинга: оценочная (особенно в случае необходимости оценки эффекта нововведения).
Стратегическая цель программы мониторинга: совершенствование организации деятельности ППк.
Тактические цели программы мониторинга:
– обеспечение прогнозирования развития ППК в образовательной организации;
– предоставление всем участникам и общественности достоверной информации о деятельности ППк;
– выявление средствами системы критериев зависимости между ресурсами организацией условий и его результатами.