Файл: Организация охранительного педагогического режима для лиц с отклонениями в развитии в условиях инклюзивных образовательных организаций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поручение – один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. Правильно организованное поручение обязательно несет в себе ролевую функцию. Принимая поручение, воспитанник берет на себя роль, соответствующую заданному содержанию действия.
Упражнение. Позволяет «удержать» ребенка в деятельности. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.
Задание 3. Разработайте конспект урока в инклюзивном классе с использованием одной из технологий ОПР.
Одним из приоритетных направлений социальной политики государства является реализация инклюзивного подхода в образовании. Термин «инклюзия», в переводе с английского «включенность», вошел в педагогику сравнительно недавно. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным потребностям всех детей.
Урок является основной формой обучения Российской традиционной системе начального общего образования. Специфика инклюзивного образования вносит свои коррективы в структуру построения и проведения урока в начальной школе. Проектирование технологической карты урока представляет собой создание мобильной системы взаимодействия субъектов образовательного процесса, необходимой для достижения планируемых результатов
Выделяют три этапа в системе проектирования урока: моделирование (создание модели урока), проектирование (создание проекта урока), конструирование (создание технологии обучения).
Грамотная организация и проведение урока во многом зависит от профессиональной компетентности учителя начальных классов. Переход от традиционной системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с учениками с ограниченными возможностями здоровья, предъявляет повышенные требования к педагогу.
Подходя к разработке урока следует выделить следующие специфические особенности построения урока в условиях инклюзивной образовательной среды:
-
Планирование общей и индивидуальной цели урока; -
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода; -
Введение коррекционно-развивающих блоков в урок; -
Организация полисенсорного обучения (использование различных видов наглядности); -
Практико-ориентированная направленность в проведении урока; -
Необходимость тьюторского сопровождения обучающихся на уроках; -
Использование групповых форм работы, организация взаимообучения; -
Систематическая оценка и коррекция учебных достижений каждого обучающегося.
Рассмотрим специфику проектирования урока в условиях инклюзии.
На этапе моделирования урока необходимо определить вид урока, его цель (общеразвивающую, коррекционную), планируемые результаты, основную идею, спрогнозировать возможности разных групп обучающихся. Необходимо продумать организацию образовательного пространства (зонирование, подготовка развивающих, полисенсорных дидактических материалов, здоровьесберегающих средств обучения и т.п.).
Этап проектирования урока рассчитан на подбор необходимых способов реализации задуманной модели урока. На этапе конструирования урока создаются технологии обучения, направленные на достижение планируемых результатов.
Обучение с использование технологической карты урока позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время учителя на подготовку урока.
Технологическая карта инклюзивного урока позволит учителю:
- синхронизировать и реализовать планируемые результаты ФГОС ООО и ФГОС специального образования в рамках инклюзии;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- выполнить диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
Этапы урока | Работа групп | |||||
1 | 2 | 3 | ||||
1.Организационный момент | | |||||
2. Повторение изученного материала | Разноуровневые тесты | |||||
3. Работа в группах по изучению нового материала | Работа с учителем | Работа с учителем | Самостоятельная работа, закрепление ранее изученного | |||
4. Подведение итогов работы | Самостоятельная работа с примерами | Оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение | Анализ выполненного задания, дополнительное объяснение и дополнение, объяснение нового материала | |||
5. Закрепление нового материала | Выявление трудностей, работа с учебником, дидактическим материалом | |||||
6. Проверка усвоенного материала | Устный опрос | Обобщающий тест | ||||
7. Дифференцированное домашнее задание | Упражнение из учебника | Индивидуальное задание |
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала.
Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе.
В чем плюс, инклюзивного образования: ребенок, который учится в обычном классе, у него создается стереотип видимого благополучия, ведь многое в его обучении теряется от того что он обучается на одинаковом интеллектуальном фоне.
Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. Другими словами, отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. В инклюзивном классе будет складываться особый этический фон учебно-воспитательного процесса: ведь педагогическое общение с детьми будет проникнуто оптимизмом, уверенностью в том, что совместными усилиями учителя, специалистов, сверстников, родителей, других взрослых, участвующих в процессе инклюзивного образования, все дети получат равные возможности и преодолеют возникающие у них трудности.
Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные задачи:
-Образовательная должна решать задачи отработки учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и навыками
;
-Воспитательная должна решать задачи отработки моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций;
-Коррекционно-развивающая - в классе есть ребенок с особыми образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями. Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:
1.Составить планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.
2. Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.
Формы могут быть разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе с нормотипичными детьми.
Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.
Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока или занятия. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика.
По теме 2.1. Организация и проведение урока в инклюзивном классе
Задание 1. Проанализируйте конспекты уроков в инклюзивном классе. Составьте таблицу с рекомендациями по результатам анализа (например, недочеты - …., положительные моменты-…, предложения- …).
Ответ:
Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? | | |
| Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. | |
| Какие способы мотивации применяет педагог? | |
| Насколько урок соответствует требованиям ФГОС? · Ориентированность на стандарты. · Развитие УУД (универсальных учебных действий). · Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. | |
| Содержание урока · Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. · Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. · Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). · Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей. | |
| Методика проведения урока · Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. · Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.) · Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер? · Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)? · Использование диалога в качестве формы общения. · Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний. · Наличие обратной связи между учеником и учителем. · Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. · Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. · Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. · Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия? · Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся. | |
| Психологические моменты в организации урока · Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению? · Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания? · Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности? · Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся? · Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению? | |
| Самооценка работы учителя Самоанализ урока и его результативности | |