Файл: Учебник по ведению бизнеса в Интернет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 610

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Протокол спроектирован так, чтобы обеспечить его применимость при любых схемах электронных платежей, так как он реализует весь процесс продажи, включающий набор различных операций ЮТР:

  • покупку. Реализует предложение, оплату и доставку (при необходимости);

  • возврат. Производит возврат платежа для покупки, выполненной ранее;

  • обмен ценностями. Включает в себя два платежа, например, в случае обмена валют;

  • аутентификацию. Производит проверку для организации или частного лица — являются ли они тем, за кого себя выдают;

  • отзыв платежа. Осуществляет отзыв электронного платежа из финансового учреждения;

  • депозит. Поддерживает управление депозитом средств в финансовом учреждении;

  • запрос. Выполняет запрос состояния операции ЮТР, которая находится в процессе реализации или уже выполнена;

  • тестовый запрос ("пинг"). Простой запрос от одного приложения ЮТР с целью проверки, функционирует ли другое приложение ЮТР.

ЮТР разделяет всех участников сделки по их "ролям" в процессе продажи:

  • покупатель. Это физическое лицо или организация, получатель товара или услуги и плательщик;

  • продавец. Человек (или организация), у которого приобретается товар или услуга, который официально ответственен за их предоставление и который извлекает выгоду в результате продажи;

  • оператор платежей. Субъект, который получает платеж от потребителя в пользу торговой фирмы или физического лица;

  • оператор доставки. Субъект, который доставляет товар или предоставляет услугу потребителю от торговой фирмы или лица;

  • лицо, обслуживающее клиента торговой фирмы.

Роли могут выполняться одной организацией или различными организациями:

  • в наиболее простом случае одна организация (например, продавец) может оформлять покупку, принимать платеж, доставлять товар и осуществлять обслуживание покупателя;

  • в более сложном случае, продавец может оформить покупку, но предложить покупателю осуществить платеж в банке, попросить специализированную компанию доставить товар и обратиться к третьей фирме, обеспечивающей круглосуточное обслуживание, с просьбой помочь покупателю в случае возникновения каких-то непредвиденных проблем.


ЮТР использует четыре основных торговых операции ("обмена"). Название "обмен" связано с тем, что операции совершаются путем обмена сообщениями (информацией) между участниками, играющими определенные "роли" в сделке:

  • предложение (Offer Exchange) — предполагает, что продавец предоставляет покупателю причины того, что сделка покупателю необходима;

  • оплата (Payment Exchange) — предполагает осуществление какого- либо платежа. Направление платежа может быть любым;

  • доставка (Delivery Exchange) — сопряжена с передачей товаров или доставкой информации о товарах агентом доставки покупателю;

  • аутентификация (Authentication Exchange) — может использоваться любой стороной сделки для аутентификации другой стороны.

Сделки на основе ЮТР состоят из различных комбинаций этих операций. Например, операция покупки ЮТР включает в себя предложение, оплату и доставку. А операция обмена валют по ЮТР состоит из предложения и двух обменов оплаты.


Глава 4

Финансовый менеджмент в Интернет-компании

Главной целью подавляющего большинства компаний, действующих на различных рынках, является максимизация прибыли. Иногда, на отдельных этапах своего развития, компания может пожертвовать этой целью ради других задач, таких как захват рынка, укрупнение и т. д., но в долгосрочной перспективе предприятия обычно ориентируются на принесение максимального дохода своим владельцам.

Таким образом, все активы компании являются инструментами для извлечения прибыли из окружающей рыночной среды. Применение этих инструментов ограничено определенными правилами (законодательством). Несмотря на эти ограничения, у руководителей предприятия остается множество вариантов управления активами, каждый из которых может привести к своим результатам.

Финансовый менеджмент призван решить задачу выработки управленческих решений, реализация которых приведет к использованию активов компании таким образом, чтобы максимизировать прибыль или достичь иных целей, поставленных владельцами, не подвергая при этом компанию чрезмерному риску.

Интернет-бизнес уже пережил период, когда на создание новых компаний выделялись щедрые инвестиции. При этом решения принимались, в основном, не на основе достоверных прогнозов и расчетов, а на основе ожиданий бурного роста отрасли в целом. Ожидания не оправдались, и инвесторами были потеряны весьма значительные средства. После разочарований и разорения ряда крупных сетевых предприятий инвесторы стали выделять средства с большей осторожностью. Соответственно, в настоящее время руководители Интернет-компаний практически не имеют права на ошибки, поскольку

найти дополнительные средства на восполнение потерь достаточно сложно.

Эта глава посвящена основам выработки финансовых решений при управлении Интернет-компанией. Рассмотрена методика использования внутренней и внешней информации, система анализа рисков, раскрываются основные вопросы управления активами компании. В конце главы описаны основные подходы к оценке стоимости компании.

  1. Учет и отчетность. Методы финансового анализа


Любое предприятие ведет учет операций, совершаемых им в процессе хозяйственной деятельности. Исходя из целей и применяемых методов, учет можно разделить на два основных вида:

  • бухгалтерский учет. Это учет, который ведется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством. Формы отчетности, формируемые в процессе бухгалтерского учета хозяйственных операций, представляются предприятием в государственные органы, на которые возложены соответствующие функции контроля и регулирования деятельности предприятий (налоговые, лицензирующие и др.). Кроме того, пользователями бухгалтерской отчетности могут быть акционеры компании, кредиторы и партнеры компании;

  • финансовый (управленческий) учет. Этот вид учета ориентирован на использование внутри предприятия. С его помощью формируется информационная база для финансового анализа, в результате которого вырабатываются управленческие решения. В отличие от бухгалтерского учета, финансовый учет не регламентируется законодательством, его формы вырабатываются предприятием самостоятельно с учетом специфики своей работы. Как правило, данные финансового учета не предоставляются внешним пользователям.

И бухгалтерский, и финансовый (управленческий) учет предусматривают:

  • обработку первичных документов (договоров, счетов, векселей и т. п.) с целью создания реестра операций предприятия, т. е., собственно, учет хозяйственных операций. Учет первичных документов позволяет создать полный архив операций предприятия, но не дает возможности получить наглядную картину его деятельности;

  • обобщение учетных записей об отдельных операциях предприятия, сведение однотипных операций в группы и создание отчетных форм, позволяющих пользователям отчетности получить представление о деятельности предприятия в целом за отчетный период.

  1. Состав бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность представляет собой законодательно зафиксированный набор форм, которые предприятие должно предоставлять в налоговые органы в установленные законодательством сроки. Некоторые формы предприятие должно предоставлять ежемесячно, другие — поквартально, третьи — один раз в год, вместе с годовым отчетом.

Сточки зрения раскрытия финансового состояния предприятия наиболее полным является годовой отчет компании.


Годовой отчет включает в себя:

  • баланс предприятия. Баланс отражает финансовое положение предприятия на определенные даты: на начало и на конец отчетного периода. Баланс состоит из двух основных разделов: актива и пассива. Сумма активов всегда равна сумме пассивов, поскольку любой актив имеет источник своего формирования — пассив. Например, если вновь организованное предприятие получает в качестве взноса в уставный капитал денежные средства в сумме 1 млн. рублей, то в активе баланса будут находиться эти денежные средства, а в пассиве их источник — уставный капитал. Если предприятие берет кредит в банке, то в активе отражается сумма кредита (денежные средства на расчетном счете), а в пассиве отражается их источник — кредиторская задолженность банку.

Актив баланса в свою очередь состоит из двух разделов: внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др.) и оборотные активы (денежные средства, материальные запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и др.).

Пассив баланса раскрывает структуру источников формирования активов и состоит из трех основных разделов: капитал и резервы (собственные источники формирования активов — уставный капитал, нераспределенная прибыль и др.), долгосрочные и краткосрочные обязательства (источники формирования активов за счет заемных средств);

  • отчет о прибылях и убытках. Этот отчет отражает финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период: размеры и структуру доходов и расходов, сформированную прибыль, налог на прибыль, предполагаемый размер дивидендов;

  • отчет о движении денежных средств. В этом отчете дается подробная расшифровка направлений, по которым в отчетном периоде денежные средства поступали на предприятие, и направлений, по которым они расходовались;

  • приложение к балансу предприятия. В этой форме отражается движение в течение отчетного периода заемных средств, дебиторской задолженности, основных средств и нематериальных активов, долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. Здесь же приводится расшифровка некоторых прибылей и убытков, раскрываются социальные показатели деятельности предприятия;

  • отчет об изменениях капитала. Эта форма отражает изменения в течение отчетного периода уставного капитала компании, формирование и использование различных специальных фондов и резервов, создаваемых предприятием;

  • налоговые декларации. Это формы, содержащие данные об объектах налогообложения предприятия (таких, как выручка, прибыль и др.) и расчеты сумм налогов;

  • пояснительную записку. Этот документ включает в себя подробные объяснения всех нестандартных операций, проводившихся предприятием в отчетном периоде, наличие нестандартных статей в балансе предприятия, специальных счетов в бухгалтерском учете и др. В целом пояснительная записка служит для облегчения восприятия пользователями основных форм отчетности;

  • формы, содержащие информацию о счетах предприятия, льготах по налогам, о наличии обособленных подразделений и др.