Файл: Программа для детей с умственной отсталостью посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБОУ «Болтовская СОШ»



Рабочая программа

Коррекционно-развивающей работы

обучающихся с интеллектуальными нарушениями

(легкой умственной отсталостью)

Педагог-психолог Орехова Евгения Николаевна

Болтово 2022

Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

*ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), утвержденным приказом МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19 декабря 2014 г. № 1599

СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Коррекционно-развивающая психолого – педагогическая программа для детей с умственной отсталостью посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Цель программы: создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью.
Задачи программы:

• формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

• формирование образа «Я», навыков самопознания;

• развитие эмоционально – волевой сферы;

• освоение навыков работы в коллективе;

• развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
При составление развивающей психолого – педагогической программы учитывались следующие позиции:

1. Соотношение факторов (органический дефект, социальные факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).

2. Соотношение деятельности психолога и педагога.

3. Содержательная наполненность психолого – педагогического воздействия определена ведущим видом деятельности (общение).


4. Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений с миром (поведение, манера общения и т.д.).
Детям с умственной отсталостью легкой степени присущи ряд особенностей коммуникативного развития:

  • низкий уровень активности в отношениях; социальные отношения не становятся регулятором деятельности;

  • затрудненность формирования отношений вследствие эгоцентризма и неспособности вступать в совместную деятельность с другими;

  • сравнительно элементарная мотивация отношений;

  • недостаточно осознанный характер отношений и их регуляция;

  • нарушение избирательности отношений, как проявление неспособности учитывать индивидуальные особенности других людей, так и свои собственные.


Несформированность умственной деятельности у детей с умственной отсталостью легкой степени соответствует особенностям их эмоциональной сферы:

  • недостаточность дифференцированность чувств. Детям с умственной отсталостью легкой степени чаще присущи крайние, полярные чувства: они либо радуются и всем довольны, либо огорчены, плачут, сердятся. У них редко проявляются разнообразные оттенки чувств;

  • неадекватность, непропорциональность чувств воздействиям внешнего мира. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходя от одного настроения к другому. У других наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по незначительным поводам.


Общая характеристика рабочей программы.

У детей с умственной отсталостью легкой степени поздно формируется способность следовать внутриситуативным нормам и правилам поведения. Такие дети даже в подростковом возрасте не могут мысленно занимать позицию другого человека и учитывать его личное пространство.

В связи с этим была составлена развивающая психолого – педагогическая программа занятий, модифицированная на основе изученной литературы и личностного опыта, которая направлена на создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью легкой степени.
В основе программы лежат следующие принципы психолого – педагогического воздействия:



  • Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью легкой степени.

  • Принцип системности развивающих, профилактических заданий.

  • Деятельностный принцип

  • Принцип комплексности методов психологического воздействия

  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в развивающей работе (очная, заочная форма работы).


Методы и техники, используемые в программе:

Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Одним из важнейших факторов положительного воздействия арт – методов на детей с легкой умственной отсталостью являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки. Арт - методы является одной из форм психологического сопровождения детей с умственной отсталостью. Арт – методы используются при групповой форме работы и индивидуальной, которые можно разделить на директивный (деятельность ребенка в процессе занятия определенным образом организуется и направляется специалистом) и недирективный варианты. Во многих занятиях данной программы используется сочетание директивного и недирективного подходов, с доминированием первого в связи с психофизическими особенностями развития детей с легкой умственной отсталостью. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение. В других – отреагировать травматический опыт и достичь над ним контроль.
Принципы применения арт-методов:

  • Принцип субъективности - отношения к детям не как к пассивным реципиентам коррекционных и развивающих воздействий, но как к личностям с индивидуальным набором потребностей, установок, взглядов и т.д.

  • Принцип активности – всемерное вовлечение участников в разные формы творческого самораскрытия с проявлением ими инициативы и ответственности

  • Партнерство – уважение позиции ребенка, стимулирование его к выражению чувств и мыслей.

  • Обратная связь – ответ участников занятий о своих мыслях, чувствах и впечатлениях от работы и взаимодействия друг с другом и ведущим.

  • Интегративность – активизация и развитие в ходе занятия эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности, в пределах, обусловленных ограниченными возможностями здоровья.


  • Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде.

  • Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.


Место предмета в учебном плане.

Программа рассчитана для детей с умственной отсталостью.

Участники программы: дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью, не имеющие текущего заболевания (эпилепсия, шизофрения, психопатоподобные расстройства личности).

Программа рассчитана на 68 занятий в год (2 раза в неделю). Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 30 минут до 40 минут.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.

Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;


Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Система реализации внутреннего контроля за реализацией программы:

Контроль за реализацией программы осуществляет директор школы и заместитель директора школы по учебной части. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. Педагог-психолог предоставляет итоговый отчет, в котором отражает количественные и качественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с участниками программы, исходя из их психофизиологических особенностей и индивидуального развития.
Возможные трудности в организации образовательного процесса: у учащегося нет интереса к новому виду деятельности; трудность привлечения ребенка к занятиям; у учащегося не хватает усидчивости, точности и аккуратности в работе, он постоянно отвлекается и торопится; ребенок начинает нервничать если у него, что-то не получается; проявляет агрессию; ребенок не хочет заниматься, старается сократить время занятия объясняя это своей усталостью; трудность сохранения мотивации на протяжении всего занятия.

На эффект развивающей психолого – педагогической программы влияют также следующие факторы:

  1. Установка участников и социального окружения на психолого–педагогическое воздействие.

  2. Клинические особенности дефекта, психосоматические особенности ребенка с умственной отсталостью.

  3. Характерологические и психофизические особенности ребенка.



Принципы_реализации_программы'>Принципы реализации программы:

Принцип приоритетности интересовобучающегосяопределяет отношение педагогов кпомощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.