Файл: Программа для детей с умственной отсталостью посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Система оценки достиженийобучающимися
с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
Оценка результатов освоения программы психолого-педагогического сопровождения обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью);
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью);
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания адаптированной образовательной программы, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью), самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) программы коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур.Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.
В целях оценки результатов освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) программы коррекционной работы используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и финишная диагностика.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно- познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося. Применяют экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.
Результаты освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку и оформляются в виде папки документов, хранящейся у школьного педагога-психолога.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
68 часов
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание |
| Диагностическое изучение ребенка | 3 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. |
| Развитие общей и мелкой моторики. | 5 | Игры на развитие оптико-пространственной ориентировки в пространстве через движения; умение отдавать команды. Совершенствование психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве. |
| Развитие произвольного внимания и поведения. | 5 | Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения): «Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди пару», «Запретное движение» и т.д. |
| Развитие мнемических способностей. | 5 | Игры и упражнение на развитие различных видов памяти: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Геометрические фигуры» и т.п. |
| Развитие умственных способностей. | 4 | Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. |
| Коррекция двигательной активности. | 3 | Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения: «Рисуем вместе», «Фотограф», «Волшебный мешочек» и т.д. |
| Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. | 4 | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. |
| Развитие предметно- практической деятельности. | 4 | Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. |
| Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | 4 | Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. |
| Развитие внимания и мышления. | 5 | Буквенная корректурная таблица. Игра с буквами и словами. |
| Развитие памяти и мышления. | 5 | Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления. |
| Развитие мышления и речи. | 4 | Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. |
| Коррекция и развитие пространственных ориентаций. | 4 | Ориентировка на плоскости, уровень зрительного восприятия: «Найди сочетание букв» (цифр); «Покажи какие цифры и буквы нарисованы неправильно»; «Найди «спрятанные» треугольники и обведи их». Копирование сочетания различных фигур; копирование пересекающихся линий. |
| Произвольная регуляция поведения. | 5 | Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Обучение нормам социально-правильного поведения, формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях. |
| Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. | 5 | Игры на развитие имитационно- подражательных выразительных движений и действий, отражающих разные эмоциональные состояния и характерные черты личности, выраженных в статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии движений и действий. |
| Итоговое диагностическое изучение ребенка. | 2 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года. |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
68 часов
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание |
| Диагностическое изучение ребенка | 3 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. |
| Развитие предметно- практической деятельности. | 5 | Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. |
| Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения. | 5 | Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» и т.п. |
| Развитие памяти с использованием различных анализаторов. | 5 | Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик». |
| Развитие произвольной опосредованной памяти. | 5 | Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой. |
| Развитие памяти, мышления. | 3 | Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий». |
| Развитие памяти, применение качеств внимания | 4 | Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки». |
| Развитие элементов логического мышления. | 5 | Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение». «Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» |
| Развитие эмоционально- волевой сферы и компонентов личности. | 4 | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. |
| Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | 6 | Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр. |
| Развитие произвольного внимания и поведения | 6 | Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п. |
| Развитие мнемических способностей. | 5 | Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена» и т.д. |
| Развитие умственных способностей. | 5 | Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. |
| Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. | 5 | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения. |
| Итоговое диагностическое изучение ребенка. | 2 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года. |
Список литературы
-
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение,1987. -
Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР, 2003 -
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. -
Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - К: Вища школа, 1985. -
Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. -
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. -
Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. - М.: Издательский центр "Академия",2002. -
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005. -
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. -
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. -
Олигофренопедагогика. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: ДРОФА, 2009. -
Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: "Флинта": Московский психолого-социальный институт, 1998. -
Петрова В.Г. Умственно отсталые дети. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. -
Психолого-педагогическая диагностикa /И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.;/Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Издательский центр"Академия", 2003. -
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение,1996. -
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001.. -
Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. – АСТ., М., 2007 -
Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.