Файл: Республиканский конкурс научных работ школьников Русский Донбасс Направление Топонимика Донбасса Тема работы Изюминки для развития русского Донбасса Подготовила Евсеева Виктория Владимировна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- ООО «Агросервис», ООО «ТД Амвросиевкий»;
- ФХ «Родина», ФХ «Лисичанское», ФХ «Колос», ФХ «Воля», ФХ «Обрий», ФХ «Фоменко и К».
А также магазины: «У дяди Вани», «Конфети», «Орхидея».
К этой группе относим МОУ «Лисиченская школа», МДОУ «Лисиченский детский сад», сельская амбулатория сельского типа, отделение «Почта Донбасса», Лисиченский сельский клуб, Лисиченская сельская библиотека. Это – современность, которая говорит сама о себе. О них поговорим в другое, «совсем близкое время».
Важно обобщить и отметить, что представленная нами точка зрения о региональных топонимах, дает право подчеркнуть и считать, что все они образовались не одновременно и отображает те признаки, которые именуются в действительности на момент наименования.
Для исследования был проведен соцопрос. Большинство опрошенных имеет низкий уровень по топонимике своего края, но хотели бы узнать больше (см. Приложение 5).
3.Заключение
Это наша «малая родина», самое дорогое, что есть у человека.
Много загадок таят в себе окружающие нас имена, которые когда-то, в период своей молодости, были «прозрачны» и всем понятны, – отмечал Отин Евгений Степанович.
Анализ литературы по названиям позволяет сделать выводы. Предметом исследования в данной работе стал один из разделов языкознания – топонимика. В исследовании раскрыто понятие топонимики как науки, определена ее взаимосвязь с другими современными науками, продемонстрировано, какие существуют топонимы в исследуемом регионе.
Топонимия несет важную культурно-историческую информацию. Объекты исчезают, а вместе с ними исчезают и названия, заключающие в себе духовный, культурно-исторический пласт (исчез в данной местности, например, хутор Ледачий).
Топонимике уделялось, да и сейчас уделяется, очень мало времени. Люди в деревнях и селах, откуда пошло и почему так называется их селение, не знают. Из простых местных жителей сейчас уже почти никого не осталось от тех, кто бы знал это (см. Приложение 9).
Мы провели поисковую работу и установили, что географические названия являются важнейшим элементом карты (см. приложение 1,3,3,4).
Первая глава основной части – это разработанный теоретический раздел – систематизация (кратко) изложения материала и творческое осмысление истории развития вопроса; это понятие и сущность изучаемого явления (топонима местности); это уточнение формулировок, определение топологических подходов к анализу вопроса данного исследования.
Заключение этой главы – факторы и причины возникновения топонимов.
Во второй главе излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи.
Считаем, что необходимая цель данной работы достигнута.
В ходе исследования изучены такие названия, как топонимы, топонимия; осмыслено, почему важно изучать названия окружающих нас объектов; изучая топонимы местности, классифицировали их; выявили, что в топонимике много спорного, что связано с давностью, поэтому трактовку некоторых топонимов можно принимать лишь как гипотезу; определено собственное мнение; изучены и освоены различные этапы при написании исследовательской работы.
Считаем, что рассмотрев некоторые труды языковедов и лингвистов, мы углубили наши знания об огромном количестве классификации топонимов. Ссылаясь на проработанный теоретический материал, считаем важным подчеркнуть, что изучение топонимики – это интересная работа.
Топонимика – интегральная научная дисциплина, которая использует данные трех: географии, истории, языкознания.
По нашему мнению, предполагается, материалы данной работы могут быть использованы туристами, краеведами, обучающимися старших классов при изучении истории родного края, младшими школьниками при изучении предмета «Окружающий мир»; их можно применять на уроках географии и литературы, а также во внеклассной работе; при проведении факультатива «Край родной – Вселенная моя», при изучении предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»; использовать на классном часе, да и просто – «Поговорим в Контакте» –ведь «названия, – как писал Паустовский К.Г., – Названия – это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностям и особенностям быта.
Результаты данного исследования были апробированы [см. Приложения 6,7,8] и надеемся, что будут использованы.
«Главной целью конкурса «Русский Донбасс» является развитие школьной проектной исследовательской деятельности в области русского языка, литературы и культуры Донбасса, – отметила в статье «Юные исследователи русского Донбасса» Наталия Мунштукова. И здесь же продолжение: очень интересная тема «Огномастика и топонимика Донбасса». Доктор филологических наук Теркулов Вячеслав Исаевич выразил надежду, что исследовательские работы школьников могут быть использованы в практических целях [10.С.5]. А мы продолжим цитатой, которая весома и актуальна как для данной работы, так и для исследования в целом «Сегодня, в отчаянных условиях, ограничивающих возможности полевых исследований топонимии и онимии края в целом, перед Донецкой ономастичтической школой и вообще перед всеми филологами Донбасса во весь рост встало, во первых, проблема изучения еще неисследованного материала, во вторых задача сохранения уже сделанного, передачи потомкам бесценных краеведческих сокровищ и, наконец, важнейшая из всех – задача организационно-образовательного характера, мы, старшее поколение учеников Евгения Степановича Отина, не просто должны, обязаны позаботиться о воспитании молодых патриотов родного края, способных продолжить дело Е.С.Отина и превратиться в учителей и воспитателей новых поколений собирателей, хранителей и исследователей родного края [4.С.8]. Научный руководитель исследования, который себя также относить к старшему поколению учеников Евгения Степановича Отина, и я, присоединяемся к этим словам.
Список использованных источников
-
Амвросиевский район: Документальные очерки.– Донецк. ЕАИ – Пресс, 2004.–С.136. -
Жучкевич, В.А. Общая топонимика /В.А. Жучкевич. Общая топонимика. – Минск: БГУ, 2006.–С. 124-125. -
Из архивных документов местности (книга, набранная на печатной машинке в 50-60-х годах ХХ века; больше никаких реквизитов нет).–С.2,5. -
Калинкин, В.М. Задачи Донецкой ономастической школы сквозь призму филологического краеведения Донбасса/В.М.Калинкин.– Донецк.– 2020 [С.7-8] – больше реквизитов не нашли. -
Книга Почета, утвержденная в с.Лисичье в мае 1949 года на основании Постановления ХII Пленума ВЦ СПС (так дословно звучит это название и больше никаких реквизитов нет). -
Луч-информ: еженедельная газета/учредитель Амвросиевский районный Совет.–1988, 16 января.–Амвросиевка, 1988.– В.В.Лапенко У села история богата (больше реквизитов нет – это вырезка из газеты) -
Лихтенштейн, Е.С. Слово о науке/Е.С. Лихтенштейн.–Москва: Знание, 1978.–С.30-36. -
Матвеев, А.К. Методы топонимических исследований/А.К.Матвеев. – Свердловск, 1986.–120с. -
Матюшин, Г.Н. Историческое краеведение/Г.Н.Матюшин.– Москва: Просвещение, 1987.–2007с.–135с. -
Мундштукова Наталья. Юные исследователи русского Донбасса//Донецкое время.–2021.–15 декабря – № 46 (262).– С. 5 -
Мурзаев, Э.М. Очерки топонимики/Э.М.Мурзаев .–Москва: Мысль, 1974.–382с. -
Мурзаев, Э.М. Книга о топонимике. Краткая история предмета и способы изучения/Э.М.Мурзаев.–Москва: Мысль, 1982.– 125с. -
Никонов, В.А. Краткий топонимический словарь/В.А.Никонов. – М.: ЛКИ, 1966.– 275с. -
Никонов, В.А. Введение в топонимику/В.А.Никонов. – Москва–: ЛКИ, 2011.– 184 с. -
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.–Москва: Азбуковник, 2000.–940с. -
Отин, Е.С. Топонимия приазовских греков: изд. второе испр. и доп./Е.П.Отин.– Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2002.–212с. -
Отин, Е.С. Топонимия Донетчины/Е.С.Отин.– Донецк: ООО «Юго-Восток», 2013.–118с. -
Отин, Е.С. Происхождение географических названий Донбасса/Е.П.Отин.– Донецк: Юго-Восток, 2014.–199с. -
Поспелов, Е.М. Топонимика в школьной географии. Пособие для учителя/Е.М.Поспелов. – Москва: Просвещение, 1981.-144с. -
Поспелов Е.М. Историко-топонимический словарь России. До-советский период/Е.М.Поспелов.–Москва: Профиздат, 2000.– 224с. -
Прохоров, А.М.Советский энциклопедический словарь. – Москва: Советская энциклопедия, 1990.–1356с. -
Рылюк, Г.Я. В мире географических названий северного полушария/Г.Я.Рылюк, С.Н. Басик, В.В.Шафрин.– Минск.–1998.–120с -
Суперанская А.В,. Что такое топонимика?/А.В.Суперанская.–Москва: Просвещение.– 1985.-176с.
Интернет ресурсы
-
Басик С.Н. Общая топонимика. Раздел языкознания, посвященный изучению истории географических названий (топонимов), их происхождение
interistoroy.ru>kitchen-fumiturelt…
-
Жучкевич В.А.– Вадим Андреевич, доктор географических наук, профессор, белорусский ученый-географист, ономатолог, создатель топонимики школы Белоруссии
ru.wikipedia.org>wiki/Жучкевич
-
Калинкин В.М. Тематические ориентиры для подготовки научно-исследовательских работ по направлению. Ономастика Донбасса. Топонимика Донбасса…видеозапись 15.12.20201 -
Матвеев А.К. – основатель уральской ономастической школы
ru.wikipedia.org>wiki/Матвеев
-
Мурзаев Э.М. ru.wikipedia.org>wiki/Мурзаев.–Мурзаев Эдуард Макарович – ученый, географ, топонимист и историк географии -
Никонов В.А.– выдающийся исследователь ономастики
op.imaja.name>biografii/nikonov.htm
-
azbuka.in.ua/wp-content/uploads/2017/10/NS_2016_v.m.kalinkin.pdf
Отин Е.С. Топонимика Донетчины
Е.С.Отин Происхождение географических названий Донбасса
8. ru.Wikipedia.org/wiki/Отин_Евгений…Евгений Степанович Отин – советский, украинский, русский, донецкий специалист в области ономастике, топонимики и гидромике русского языка
9. Поспелов Е.М. – Евгений Михайлович – советский и российский географ, специалист в области топонимики и картографии
ru.wikipedia.org/wiki/Поспелов_Евгений…
10. Суперанская А.В.–Александра Васильевна
ru.wikipedia.org>wiki/Супернанская…советский и российский лингвист, доктор философских наук, профессор, классик российской и советской ономастики
Видео:
1. Теркулов Вячеслав Исаевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», заслуженный учитель Донецкой Народной Республики, академик Международной славянской академии наук, искусств, образования и культуры Тематические ориентиры для подготовки научно-исследовательских работ по направлению «Русский язык в Донбассе. Особенности лексики и грамматики русского языка в Донбассе. Активные процессы в русском языке в Донбассе. Донбасская языковая личность Языковая картина мира Донбасса» 13.12.2021 г.
2. Калинкин Валерий Михайлович, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания и истории языка имени Е. С. Отина ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» Тематические ориентиры для подготовки научно-исследовательских работ по направлению «Ономастика Донбасса. Топонимика Донбасса. Эргонимы Донбасса. Имена городских объектов» 15.12.2021 г.
3. Суркова Наталья Александровна, заведующий отделом воспитания и развития творческой личности ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» Введение в исследовательскую деятельность. Основные понятия научно-исследовательской работы. Методология научного творчества. Оформление результатов научно-исследовательской работы. 07.12.2021 г.
4. Рубинская Наталья Олеговна, методист отдела русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» Тематические ориентиры для подготовки научно-исследовательских работ по направлению «Роль Донбасса в развитии русской литературы и культуры» 09.12.2021 г.
«Приложение 1»
План местности села Лисичье
«Приложение 2»
План местности хутора Харьковский»
«Приложение 3»
П лан местности станции Квашино
«Приложение 4»
Балки Лисиченского сельского Совета
(п. Лисичье, п. Квашино, п. Харьковский)
П риложение 5.
Соцопрос
В данной местности проживает 945 человек. ( п. Харьковский – 115, п. Квашино – 21, п. Лисичье – 809). Всего были опрошены 102 респондента – методом интервьюирования, анкетирования, в т.ч. методом телефонного интервью.
-
Знаете ли вы о происхождении названия наших поселков? (Знаю, не знаю, затрудняюсь сказать) 30%, 20 %, 50%. -
Знаете ли вы о происхождении названий наших улиц? (Знаю, не знаю, затрудняюсь сказать) 35%, 25 %, 40% -
Знаете ли вы о происхождении наших балок? (Знаю, не знаю, затрудняюсь сказать) 35%, 25 %, 40% -
Можете ли вы дать ответ на вопрос: что такое топоним (топонимика)? (Смогу, не смогу, затрудняюсь сказать) 18%, 22 %, 60%
Приложение 6.
Материалы, подтверждающие апробацию и использование результатов исследования
Приложение 7.
Материалы, подтверждающие апробацию и использование результатов исследования