Файл: Государственная социальная помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Оказание государственной социальной помощи происходит на федеральном уровне, а также на региональном и муниципальном, что и обуславливает актуальность выбранной темы. На сегодняшний день основные полномочия по оказанию социальной поддержки переходят на региональный уровень и финансируются из его бюджета, размер которого влияет на размер социальных выплат. Тем не менее отдельные виды ведутся только на федеральном уровне. В будущем планируется вовлечение к сотрудничеству общественные организации и объединения, которые будут контролироваться самим государством. Сегодня социальной помощи населению оказывают религиозные и профессиональные объединения, но данная поддержка к государственной помощи не имеет никакого отношения.

Цель исследования: дать определение понятия государственной социальной помощи и ознакомиться с ее механизмами оказания на территории Российской Федерации. Для достижения целей потребуется решить следующие задачи:

  • Дать определение понятия государственной помощи в системе социальной защиты населения Российской Федерации;
  • Систематизировать виды социальной помощи;
  • Ознакомиться с условиями предоставления социальных выплат различным категориям граждан: пенсионерам, инвалидам, семьям без кормильца.

Объект исследования: категории граждан, нуждающихся в социальной помощи государства. Предмет исследования: процедура предоставления государственной социальной помощи.

ГЛАВА I: Государственная помощь в системе социальной защиты населения Российской Федерации

1.1. Понятие государственной помощи

Государственная социальная помощь — это предоставление малообеспеченным семьям, одиноким гражданам с низким доходом, а также другим категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и наборов. Правовые и организационные основы по государственной социальной поддержке нуждающихся регулируется Федеральным законодательством[1].


Согласно ст. 3 ФЗ “О государственной социальной помощи” поддержка оказывается с целью:

Поддержания необходимого уровня жизни людей с низким уровнем дохода, средний доход которых на душу приходится ниже установленного прожиточного минимума в данном регионе РФ;

  • Адресная помощь малоимущим;
  • Создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и повышения качества социальных услуг;
  • Снизить уровень социального расслоения;
  • Увеличить доходы населения.

Для достижения вышеперечисленных целей и повышения уровня жизни

населения, необходимо:

  1. Авторетировать работу, как основной источник денежных доходов населения;
  2. Стимулировать граждан на использование доходов от трудовой, предпринимательской деятельности и доходов от собственности.
  3. Необходимо увеличить инвестирование на социально значимые программы: улучшение медицинского обслуживания и увеличить количество бюджетных мест в высших учебных заведениях.
  4. Упростить получение кредитов для развития предпринимательской деятельности;
  5. Произвести усиление адресного оказания помощи малоимущим семьям.

Уровень жизни населения отражает степень довольствования материальными и духовными потребностями в количественном измерении: денежном или натуральном. Качество жизни страны состоит из:

  1. Национального дохода
  2. МРОТ
  3. Реальных доходов населения
  4. Объёма потребляемых благ и услуг
  5. Уровня потребления продовольственных и непродовольственных товаров
  6. Средняя продолжительность рабочего дня и времени отведенного на отдых
  7. Коммунальные и жилищные условия
  8. Уровень образования, здравоохранения, культуры
  9. Налоговая система

Все это отражает экономическое качество жизни населения, проще говоря степень удовлетворённости потребностей граждан. Минимальный прожиточный минимум выступает вроде ограничительной линии бедности.

В большей степени за гранью оказывается нетрудоспособное население, пенсионеры, инвалиды, неблагополучные семьи, многодетные и одинокие родители. Современная экономическая ситуация в стране требует усовершенствование использования финансовых и материальных ресурсов, выработать новые механизмы реализации социальной политики.

Тип предоставления гос.помощи определяется бюджетом финансирования. Может осуществляться за счет средств федерального или регионального бюджета.

Государственная политика различает следующие виды социальной


поддержки населения страны:

социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;

субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан;

социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

А также государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг. Статья 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определяет категории граждан, имеющих право получать данную помощь.

Следующие категории граждан, имеют право получать гос.помощь в виде набора социальных услуг:

  1. инвалиды войны;
  2. участники Великой Отечественной войны;
  3. ветераны боевых действий из числа лиц, определенных соответствующим законом[2];
  4. военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  5. лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  6. лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в тыловых границах активных фронтов, оперативных зон действующих флотов, на линии фронта участки железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Второй мировой войны в портах других государств;
  7. члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участники и ветераны Великой Отечественной войны, члены семей личного состава групп самообороны объекта и аварийные отряды местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  8. инвалиды;
  9. дети-инвалиды.

Состав набора социальных услуг включает в себя:

  • Лекарственные препараты, в соответствии с рецептами врача;
  • Лечебное питание для детей-инвалидов;
  • Обеспечение санаторно-курортным лечением лиц с соответствующими медицинскими показаниями;
  • Обеспечение бесплатного проезда на пригородных и поездах дальнего следования к месту лечения и обратно;
  • Инвалиды I группы и дети-инвалиды имеют право на получение второй путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к его месту расположения, а также льготную стоимость для сопровождающих лиц.

Рис.1 Государственная система социальной помощи гражданам РФ

1.2. Виды и характеристики государственной социальной помощи

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» регулирует виды оказания соответствующей поддержки, определяет количество и сумму денежных выплат, предоставляемых на личное расходование или цели, в соответствии с которыми ее начислили.

Опираясь на данный закон, можем разделить на следующие виды социальной помощи населению:

  1. денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
  2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Социальное пособие — это безвозмездно предоставляемая фиксированная законом сумма денег за счет средств соответствующего субъекту бюджета. Размер таких выплат малоимущим гражданам определяется разницей между установленным в регионе минимальным прожиточным минимумом и общим доходом семьи или одинокого гражданина. Иными словами, размер начисленного пособия будет зависит от дохода получателя, но не превышать минимального прожиточного порога по субъекту РФ.

Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения, находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств, одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является значительной материальной поддержкой, а порой и единственным способом выжить.

В том случае, если бюджет региона имеет недостаточное финансирование, то расходы на оказание данного вида помощи переходят на вышестоящий уровень бюджетной системы страны или осуществляется при помощи дополнительных источников финансирования в порядке, установленном законом. Отличительным признаком субсидий является целевое назначение: оплата материальных благ или услуг. Предоставляемые денежные суммы гражданин имеет право расходовать только на те цели, для осуществления которых они были предоставлены.


Компенсация — это государственное возмещение гражданам расходам, установленных законодательством РФ. Отличительной чертой компенсации выступает обратный характер, то есть предоставляется гражданам начислений уже за произведенные расходы. Случаи предоставления компенсаций также регулируются законодательством.

Кроме денежных выплат государство оказывает поддержку нуждающимся и в натуральном виде. Органы исполнительной власти имеют право оставлять за собой выбор оказания поддержки, как в денежном эквивалента, так и в натуральной форме, которая имеет для данной категории нуждающихся важное значение.

1.3. Социальные пенсии

Центральное место в социальной политике государство занимает социальное обеспечение. Оно определяет уровень благополучия населения и тесно связано с развитием экономики.

Статья 39 Конституции РФ закрепляет за гражданами право на социальное обеспечения, гарантирую обеспечение по возрасту, состоянию здоровья, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, регулируемых законом. Социальное обеспечение выступает отдельным институтом государства и является источником средств для существования при наступлении социальных рисков.

Главным видом социальной помощи выступают социальные пенсии. В отличие от трудовых они не являются частичным замещением утраченного заработка и не зависят от трудового стажа, потому и привязаны к минимальному размеру пенсии по возрасту. По стране около 2% граждан получают данный вид пособий.

Назначаются следующим категориям граждан:

  • Инвалидам I, II и III степени, в том числе инвалидам с детства;
  • лицам, достигшим общепенсионного возраста;
  • детям - в случае потери кормильца, если кормилец умер по причине, не связанной с работой, и не имеет трудового стажа;
  • детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

Назначаются по достижению установленного возраста, наступлением инвалидности и потере кормильца.

Социальная пенсия по возрасту

Право на данную государственную поддержку имеют только лица, проживающие на территории страны на постоянной основе и достигшим возраста 65 для мужчин и 60 лет для женщин[3]. В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. No 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в

Российской Федерации», гражданам социальная пенсия назначается в случае, когда лица по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию.