Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I: Государственная помощь в системе социальной защиты населения Российской Федерации
1.1. Понятие государственной помощи
1.2. Виды и характеристики государственной социальной помощи
Глава II: Социальные выплаты: виды и основания предоставления
2.1. Понятие малоимущей семьи/гражданина и порядок назначения выплат
2.2. Порядок назначения государственной социальной помощи
2.3 Основания для прекращения государственной социальной помощи
2.4 Практические основы социальной помощи малообеспеченным гражданам г. Санкт-Петербурга
Жители многочисленных регионов Севера приобретают право выхода на пенсии по достижению 55 и 50 лет соответственно[4].
Наличие у пенсионера иждивенца никак не влияет на размер получаемого пособия по возрасту. При смене места жительства на территории Российской Федерации размер пенсии не подлежит индексикации в зависимости от района.
Размер социальной пенсии по возрасту индексируется с учетом темпов роста инфляции в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий.
Социальная пенсия по инвалидности
Данный вид пенсии назначается только гражданам РФ, постоянно проживающим на территории страны и имеющие ограничения к трудовой деятельности любой степени, не имея право на трудовую пенсию по причинам установленным законом.
Инвалид не может получать трудовую пенсию, не имея стажа работы, а также в результате умышленного нанесения себе увечий с целью получения инвалидности. Если у такого лица имеются пенсионные накопления в специальной части лицевого пенсионного счета, то накопительная составляющая трудовой пенсии назначается дополнительно к социальной, но лишь по достижению пенсионного возраст, исключая инвалидов детства III и II степени, которые получают накопительную часть независимо от возраста; больных гипофизарным нанизмом (лилипутов) - мужчинам не ранее 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если их страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно; диспропорциональных карликов и инвалидов по зрению, имеющих ограничение способностей к трудовой деятельности III степени, - не ранее 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет соответственно, если они имеют страховой стаж не менее 15 и 10 лет[5] .
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания или трудового увечья, то указывают общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов.
Социальная пенсия по инвалидности устанавливается в фиксированном размере пропорционально базовой части трудовой.
Социальная пенсия по случаю потери кормильца
Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам: детям в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца.
Социальная пенсия назначается, если ее получатели не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца или по случаю потери кормильца из числа военнослужащих либо лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.
Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца детям в возрасте до 18 лет составляет:
- потерявшим одного из родителей - в размере базовой части трудовой пенсии по возрасту, предусмотренной для граждан, достигших общего пенсионного возраста;
- потерявшим обоих родителей или умершей одинокой матери (круглым сиротам) в размере базовой части трудовой пенсии по инвалидности, при ограничении способности к трудовой деятельности III.
В качестве документа, подтверждающего что умершая являлась одинокой матерью, принимается свидетельство о рождении ее ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов ЗАГСа о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери.
Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на период постоянного проживания ее получателя в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, на районный коэффициент, установленный для этих местностей.
Социальная пенсия по случаю потери кормильца индексируется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий.
Глава II: Социальные выплаты: виды и основания предоставления
2.1. Понятие малоимущей семьи/гражданина и порядок назначения выплат
Согласно закону, регулирующего социальную помощь населения РФ, малообеспеченными гражданами считаются лица, чей средне душевный доход от причин, не зависящих от них, ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем регионе.
В случае если в данном субъекте Федерации не установлена величина прожиточного минимума, за основу используют величину, установленную Правительством РФ на основании Федерального закона от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в РФ». В этом законе освещается правовая основа для расчета прожиточного минимума в стране, определения величины потребительской корзины, а также периодичность ее пересчета и порядок установления. Исходя из него следует, что правительство обязано ежеквартально утверждает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения. Данный минимум включает в себя потребительскую корзину, обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина формируется из минимально необходимого уровня потребления продовольственных и непродовольственных товарах и услугах. Она включает в себя питание, непродовольственные товары и необходимые услуги, 68% корзины составляют продукты питания. Данные наборы дифференцируются в зависимости от природно-климатических, демографических, социально-этнических и экологических условий, а также с учетом роста цен. В соответствии с законодательством, каждый гражданин обязан уплачивать в федеральный бюджет установленные законом сборы и платежи, поэтому они тоже являются составной частью корзины.
Право на государственную социальную помощь имеют граждане Российской Федерации, а также, лица, находящиеся в стране на законных основаниях (беженцы, вынужденные переселенцы, иностранные граждане и лица без гражданства) при соблюдении ими условий на получение такой помощи. Среднедушевой доход членов семьи рассчитывается исходя из суммы доходов каждого члена семьи. Порядок такого расчета регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2003 года No44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Расчет среднедушевого дохода семьи и одинокого гражданина производятся органом социальной защиты населения исходя из суммы доходов за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. При расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученного как в денежной, так и в натуральной форме. Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (услуг, плодов, продукции), иного имущества, исходя из цен, определяемых в порядке, установленном ст. 40 Налогового кодекса РФ. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления семьи или одиноко проживающего гражданина. Для расчета берутся доходы до вычета налогов и сборов. При расчете указанного среднедушевого дохода учитываются все виды доходов, в том числе пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт, в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, все виды пенсий и стипендии, доходы от имущества (доходы от реализации и сдачи в аренду недвижимости, транспортных и иных механических средств, доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства), проценты по банковским вкладам, алименты и перерасчет полученных льгот в денежный эквивалент (бесплатное питание, проезд) и т.д.
При расчете среднедушевого дохода, в состав семь включаются лица, связанные родством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов на всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход малоимущего одиноко проживающего гражданина определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
Право на пользование набором социальных услуг вступает только после включения льготника в Федеральный регистр. В виду этого возникает проблема с правом пользования социальным пакетом в том числе и лекарственному обеспечению, льготному проезду у инвалидов в период переосвидетельствования в МСЭ. Такой период может растягиваться от нескольких недель до месяцев. На этот период льготник исключен из регистра и не пользуется социальным набором. По состоянию на конец 2018 г. численность граждан, включенных в федеральный регистр льготников составила более 16 миллионов человек. Также, более 15 миллионов человек включены в региональные регистры.
Резюмируя все выше сказанное, условием для предоставления помощи малоимущим является подтверждение данного статуса путем подачи необходимого пакета документов в исполнительные органы власти.
2.2. Порядок назначения государственной социальной помощи
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь назначается по средством решения органов социальной защиты населения по месту жительства или пребывания нуждающихся граждан, на основании заявления в письменной форме и предоставления документов, подтверждающих недостаточный уровень доходов. Данный тип помощи предоставляется государством для всех граждан с низким доходом, однако право получение остается добровольным и имеет ряд нюансов в оформлении.
Рис. 2 “Порядок оформления документов для получения социальной помощи”
В заявлении на рассмотрение предоставления данного вида помощи гражданам, заявитель указывают сведения о составе семьи, доходах, движимым и недвижимом имуществе, а так же сведений от реализации этого имущества и сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг, включая бесплатные обеды и компенсации в детских садах.
Представленные заявителем сведения подлежат комиссионному обследовании и при обнаружении сокрытия доходов или непредоставления полных сведений о имуществе в социальной помощи будет отказано. Уведомление о назначении пособий отправляется заявителю в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения и предоставления пакета документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным в одном или нескольких федеральных законах, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному, с наиболее высоким размером. Данная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Часть суммы ежемесячной денежной выплаты, может быть направлена на финансирования социального набора услуг. Для такого распределения
финансовой помощи, гражданину необходимо подать письменное заявление в органы ПФР по месту жительства. Если нуждающийся уже получает пенсию в данном ПФР, то с заявлением обращаться в территориальный ПФР, по месту выплатного дела. Данный орган выдаст справки, подтверждающие право получения социального набора, с указанием категории льготника и срока назначения выплаты.
В Санкт-Петербурге, по состоянию на 2018 год, численность граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, составила почти 1,3 миллиона человек. По состоянию на август 2019 года на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 1121,42 руб. в месяц. Из них 863,75 руб. отводится на обеспечение необходимыми медикаментами, 133,62 руб. на предоставление путевки на санаторно- курортное лечение, а 124,05 руб. - на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.