Файл: Франц Шуберт (17971828).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) "Неоконченная симфония".

"Неоконченная симфония" состоит не из четырех частей, как принято, а издвух. И дело совсем не в том, что Шуберт не успел дописать остальные две части. Он принялся было за третью - менуэт, как требовала того классическая симфония, но оставил свою затею. Симфония так, как она прозвучала, была полностью завершена. Все прочее оказалось бы лишним, ненужным. А если классическая форма требует еще двух частей, надо поступиться формой. Что он и сделал.

в) Песни Шуберта.

Стихией Шуберта была песня. В ней он достиг небывалых высот. Онизанимают в творчестве Шуберта главное место. И не только по количеству. Именно песни наиболее ярко отразили все то новое, что внес композитор в музыку. Жанр, ранее считавшийся незначительным, он возвел в степень художественного совершенства. А, сделав это, пошел дальше - насытил песенностью камерную музыку - квартеты, квинтеты, - а затем и симфоническую. Соединение того, что казалось несоединимым, - миниатюрного с масштабным, малого с крупным, песенного с симфоническим - дало новое, качественно отличное от всего, что было раньше, - лирико-романтическую симфонию. Ее мир - это мир простых и интимных человеческих чувств, тончайших и глубоких психологических переживаний. Это исповедь души, выраженная непером и не словом, а звуком. Все новое в песнях было порождено изменившимися условиями жизни общества того времени. На смену герою произведений Бетховена – борцу за справедливость и независимость народов – приходит скромный и незаметный герой Шуберта. Он вынужден ограничиться интересами лишь своей личной жизни, в которой стремиться найти и счастье, и радость. Герой Шуберта простой человек. Он глубоко несчастен. Все его мечты и надежды неосуществимы. Единственным, верным и неизменимым его другом, которому он поверяет все свои мысли, является природа. Поэтому образы ручейка, леса, цветов, птиц неизменно присутствуют в песнях Шуберта. Они окружают героя песен, сопутствуют ему в его странствиях, делят с ним радости и печали. Песни Шуберта были необычны и по характеру мелодии, нередко напряженной, динамичной. Критики отмечали, что композитор «слишком часто жертвует красивой кантиленой ради правды выражения». Песенный цикл "Прекрасная мельничиха" яркое тому подтверждение. Шуберт написал его на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. "Прекрасная мельничиха» - вдохновенное творение,
озаренное нежной поэтичностью, радостью, романтикой чистых и высоких чувств. Цикл состоит из двадцати отдельных песен. А все вместе они бразуютединую драматическую пьесу с завязкой, перипетией и развязкой, одним лирическим героем - странствующим мельничным подмастерьем. Впрочем, герой в "Прекрасной мельничихе" не один. Рядом с ним действует другой, не менее важный герой - ручей. Он живет своей бурливой напряженно-изменчивой жизнью.

г) Последнее десятилетие жизни.

Произведения последнего десятилетия жизни Шуберта очень разнообразны. Он пишет симфонии, сонаты для фортепиано, квартеты, квинтеты, трио, мессы, оперы, массу песен и много другой музыки. Но при жизни композитора его произведения исполнялись редко, а большая часть их так и осталась в рукописях. Не располагая ни средствами, ни влиятельными покровителями, Шуберт почти не имел возможности издавать свои сочинения. Песни, главное в творчестве Шуберта, считались тогда более пригодным для домашнего музицирования, чем для открытых концертов. По сравнению с симфонией и оперой песни не причислялись к важным музыкальным жанрам. Ни одна опера Шуберта не была принята к постановке, ни одна из его симфоний не была исполнена оркестром. Мало того: ноты его лучших Восьмой и Девятой симфоний были найдены лишь много лет спустя после смерти композитора. А песни на слова Гёте, посланные ему Шубертом, так и не удостоились внимания поэта. Робость, неумение устраивать свои дела, нежелание просить, унижаться перед влиятельными лицами были также немаловажной причиной постоянных материальных затруднений Шуберта. Временами Шуберт не имел даже фортепиано и сочинял без инструмента. Материальные трудности не мешали ему сочинять музыку.

д) Шуберт и граф Эстерца.

В 1818 г. Шуберта заметил могущественный граф Эстерца. В первый раз в своей жизни Шуберт выехал за пределы города, в котором родился, проводя летние месяцы следующих двух лет, преподавая двум дочерям графа в Злеcе, 100 милями от Вены. Однако граф не смог подобрать Шуберту постоянной работы и в вопросе обеспечения себя (небольшим) доходом он полагался на шубертиады. В конце концов, одна из его работ (одна из двух Увертюр в итальянском стиле) была профессионально поставлена, также ему заплатили за сочинение оперы Die Zwillingsbruederе ("Близнецы"). Но вплоть до 1821 г. Ни одна из его работ не была опубликована, и лишь под давлением многочисленных друзей Шуберта на издателя они начали выходить. Фактически, за всю жизнь Шуберта было опубликовано лишь 187 его песен и несколько других произведений. И все же венцы узнали и полюбили музыку Шуберта, которая сама пробила путь к их сердцам. Подобно старинным народным песням, передаваясь от певца к певцу, его произведения постепенно приобрели почитателей. Это не были завсегдатаи блестящих придворных салонов, представители высшего сословия. Как лесной ручеек, музыка Шуберта нашла себе путь к сердцам простых жителей Вены и ее предместий. Большую роль сыграл здесь выдающийся певец того времени Иоганн Михаэль Фогль, исполнявший песни Шуберта под аккомпанемент самого композитора. Необеспеченность, непрерывные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. Организм его был истощен. Примирение с отцом в последние годы жизни, более спокойная, уравновешенная домашняя жизнь уже не могли ничего изменить. Прекратить сочинять музыкуШуберт не мог, в этом был смысл его жизни. Но

творчество требовало огромной затраты сил, энергии, которых становилось с каждым днем все меньше.

Последние годы жизни.

а) Упадок сил.

В двадцать семь лет композитор писал своему другу Шоберу: "...я чувствую себя несчастным, ничтожнейшим человеком на свете..." Это настроение отразилось и в музыке последнего периода. Если раньше Шуберт создавал преимущественно светлые, радостные произведения, то за год до смерти он пишет песни, объединяя их общим названием "Зимний путь".

б) "Зимний путь" и последние произведения.

Такого с ним еще не бывало. Он писал о страдании и страдал. Он писал о безысходной тоске и безысходно тосковал. Он писал о мучительной боли души и испытывал душевные муки. "Зимний путь" - это хождение по мукам. И лирического героя, и автора. Это произведение рассказывает историю в 24 немецких песнях о мужчине, которого бросила любимая, находящегося на грани сумасшествия или самоубийства. Цикл, написанный кровью сердца, будоражит кровь и бередит сердца. Тонкая нить, сотканная художником, соединила незримой, но нерасторжимой связью душу одного человека с душой миллионов людей. Раскрыла их сердца потоку чувств, стремившихся из его сердца. Считают, что именно находясь в таком унылом настроении, он написал два отделения своей изумительной Восьмой или "Неоконченной" симфонии (Шуберт отложил ее партитуру в сторону и написал "Фантазии бродяги" для фортепьяно), изданной лишь через 40 лет. Оставшиеся композитору годы были тяжелыми. Он так и не добился сколько-нибудь значительного гарантированного дохода от издателей или прибыльной музыкальной должности. Когда он чувствовал себя хорошо, то писал так же быстро, как и раньше, сочинив некоторые из своих самых удачных произведений. Например, в 1823 г. он вышел из госпиталя и написал музыку к Розамунде, Fierabras и первый из своих песенных циклов, Die schoene

Muellerin ("Прекрасная мельничиха"). Его письма этого времени пронизаны отчаянием, хотя в его последние годы увидели свет некоторые экстраординарные работы, среди которых Большая До-мажорная симфония 1825-26 гг., которая считалась неиграбельной, пока Мендельсон не нашел партитуру и не представил ее в 1839 г. в Лейпциге. В 1827 г. появились два Фортепьянных трио. Это произведение рассказывает историю в 24 немецких песнях о мужчине, которого бросила любимая, находящегося на грани сумасшествия или самоубийства. Через год появились три поздних фортепьянных сонаты и часто исполняемый Струнный квартет C. Другие 14 песен позже были собраны вместе в цикл, озаглавленный Schwanengesang ("Лебединая песнь").


в) Первый концерт.

В 1828 году стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принес композитору большую радость. Его планы на будущее стали более радужными.

Смерть Шуберта.

Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он продолжает сочинять. Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом. Ослабевший организм не выдержал тяжелой болезни, и 19 ноября 1828 года Шуберт скончался. Оставшееся имущество было оценено за гроши. Многие сочинения пропали. Шуберт жил в Вене в одно время с великим Бетховеном, преклонялся перед силой его таланта, наблюдал за ним издалека, но так и не рискнул познакомиться. Лишь незадолго до смерти секретарь Бетховена показал ему несколько шубертовских пьес и поинтересовался мнением композитора. «Поистине в этом Шуберте живет искра Божия», - был ответ. Шуберт был похоронен на кладбище Веринг, рядом с Бетховеном, напохоронах которого в минувшем году он нес факел. Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту:

Смерть похоронила здесь богатое сокровище,

Но еще более прекрасные надежды.

Эти справедливые слова выразили всю горечь безвременной утраты.

Вывод.

Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три. В своей неудовлетворенности окружающей жизнью Шуберт был не одинок. Эта неудовлетворенность и протест лучших людей общества нашли отражение в искусстве, где в те годы возникает целое направление - романтизм. Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков, он был одним из создателей жанра лирической фортепианной миниатюры. Шуберт считается одним из величайших мелодистов в истории мирового искусства. Искренность, человечность, мелодичность песен, глубокое проникновение в сокровенный мир душевных состояний завоевали известность «маленьким шедеврам» музыканта. Невозможно не поддаться очарованию любовной серенады или забавной зарисовки о сверкающей на солнце серебристой форели.


Список используемой литературы:

1) «Сто великих композиторов».

2) К. Кузнецов «Венок Шуберту».

3) Г. Гольдшмидт «Франц Шуберт».

4) В. Дамс «Шуберт».

5) Ю. Хохлов «Воспоминания о Шуберте».

6) В. Д. Конен «История зарубежной музыки».

7) И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран».