Файл: Франц Шуберт (17971828).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕФЕРАТ

По музыке на тему:

«Франц Шуберт (1797-1828)»





ПЛАН.

1. Историческая справка.

2. Детство.

а) Семья, родители.

б) Музыкальные способности Франца.

в) Пение в Конвикте.

3. Юношество.

а) Первые произведения.

б) Разногласия с отцом

в) Разрыв с Конвиктом.

4. Расцвет творчества.

а) Преподавание в приходской школе.

б) "Лесной царь"

в) Шуберт оставляет школу.

5. Несчастливая любовь.

6. Друзья Шуберта. «Шубертиады».

7. Растущая популярность Шуберта.

а) Новые произведения.

б) "Неоконченная симфония"

в) Песни Шуберта.

г) Последнее десятилетие жизни.

д) Шуберт и граф Эстерца.

8. Последние годы жизни.

а) Упадок сил.

б) "Зимний путь" и последние произведения.

в) Первый концерт.

9. Смерть Шуберта.

10. Вывод.

Историческая справка.

Романтизм принес в искусство не только новые темы и новых героев, обновляются и музыкальные формы. Человеком, раздвинувшим рамки музыкальной культуры XIX века, является австрийский композитор и музыкант Франц Шуберт. Революционные потрясения и наполеоновские войны в Европе почти не затронули господствующий в Австрийской империи старый порядок. Монархия Габсбургов была многонациональным «лоскутным» государством.

Восседавший в это время на престоле Габсбургов Фердинанд не отличался талантами. Все управление сосредоточилось в руках канцлера Меттерниха, который свою главную роль видел в борьбе с революционными и национальными движениями. Значительная часть буржуазии была недовольна проводимой запретительной политикой Габсбургов.

Расцвет творчества Шуберта падает на 20-е годы XIX века, когда все революционное, передовое подвергалось гонениям. О высоких идеях французской революции – свободе, равенстве, братстве – нельзя было даже и упоминать.


Людям была предоставлена одна возможность – замкнуться в свои узкие, семейные интересы, развлекаться, веселиться. Такая вынужденная ограниченность была мучительна для Шуберта. Поэтому сумрачное настроение его последних произведений можно рассматривать и как отражение австрийского общества того времени.

Но в то время Вена, где жил композитор, была одним из наиболее крупных музыкальных городов не только Австрии, но и всей Европы. Сюда съезжались лучшие композиторы того времени. На сцене Венского театра ставились оперы, симфонические и камерные произведения звучали в концертах. Виртуозы соревновались в своем исполнительском мастерстве. Здесь жили и творили всемирно известные Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Все герои Шуберта способны глубоко чувствовать, тяжело переживают гнетущую атмосферу полицейского режима в Австрии. Персонаж одного из шубертовских стихотворений произносит:

Мне только боль великая дана,

И с каждым часом силы убывают.

О, разве и меня не убивают

Бессмысленные эти времена?

Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец Франц Теодор и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Вскоре мальчик смог принимать участие в домашнем исполнении струнных квартетов, играя партию альта. Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, исполняя трудные сольные партии. Отец был доволен успехами сына. Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, его определили в Конвент - школу подготовки церковных певчих.

в) Пение в Конвикте.

Обстановка учебного заведения благоприятствовала развитию музыкальных способностей мальчика. В школьном ученическом оркестре он играл в группе первых скрипок, а иногда даже исполнял обязанности дирижера. Репертуар оркестра был разнообразен. Шуберт познакомился с симфоническими произведениями различных жанров (симфониями, увертюрами), квартетами, вокальными сочинениями. Он признавался своим друзьям, что симфония Моцарта соль минор потрясла его. Высоким образцом для него стала музыка Бетховена.

Юношество.

а) Первые произведения.

Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения - фантазия для фортепиано, ряд песен. Юный композитор пишет много, с большим увлечением, часто в ущерб другим школьным занятиям. Выдающиеся способности мальчика обратили на него внимание знаменитого придворного композитора Сальери, с которым Шуберт занимался на протяжении года. Он изучал гармонию и контрапункт, и Сальери вскоре объявил, что ученик знает все, что необходимо знать про музыку. К этому времени некоторые из его песен былиуже опубликованы. В 1813 г. он создал свою первую симфонию и к 17 годам продолжал производить новую симфонию каждый год.



б) Разногласия с отцом.

С течением времени бурное развитие музыкального таланта Франца стало вызывать у отца тревогу. Хорошо зная, как труден был путь музыкантов, даже всемирно известных, отец хотел уберечь своего сына от подобной участи. В наказание за чрезмерное увлечение музыкой он даже запретил ему в праздничные дни бывать дома. Но никакие запреты не могли задержать развитие дарования мальчика.

в) Разрыв с Конвиктом.

Шуберт решился порвать с конвиктом. Забросить скучные и ненужные учебники, позабыть о никчемной, иссушающей сердце и ум зубрежке и выйти на свободу. Целиком отдаться музыке, жить только ею и ради нее. 28 октября 1813 года он закончил свою первую симфонию ре-мажор. На последнем листе партитуры Шуберт написал: «Окончание и конец". Окончание симфонии и конец конвикту.

Расцвет творчества.

а) Преподавание в приходской школе.

Отец Шуберта, женившись во второй раз, убедил Франца поработать в его школе. Шуберт преподавал там три года, хотя чувствовал отвращение к этой работе и мало зарабатывал. Он служил помощником учителя, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. В это время в Вене последним криком моды был Россини, и Шуберт попытался последовать его рецепту успеха, сочиняя оперы. Но его творения стали полными провалами, самое удачное шло лишь 12 дней. Шуберт осознал, что его таланты лежат в другом направлении - в сочинении музыки для домашнего прослушивания. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится все сильнее. Приходится лишь изумляться жизнестойкости его творческой натуры. Именно в эти годы школьной каторги, с 1814 по 1817 год, когда, казалось, все было против него, им создано поразительное множество произведений. Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы, 2 фортепьянные сонаты, струнный квартет. Посреди творений этого периода немало таких, что озарены немеркнущим пламенем гениальности. Это Трагическая и Пятая си-бемоль-мажорная симфонии, а также песни "Розочка", "Маргарита за прялкой», «Лесной царь".

б) "Лесной царь"

"Маргарита за прялкой" - монодрама, исповедь души. "Лесной царь" – драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные. Поразительна история создания этого шедевра. Он возник в порыве вдохновения.


"Однажды, - вспоминает Шпаун, друг композитора, - мы зашли к Шуберту, жившему тогда у своего отца. Мы застали друга в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух «Лесного царя". Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал, великолепная баллада была готова".

"Лесной царь" – драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребенком через недобрый сказочный лес. Партия фортепиано то рисует слушателю мрачную, таинственную ночную чащу, то передает бешеный ритм скачки, подводя к трагическому финалу. Важную роль в балладах, романсах, песнях играют картины природы. Порывистая, взволнованная мелодия романса «Приют» рождает образ беспокойных кипучих волн, за которыми угадывается мятежная и мятущаяся душа романтических героев.

в) Шуберт оставляет школу.

Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор твердо решил посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе. Его не страшила ссора с отцом. Вся дальнейшая недолгая жизнь Шуберта представляет собой творческий подвиг. Испытывая большую материальную нужду и лишения, он неустанно творил, создавая одно произведение за другим. В 1816 г. Шуберт окончательно бросил отцовскую школу и подал прошение о должности музыкального директора в Лайбахе, но так как Сальери не поддержал его просьбу, он не смог занять этот пост. Вскоре, однако, он получил 100 флоринов за кантату Прометей, к нашим дням утерянную. Это в первый раз ему платили за композицию.

Несчастная любовь.

Материальные невзгоды, к несчастью, помешали ему жениться на любимой девушке. Тереза Гроб пела в церковном хоре. С первых же репетиций Шуберт приметил ее, хотя была она неприметна. Светловолосая, с белесыми, словно выцветшими на солнце, бровями и крупитчатым, как у большинства неярких блондинок, лицом, она совсем не блистала красотой. Скорее, напротив - на первый взгляд казалась дурнушкой. На круглом лице ее явственно проступали следы оспы. Но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо преображалось. Только что оно было потухшим и потому неживым. Теперь, озаренное внутренним светом, оно жило и лучилось. Как ни привык Шуберт к черствости судьбы, но и он не предполагал, что судьба обойдется с ним так жестоко. "Счастлив тот, кто находит истинного друга. Еще счастливее тот, кто найдет его в своей жене», - записал он в своем дневнике. Однако мечты пошли прахом. Вмешалась мать Терезы, которая растила ее без отца. Отец ее владел маленькой шелкопрядильной фабрикой. После смерти он оставил семье небольшое состояние, и вдова все заботы обратила на то, чтобы и без того мизерные капиталы не уменьшились. Естественно, что с замужеством дочери она связывала надежды на лучшее будущее. И еще более естественно, что Шуберт не устроил ее. Кроме грошового жалованья помощника школьного учителя, у него была музыка, а она, как известно, не капитал. Музыкой можно жить, но ею не проживешь. Покорная девушка из предместья, воспитанная в подчинении старшим, даже в мыслях не допускала ослушания. Единственное, что она себе позволила, - слезы. Тихо проплакав до самой свадьбы, Тереза с опухшими глазами пошла под венец. Она стала женою кондитера и прожила долгую, однообразно-благополучную, серую жизнь, умерев на семьдесят восьмом году. К тому времени, когда ее свезли на кладбище, прах Шуберта уже давно истлел в могиле.


Друзья Шуберта. «Шубертиады».

Шуберт завел круг друзей, которые много сделали для него в Вене. Францфон Шобер, богатый студент-медик, семья которого интересовалась искусствами, частенько приглашал Шуберта к себе. У Шоберов молодой композитор познакомился с Михаэлем Фоглем, известным баритоном. Он был первым профессионалом, исполнявшим песни Шуберта, и много сделал для их защиты и популяризации. В течение нескольких лет (с 1817 по 1822 год) Шуберт жил поочередно то у одного, то у другого из своих товарищей. Некоторые из них (Шпаун и Штадлер) были друзьями композитора еще по конвикту. Позже к ним присоединились разносторонне одаренный в области искусства Шобер, художник Швинд, поэт Майрхофер и другие. Душой этого кружка был Шуберт. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.

Во время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности. Горячо спорили, обсуждая возникавшие вопросы, критиковали существующие общественные порядки. Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название "шубертиад". В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, тут же сочинял экосезы, вальсы, лендлеры и другие танцы. Многие из них так и остались не записанными. Не меньшее восхищение вызывали песни Шуберта, которые он часто сам исполнял. Нередко эти дружеские собрания превращались в загородные прогулки. Насыщенные смелой, живой мыслью, поэзией, прекрасной музыкой, эти встречи представляли собою редкий контраст с пустыми и бессодержательными развлечениями светской молодежи.

Растущая популярность Шуберта.

а) Новые произведения.

К 1817 г. среди многих его песен появились Die Forelleе ("Форель") и AnDie Musik ("К музыке"), вместе с Четвертой симфонией, наследующей Бетховена, более гайдновской Пятой симфонией и струнным квартетом "Дева и смерть". Музыка Шуберта начала привлекать внимание светского общества. Неустроенность быта, веселые развлечения не могли отвлечь Шуберта от творчества, бурного, непрерывного, вдохновенного. Он работал систематически, изо дня в день. "Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую", - признавался композитор. Шуберт сочинял музыку необычайно быстро. В отдельные дни он создавал до десятка песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор едва успевал заносить их на бумагу. А если ее не было под рукой, писал на оборотной стороне меню, на обрывках и клочках. Нуждаясь в деньгах, он особенно страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали ею композитора. Музыка посещала его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать ее, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворен. Так, на некоторые стихотворные тексты Шуберт написал до семи вариантов песен! В этот период Шуберт пишет два своих замечательных, произведения - "Неоконченную симфонию» и цикл песен "Прекрасная мельничиха".