Файл: Современный банковский маркетинг: методы и тенденции развития (Особенности банковского маркетинга в ПАО «Сбербанк»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рост потребностей и требований клиентов к банковским услугам, усиление конкуренции на рынке приводят к тому, что большое количество банковских организаций используют маркетинг, разрабатывают маркетинговые планы для эффективной адаптации к изменениям внешней среды. С развитием информационных технологий хороший маркетинг стал играть главную роль в банковском деле. Значимость маркетинга стала настолько высокой, что сейчас идет этап «золотого века» маркетинга.

Сейчас не банки определяют линейку своих продуктов и услуг, а клиенты, которые открыто заявляются о своих потребностях и требованиях.

Потребителям важны скорость и удобство обслуживания. Если банки не будут это учитывать, они потеряют своих клиентов.

Ребрендинг как инструмент маркетинга на примере ПАО СБЕРБАНК

Рассмотрим особенности банковского маркетинга в целом, а так же рассмотрим роль ребрендинга в стратегии маркетинга ПАО Сбербанк.

Для этого нам необходимо решить несколько задач [18, с. 127]:

1. Сформулировать цели и задачи банковского маркетинга;

2. Рассмотреть современные тенденции маркетинга в банковской сфере;

3. Рассмотреть ключевые особенности маркетинга в ПАО «Сбербанк России».

1. Формирование и стимулирование спроса на рынке банковских услуг на основе выявленных предпочтений клиентов является целью банковского маркетинга.

Задачи маркетинга в сфере банковских услуг можно сформулировать следующим образом [18, с. 128]:

1. Обеспечение рентабельной работы банка в постоянно меняющихся условиях конкурентного рынка;

2. Повышение ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержание общественного имиджа банка;

3. Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банком;

4. Поиск новых потребностей в банковских услугах;

5. Привлечение в банк новых клиентов

2. Эффективная деятельность коммерческого банка предполагает наличие тщательно проработанного комплекса маркетинговых технологий, позволяющих своевременно реагировать на изменение внешней и внутренней среды банковского учреждения.

Во многом это связано с особенностями банковских услуг. Аналогичные продукты различных банков мало отличаются по качественным параметрам, практически ни у одного банка нет уникального торгового предложения.

3. На основании выше изложенного рассмотрим маркетинговую политику, проводимую ПАО «Сбербанк России».


В 2009 году неутешительные результаты маркетинговых исследований (недовольство населения спектром и качеством услуг, имидж «банк для пенсионеров» и т.д.) побудили руководство Сбербанка выработать новую стратегию развития [18, с. 129].

В рамках данной программы Сбербанк должен стать к 2020 году одним из ведущих финансовых институтов мира, а к 2022 увеличить операционный доход и чистую прибыль тем самым укрепив свои позиции лидера банковской отрасли России. Достижение данной цели было невозможно без коренных изменений в деятельности банка. В 2009 года Сбербанк возглавил Герман Греф, что привело к качественным изменениям в представлении о банке, изменился логотип и был введен новый фирменный стиль.

На смену корпоративному тёмно-зелёному цвету пришёл светло-зелёный. Национальную рекламную кампанию по ребрендингу провело сетевое агентство McCann Erickson. Концепцию ребрендинга разработало бренд-консалтинговое британское агентство Fitch, работавшее ранее с Почтой России и «Детским миром».

Согласно представлениям разработчиков, в новый бренд Сбербанка заложены все ценности банка. Что в свою очередь способствует реализации задач по обновлению и передаче представлений о Сбербанке, как о стабильном, современном и ориентированном на потребности клиента финансовом институте [18, с. 130].

Ребрендинг коснулся всех сторон деятельности банка: отделка офисных помещений, техническое оборудование в офисах, внешний вид и профессиональная подготовка персонала, качество рекламной продукции и т. д. Все мероприятия относительно изменения бренда широко освещались

С 2012 года ОАО «Сбербанк России» перешел на новую стратегию развития. Если раньше создавался финансовый продукт, а затем он предлагался клиентам, то теперь вначале выявляются предпочтения клиентов, после чего разрабатывается продукт. Важнейшим направлением маркетинговой политики является установление дружеских партнерских отношений со своими клиентами [28].

С этой целью большинство отделений поздравляют своих клиентов с национальными праздниками, организуют празднования возле офисов.

Например, 1 сентября отделения банка украшают воздушными шарами в корпоративных цветах банка а детям раздают конфеты. В последнее время набирает популярность акция бессмертный полк и в отделениях банка появились таблички «вас обслуживает внучка ветерана ВОВ ….».

Конечно все эти праздничные даты сопровождаются выходом тематических банковских продуктов таких как: - потребительский кредит «Собери ребенка в школу» с пониженной процентной ставкой для клиентов с детьми - вклад «Ваша победа» с повышенной процентной ставкой на фиксированный срок.


Также отделения по собственной инициативе проводит так называемые «клиентские дни», когда каждому клиенту (клиенту, который открыл депозит или взял кредит) вручается подарок (магнитную рамку, ручку, блокнот и т.д.) Так же проводятся федеральные кампании, направленные на оптимизацию взаимодействия с клиентами [18, с. 131].

Например, акции «Спасибо от Сбербанка». Так с целью развития необходимых компетенций руководителей в ПАО «Сбербанк России» внедрена система работы на основе индивидуальных планов развития (ИПР). Отдельно стоит отметить Виртуальную Школу Сбербанка. Виртуальная школа – образовательный портал для руководителей Сбербанка.

Проект стартовал в декабре 2012 года, и сейчас в системе зарегистрировано более 36 000 пользователей [28].

Новейшие технологии дистанционного обучения, комплексный подход к развитию ключевых компетенций и доступ к уникальным бизнес практикам – это то, что делает Виртуальную школу Сбербанка мощным инструментом профессионального развития сотрудников.

База знаний Виртуальной школы охватывает широкий круг тем: финансы и экономика, менеджмент, маркетинг, реклама, PR, личная эффективность здоровье и многое другое.

Изучая выбранную тему, пользователь не только читает книги и смотрит видеолекции, он работает в группе, участвует в вебинарах и общается с преподавателем в онлайн-режиме.

Сбербанк начал разрабатывать новый логотип, пишет «РБК» со ссылкой на два источника, близких к организации.

Один из вариантов — квадрат, цвет которого слева направо меняется от светло-зеленого к темно-зеленому, а снизу вверх — от зеленого к синему. Справа от него хотят расположить надпись «Сбер» и названия структур из «экосистемы банка».

В начале августа управляющий директор по развитию экосистемы Сбербанка Антон Собе-Панек опубликовал вариант логотипа для подразделения компании SberX в похожей цветовой гамме [28]:

Решение о ребрендинге пока не принято, сказал один из источников «РБК». Еще один добавил, что обновление действительно обсуждается, но дискуссия может затянуться. В пресс-службе заявили, что пока рано говорить о вариантах нового логотипа для экосистемы, но добавили, что компания давно думает о развитии бренда [18, с. 132].

По мнению старшего менеджера «Делойт СНГ» Сергея Гришунина, c учетом размеров Сбербанка, у которого много подразделений и сервисов, затраты на ребрендинг составят около 300 миллионов долларов. По еще одной оценке, он может стоить 70–110 миллионов.


Нынешний логотип Сбербанка существует с 2009 года. В апреле 2019 года он зарегистрировал товарный знак «Сбер».

Подводя итог, следует отметить, что маркетинговая политика, проводимая ПАО Сбербанк носит комплексный характер, задействует все интегрированные маркетинговые технологии (реклама, НR, сейлзпромоушен и т.д.).

3. Современные методы digital-маркетинга в продвижении банковских организаций

В результате адаптации населения к новым технологиям всё более значительные изменения претерпевает социокультурная среда: потребители проводят всё больше времени онлайн, используя социальные сети, просматривая веб-страницы и используя различные мобильные приложения.

В январе 2018 был зафиксирован рост проникновения социальных сетей среди россиян на 15 % к предыдущему году [21, с. 14].

В европейском регионе наблюдается рост использования мобильных устройств: за 5 лет ежедневное время использования выросло на 84,9 % до 98 минут в день.

Ежегодно в мире растет интенсивность использования социальных сетей и приложений для обмена сообщениями: за период с 2013 по 2018 год ежедневное время их использования в среднем на одного пользователя возросло на 42 % до 135 минут в день.

Одним из современных направлений развития маркетинга является digital-marketing. Термин может быть дословно переведен как «цифровой маркетинг» и используется для обозначения маркетинговой деятельности с использованием цифровых технологий.

Банковские организации все чаще используют dig-ital-инструменты в своей маркетинговой деятельности: в данный момент такие банки, как «Тинькофф» и «Сбербанк» являются крупнейшими рекламодателями не только на национальном телевидении, но и в Интернет с рекламными бюджетами 682,8 млн. рублей и 666,5 млн. рублей за 2018 год соответственно [21, с. 16].

Несмотря на то, что бюджеты на интернет-маркетинг у двух банков отличаются незначительно, их структура показывает различия в маркетинговых стратегиях: «Сбербанк России» использует более консервативные инструменты, такие как баннерная реклама, в том числе, в социальных сетях, и контекстная реклама. «Тинькофф Банк» значительную часть бюджета расходует на мобильную рекламу разных видов, стимулируя установку мобильных приложений банка. Это отражает работу банков в различных потребительских сегментах [22. С. 11].

В целях продвижения своих продуктов «Тинькофф Банк» разрабатывает мобильные приложения, такие как «Проверка долгов по налогам», «Оплата штрафов ГИБДД», «Перевод с карты на карту» которые выполняют полезные для пользователей функции, при этом рекламируя услуги банка, включая банковские, страховые и инвестиционные продукты, для которых имеются отдельные приложения. Это позволяет банку активно продвигаться в сегменте мобильного и дистанционного банкинга, который в данный момент испытывает рост.


Маркетинг в социальных сетях (SMM) является неотъемлемой частью стратегии маркетинга большинства крупных банков. Автором выполнено исследование продвижения 10 крупнейших банков по объему активов на декабрь 2018 года в социальной сети «vk.com». Были проанализированы такие параметры, как аудитория сообществ, активная аудитория сообществ, средняя активность пользователей в день за период с 01. 01. 2019 по 31. 03. 2019 [22, с. 12].

Наиболее значительным является сообщество «Сбербанк России», ежемесячно банк охватывает более 50 млн человек через этот канал коммуникаций. Кроме того, банк активно использует баннерную рекламу в социальных сетях «vk.com» и «Одноклассники». Для дальнейшего развития направления был создан специальный отдел по работе с SMM: «новое подразделение будет отвечать за стратегические и тактические задачи по маркетингу в социальных медиа и social media-интеграциях» [11,с. 309.

Для сравнения эффективности взаимодействия различных банков в социальных медиа и для оценки качества контента был введен показатель «количество интеракций на 1000 участников в месяц» на основе методологии, предложенной Socialbakers.

Количество интеракций на 1000 участников в среднем составило 58,87 за месяц. Наилучший показатель в сообществе «Альфа-Банк» - 296,6 интеракций на 1000 человек, наименьший показатель - 9,7 в сообществе «ЮниКредит» [22, с. 13].

Стоит отметить, что такие банки, как «Газпромбанк» и «Московский Кредитный Банк» не осуществляют активную деятельность в социальных медиа, чем потенциально ограничивают свой потенциал использования комплекса маркетинга.

Для проведения бенчмарка эффективности работы крупнейших банков с социальными медиа, автором была сделана вторая выборка методом экспертных оценок качества контент-стратегии сообщества. В выборку вошли сообщества 5 банков: «Тинькофф Банк» с сообществом «Тинькофф Журнал», сообщество «Рокетбанк», сообщество «Точка Банк» (филиал банка «ФК Открытие), «Альфа-Банк» для бизнеса, «Модульбанк». В отобранных сообществах публикуется потенциально полезный для целевой аудитории контент: статьи о финансовой грамотности, статьи о бизнесе, участникам сообщества предлагается присоединиться к дискуссии [11, с. 307].

Средний показатель интеракций на 1000 подписчиков во второй выборке составил 79,62 в среднем за месяц, что на 35 % выше, чем в выборке 10 крупнейших банков по объему капитала. Бенчмарк показал, что результаты могут быть потенциально улучшены при условии применения более эффективных коммуникаций, в том числе, контент-маркетинга.