ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Негосударственное общеобразовательное учреждение профессионального образования «Сибирский институт бизнеса информационных технологий»
Дисциплина: Русский язык и культура общения
Письменное задание
Выполнила:
Проверил:
Омск 2022
-
Письменное задание «Функции языка»:
Заполните таблицу, проиллюстрировав базовые и второстепенные функции языка примерами из художественной, научной или публицистической литературы. Допускаются также примеры из кинематографа или анимации. Каждый случай реализации той или иной функции необходимо сопроводить собственным комментарием. Ссылка на источник и автора художественного произведения, научного издания, текста из периодической печати, кино- или мультипликационного фильма обязательна. Должны быть заполнены все графы таблицы.
НАЗВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ФУНКЦИИ | РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ (ИСТОЧНИК) | КОММЕНТАРИЙ |
КОГНИТИВНАЯ | «Поскольку объектом механики являются простые системы, постольку с целью применения методов механики для управления социальными системами, являющимися сложными и динамическими, эти системы неизбежно упрощались. Такое механическое упрощение затронуло практически все сферы человеческой активности, включая даже духовную культуру» (С.Ф. Денисов. Сциентизм в метафизике:монография.Омск,2011) | Указанный пример из научной монографии (по истории и философии науки) демонстрирует реализацию когнитивной (познавательной) функции, так как: 1) язык здесь выступает как важнейшее средство получения новых знаний о действительности; 2) язык напрямую связан с мыслительной деятельностью человека: слова выступают как средства создания понятия. |
ФАТИЧЕСКАЯ | - Ишь ты!.. Вот как!..Ну!...Так, так – вставлял он изредка; но я чувствовал, что интерес его к заграничным империям и ходу жизни в них невелик против обыкновения, - Емельян почти не слушал меня, упрямо глядя в даль перед собою. (М. Горький, рассказ «Емельян Пиляй») | Здесь замечания Емельяна являются примером реализации фатической функции языка. Они не несут никакой смысловой нагрузки. Емельян лишь поддерживает коммуникацию, ради приличия поощряя собеседника (хотя на самом деле Емельяну вряд ли интересны эти рассказы). Однако в другом контексте эти междометия могли бы быть примером реализации эмотивной функции |
ЭМОТИВНАЯ | — Здорово, братан! Как оно, ничего? А то, Павлентий, давай к нам! — и они кивнули на мелко трясущуюся блондинку. (Ю.Поляков «Небо падших») | В приведенной реплике диалога мы видим эмотивное обращение, которое характерно для речи представителей названных языковых типов. Как правило, подобное обращение используется как дружеское по отношению к человеку со сходными интересами, близким мировоззрением. Оно типично для передачи позитивных эмоций. В данном случае передает уважение и определенную долю симпатии. |
КОНАТИВНАЯ | Ребята! Не Москва ль за нами? (М. Ю. Лермонтов: «Бородино») | Конативная функция связана с установкой на адресата (слушающего), со стремлением на него воздействовать, сформировать определенный характер взаимоотношений. В данном примере полковник обращается к солдатам, для установления контакта и ожидания ответа. |
АПЕЛЛЯТИВНАЯ | Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.(Приводится в Евангелиях от Матфея и от Луки) | Апелляционная функция возникает, когда отправитель выдает сообщение, от которого он ожидает ответа, действия или реакции своего собеседника. Он получает квалификатор «апелляция», поскольку эмитент обращается к получателю, то есть используется с целью привлечения внимания. Его можно узнать в повседневной жизни, а также в рекламе и политической пропаганде. |
АККУМУЛЯТИВНАЯ | ГЕНСЕК, а; м. Разг. Генеральный секретарь. («Большой толковый словарь русского языка» под ред. Кузнецова) | Аккумулятивная функция – это функция накопления знаний о мире. Когда знания зафиксированы в языке и тексте, они становятся достоянием следующих поколений. Даже если некоторый предмет исчезает из мира, язык сохраняет его наименование, знак, а тексты – сведения о нем. В данном случае мы видим, как слово уже практически не используется однако зафиксировано в словаре. |
МЕТАЯЗЫКОВАЯ | АПЕЛЬСИН -а; мн. род. -ов; м. [голл. appelsien — яблоко из Китая]. Цитрусовое дерево с крупными сочными сладкими плодами желтого или оранжевого цвета в толстой кожуре. Выращивать апельсины. // Плод этого дерева. Съесть дольку апельсина. («Большой толковый словарь русского языка» под ред. Кузнецова) | В данном случае язык используется для описания самого языка. Дается пояснение, что именно означает слово. Следовательно, здесь реализуется метаязыковая функция. |
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ | Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.(Слова Н. В. Гоголя, из письма к Н. М. Языкову) | Главное, что отличает эстетическую (поэтическую) функцию языка - это направленность формы словесного выражения не только на передачу того или иного содержания, но и на самоё себя, на собственное совершенство, которое позволяет в самом языке ощущать прекрасное. В данном случае мы видим, как поэт, используя различные художественные приемы (например, метафоры) стремится вызвать у читателя эстетическое наслаждение. |
-
Письменное задание «Литературный язык и внелитературные формы национального языка»:
Подберите неменеепятислов любых частей речи, которые могут быть представлены: 1) литературным (нормативным, закрепленным) вариантом; 2) просторечной формой; 3) диалектными аналогами: (a) территориальным и b) социальным). Впишите все случаи употребления найденных вами словоформ в соответствующие ячейки таблицы. Обязательно используйте авторитетные толковые словари (под ред. С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и др.), а также справочники по различным социолектам (школьному, студенческому, военному, спортивному и т.д.) и русским говорам.
№ п/п | Литературный вариант | Просторечная форма | Диалектные аналоги | |
территориальный | социальный | |||
1 | Жадный | Жадюга | Жадёха (ярослав.) | Жлоб (воровской жаргон) |
2 | Обман | Брехня | Враки (архан.) | Вкручивание (воровской жаргон) |
3 | Притворяться | Обезьянить | Матаситься (вологод.) | Косить (под кого-либо) (молодежный сленг) |
4 | Выпивать | Бухать | Брижничать (казан.) | Синячить (молодежный сленг) |
5 | Картофель | Картошка | Бульба (Республика Беларусь) | Картофан (молодежный сленг) |
-
Письменное задание «В мире фразеологии»:
ЯКО, РАЗВОДИТЬ, ПОЛОЖЕНИЕ, БАРАБАНЩИК, КУРИЦА, В, ХУЖЕ, АНТИМОНИЮ, МОКРАЯ, КОЗЫ, ТАТЬ, ОТСТАВНОЙ, ГУБЕРНАТОРСКОГО, НОЩИ
Перед вами – случайный набор словоформ самых разных частей речи. Однако в этом, хаотичном на первый взгляд, лексическом массиве «спрятаны» фразеологизмы, которые когда-то были очень известны, а сейчас перешли в разряд малоупотребительных. Путем комбинации сложения некоторых слов из представленного списка восстановите эти фразеологические сочетания, а затем раскройте их семантику (значение) и этимологию (происхождение). Полученные результаты впишите в таблицу (у вас должно получиться 5 фрази-сочетаний).
ФРАЗЕОЛОГИЗМ | СЕМАНТИКА (ЗНАЧЕНИЕ) | ЭТИМОЛОГИЯ (ПРОИСХОЖДЕНИЕ) |
Положение хуже губернаторского | Крайне неприятное, затруднительное, безвыходное положение | Фразеологизм восходит к указу Павла I, который был издан в 1800 году в связи с крупным ограблением почты в Костромской губернии. Указ предписывал взыскание убытков в случае ограбления почты именно с губернатора данной губернии. |
В нощи яко тать | Буквальный перевод: «Как вор ночью». Внезапно, неслышно, незаметно, без предупреждения. | Выражение «Аки тать в нощи» множество раз употребляется в библейских преданиях, чаще всего применительно к кому-нибудь, кто приближается тихо и незаметно, украдкой, «как ночной вор». |
Мокрая курица | Безвольный, бесхарактерный человек | Оборот – часть пословицы мокрая курица, а тоже петушится. Прямое значение прозрачно: вид курицы, попавшей под дождь, жалок и непригляден. |
Разводить антимонию | То есть вести пустые, излишне долгие и отвлекающие от чего-либо серьёзного разговоры; проявлять излишнюю мягкость, снисходительность в отношениях с кем-либо. | Первоначально выражение употреблялось в прямом значении – «растирать, растворять сурьму» (по-латински antimonium – «антимония, сурьма»). Создателями фразеологизма, видимо, стали лекари и аптекари, которые считали многократное разведение, растирание лекарств делом довольно нудным. |
Отставной козы барабанщик | Человек, не заслуживающий уважения, внимания, никому не нужный | Выражение возникло в старой России; в его основе — распространённая ярмарочная забава водить напоказ ручного медведя в сопровождении пляшущего мальчика, наряженного козой, и барабанщика, который бил в барабан, аккомпанируя этой пляске. |
-
Письменное задание «Нормы произношения иностранных слов»:
Как известно, некоторые иноязычные слова в русском языке имеют свои орфоэпические особенности, отличные от общепринятых норм. Найдите не менее 10-ти примеров:
-
твердого произношения согласных перед гласным, обозначенным буквой «Е»; -
четкого (нередуцированного) произношения «О» в безударном положении.
Внесите найденные вами лексемы в две колонки и оформите принципы звучания гласных и согласных в данных словах по представленному ниже образцу.
Используйте в ходе выполнения работы различные словари иностранных слов и орфоэпические словари.
№ п/п | ПРОИЗНОШЕНИЕИНОСТРАННЫХСЛОВ | |
ТВЕРДОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕСОГЛАСНЫХПЕРЕД«Е» | ЧЕТКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ «О» ВБЕЗУДАРНОМПОЛОЖЕНИИ | |
1 | Стенд [стэ́нт] | Б[о]леро |
2 | Кузен[кузэ́н] | Ради[о] |
3 | Шимпанзе[Шимпанзэ́] | Вет[о] |
4 | Регби[рэ́гби] | Ф[о]йе |
5 | Кабаре[Кабарэ́] | Ба[о]баб |
6 | Декольте[Дэкольтэ́] | [О]азис |
7 | Денди [дэ́нди] | Кред[о] |
8 | Тест [тэ́ст] | Б[о]а |
9 | Портмоне[Портмонэ́] | М[о]дерн |
10 | Модель [мадэ́л'] | Кака[о] |
-
Письменное задание «Абстрактная и конкретная лексика»:
Приведите примеры абстрактной и конкретной лексики в русском языке (по 5 – на каждую группу). Составьте (самостоятельно) сложныепредложения любого типа с каждой из лексем. В качестве образца для выполнения можете воспользоваться нижеприведенным табличным форматом.
ТИПЛЕКСИКИ | ПРИМЕРЫЛЕКСЕМ | ПРИМЕРЫПРЕДЛОЖЕНИЙ |
Абстрактная лексика |
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
Конкретная лексика | 1) Дерево | Там росли деревья всевозможных пород, незнакомых до сих пор молодым людям, пестрели цветы с яркими чашечками, откуда пили росу дивные птицы и бабочки с пурпуровыми и золотыми крылышками. |
| 2) Шкаф | От маминой головы веет жарким тяжёлым духом старого шкафа, запахом прелого дерева, вновь напоминающим мне о замкнутом чреве гроба. |
| 3) Кошка | Даже врачи рекомендуют людям, страдающим сердечно -сосудистыми и неврологическими заболеваниями, просто гладить кошку. |
| 4) Яблоко | В качестве компонентов этого алкогольного напитка начали применять мёд, травы, пряности, спелые красные яблоки, херес, фруктовый сок. |
| 5) Стена | Дальняя стена комнаты отсутствовала, вместо неё уходила к горизонту холмистая, поросшая сосновым бором равнина, а над одним из холмов парила голубовато-белая пирамида, сверкающая тысячью поляроидных окон. |