Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения.rtf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в государственном бюджете. А это не исключает возможности возвращения старого порядка, при котором решающее значение для определения размера социальных выплат имеют не социально-страховые права граждан и не произведенные ими или за них социальные страховые отчисления в фонды, а наличие или отсутствие денежных средств у государства (в государственном бюджете) на текущий период.
С введением ЕСН были уменьшены и размеры отчислений в социальные страховые фонды. Например, для ПФР вначале была установлена ставка тарифа страховых взносов с фонда оплаты по труду 35,6 %, с 1 января 2002 г. – 28 %, а с 1 января 2005 г. – 20 %. Введение в 2001 г. регрессивной шкалы налогообложения снизило реальную ставку отчислений во все бюджеты социально-страховых фондов. В силу этого и целевой характер, и гарантированность социально-страховых выплат застрахованным лицам и членам их семей при наступлении социальных страховых случаев по существу оказываются под сомнением.
В настоящее время сбалансированность бюджетов социально-страховых фондов в основном достигается путем сокращения расходных обязательств, уменьшения и прекращения финансирования конкретных видов страхового обеспечения застрахованных лиц (и членов их семей). Так, за счет средств ФСС России прекращено санаторно-курортное лечение работающих граждан, введены ограничения на суммы выплачиваемых пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (в виде предельного максимального размера).
Введение ЕСН в систему обязательного социального страхования (взамен страховых взносов) можно было бы оправдать только его временным характером, относительно коротким временем – пока не будет стабилизирована общая социально-экономическая и политическая обстановка в стране. Длительное использование ЕСН как финансового инструмента, с помощью которого функционирует экономическая основа рассматриваемого страхования, в перспективе ведет к отрицательным последствиям. В частности, данный налог может нивелировать (и изменить) саму сущность обязательного социального страхования, сведя его к государственному социальному обеспечению, что подорвет принципы данного вида страхования.
В качестве главного принципа осуществления обязательного социального страхования Закон о социальном страховании определяет принцип автономности финансовой системы. Поэтому бюджеты социальных страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и не подлежат изъятию.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных страховых фондов являются: страховые взносы; дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; штрафные санкции и пени; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству.
С учетом этих положений Закона о социальном страхования и не оправдавшего себя на практике ЕСН были приняты и с 1 января 2010 г. вступили в силу федеральные законы от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Закон 2009 г. о страховых взносах) и от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Расходы бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами, а профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами.
Помимо этого в БК РФ определены следующие понятия:
дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;
субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В БК РФ также дается определение бюджетных ассигнований – это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.
Представленная финансовая основа социального обеспечения свидетельствует о закреплении одного из принципов осуществления отечественного социального обеспечения – устойчивости государственной системы социального обеспечения, включая и систему государственного социального страхования в России.
1.2 Анализ нормативно-правовой базы финансовой основы социального обеспечения
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.
Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.
Конституция направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности">Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В статье 38 Конституции Российской Федерации записано:
1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Устанавливаются пенсии и пособия Конституция РФ.
В ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом.
Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего это:
· обязательное пенсионное страхование работающих;
· создания других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;
· принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения, т.к. он регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо социальных групп населения -граждан пожилого возраста и инвалидов.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:
-адресность;
-доступность;
-добровольность;
-гуманность;
-приоритетность;
-конфиденциальность;
-профилактическая направленность4.
Кодификационным законом, нормы которого регулируют общественные отношения являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан». Основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет. В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат.
Другим кодификационным законом стал Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.
Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше Законом РФ «О государственных пособиях гражданам имеющих детей», а также законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральными законами «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и «О погребении и похоронном деле».
Ряд текущих законов регулирует пенсионное обеспечение различных категорий граждан, это, например, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Социальная защита предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей. В РФ изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся.
Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и в конечном счете - целей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:
Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;
Президентская программа «Молодежь России»;
Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению а запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;
· Федеральная миграционная программа.
Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты населения, его интересов не срабатывают. Вот почему дальнейшее развитие и совершенствование системы социальной защиты требует более серьезного подхода к решению правовых вопросов.
С введением ЕСН были уменьшены и размеры отчислений в социальные страховые фонды. Например, для ПФР вначале была установлена ставка тарифа страховых взносов с фонда оплаты по труду 35,6 %, с 1 января 2002 г. – 28 %, а с 1 января 2005 г. – 20 %. Введение в 2001 г. регрессивной шкалы налогообложения снизило реальную ставку отчислений во все бюджеты социально-страховых фондов. В силу этого и целевой характер, и гарантированность социально-страховых выплат застрахованным лицам и членам их семей при наступлении социальных страховых случаев по существу оказываются под сомнением.
В настоящее время сбалансированность бюджетов социально-страховых фондов в основном достигается путем сокращения расходных обязательств, уменьшения и прекращения финансирования конкретных видов страхового обеспечения застрахованных лиц (и членов их семей). Так, за счет средств ФСС России прекращено санаторно-курортное лечение работающих граждан, введены ограничения на суммы выплачиваемых пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (в виде предельного максимального размера).
Введение ЕСН в систему обязательного социального страхования (взамен страховых взносов) можно было бы оправдать только его временным характером, относительно коротким временем – пока не будет стабилизирована общая социально-экономическая и политическая обстановка в стране. Длительное использование ЕСН как финансового инструмента, с помощью которого функционирует экономическая основа рассматриваемого страхования, в перспективе ведет к отрицательным последствиям. В частности, данный налог может нивелировать (и изменить) саму сущность обязательного социального страхования, сведя его к государственному социальному обеспечению, что подорвет принципы данного вида страхования.
В качестве главного принципа осуществления обязательного социального страхования Закон о социальном страховании определяет принцип автономности финансовой системы. Поэтому бюджеты социальных страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и не подлежат изъятию.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных страховых фондов являются: страховые взносы; дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; штрафные санкции и пени; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству.
С учетом этих положений Закона о социальном страхования и не оправдавшего себя на практике ЕСН были приняты и с 1 января 2010 г. вступили в силу федеральные законы от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Закон 2009 г. о страховых взносах) и от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Расходы бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами, а профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами.
Помимо этого в БК РФ определены следующие понятия:
дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;
субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В БК РФ также дается определение бюджетных ассигнований – это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.
Представленная финансовая основа социального обеспечения свидетельствует о закреплении одного из принципов осуществления отечественного социального обеспечения – устойчивости государственной системы социального обеспечения, включая и систему государственного социального страхования в России.
1.2 Анализ нормативно-правовой базы финансовой основы социального обеспечения
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.
Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.
Конституция направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности">Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В статье 38 Конституции Российской Федерации записано:
1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Устанавливаются пенсии и пособия Конституция РФ.
В ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом.
Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего это:
· обязательное пенсионное страхование работающих;
· создания других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;
· принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения, т.к. он регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо социальных групп населения -граждан пожилого возраста и инвалидов.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:
-адресность;
-доступность;
-добровольность;
-гуманность;
-приоритетность;
-конфиденциальность;
-профилактическая направленность4.
Кодификационным законом, нормы которого регулируют общественные отношения являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан». Основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет. В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат.
Другим кодификационным законом стал Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.
Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше Законом РФ «О государственных пособиях гражданам имеющих детей», а также законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральными законами «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и «О погребении и похоронном деле».
Ряд текущих законов регулирует пенсионное обеспечение различных категорий граждан, это, например, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Социальная защита предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей. В РФ изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся.
Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и в конечном счете - целей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:
Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;
Президентская программа «Молодежь России»;
Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению а запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;
· Федеральная миграционная программа.
Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты населения, его интересов не срабатывают. Вот почему дальнейшее развитие и совершенствование системы социальной защиты требует более серьезного подхода к решению правовых вопросов.