Файл: Практических заданий по дисциплине консультирование на телефоне доверия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование активного слушания не только способствует изменениям эмоционального состояния, но и стимулирует развитие эго-идентичности, самооценки и уверенности в собственных силах молодых собеседников. Консультанту следует помнить, что решение, вытекающее из результатов совместной работы, касается конкретного абонента и его жизни. Помимо проработки актуальной проблемной ситуации стоит определить его психологическую готовность к совладанию с событиями ближайшего будущего. В самом общем виде проработка состоит в уточнении того, каковы его знания о природе человеческих отношений (совместной жизни со значимыми людьми, возможностях налаживания продуктивного сотрудничества, приемлемых нормах поведения или ценностях), определении, существуют ли у него своего рода навигационные приборы, то есть способность ориентироваться в океане разнородной, нередко захлестывающей с головой информации и отделять «зерна от плевел» (на психологическом языке — селектировать качество жизни и ее отдельных проявлений).
Среди доминирующих следует выделить: (а) хулиганство когда ребенок рассказывает о переживаниях, связанных с фактами словесных оскорблений, угроз физического насилия, запугиваний, вымогательства, издевательского отношения (если ребенка обзывают или дразнят), краж или ограблений со стороны сверстников или более старших в школе или на улице; (б) взаимоотношения в семье, преимущественно конфликты поколений; (в) физическое насилие; (г) беспокойство о других — переживания опасений или тревоги по поводу значимых людей, например их отсутствия; (д) сексуальное насилие; (е) беременность; (ж) беседы о фактах повседневной жизни, в частности развлечениях, досуге, в том числе и так называемые «приколы» примитивно-развлекательного характера.
Абонентов также беспокоят взаимоотношения с друзьями и любимыми, вопросы сексуальности, разводы родителей, различные школьные проблемы, побеги, переживания горя, депрессии и других проблем психического здоровья. Редкими являются обращения в связи с бездомностью, злоупотреблением наркотиками, суицидальными тенденциями и самоповреждениями, одиночеством, СПИДом и др.
Большая часть из отмеченных проблем вызывает у детей и подростков кризисные состояния. Проблемы возникают при психологически трудных или непереносимых (критических) ситуациях и проявляются в форме преходящих состояний психического напряжения, замкнутости, агрессивности, пассивности или эмоциональных расстройств. Критическую ситуацию у детей и подростков может обусловить фрустрация или конфликт.
Фрустрация, как известно, заключается в сильной мотивации достичь цели, удовлетворив потребность, и наличии преграды, препятствующей этому. Фрустрационные барьеры могут быть физическими (детский сад, школа-интернат), биологическими (длительная болезнь, инвалидность), психическими (страх, недостаток компетентности) или социокультурными (родительские правила, запреты учителей). Фрустрация порождает соответствующие формы поведения в виде бесцельного и хаотического двигательного возбуждения, агрессии, апатии, стереотипии — слепого повторения форм фиксированного поведения, регрессии — возвращения к ранним моделям поведения. Такое поведение лишено ориентации на исходную цель, но не является совершенно бессмысленным. Дети дошкольного возраста, прежде всего, страдают из-за утраты безопасности в семье, беззащитности или отрыва от родителей. Позднее возникают переживания неудач в учебе при неспособности освоить школьные навыки, нарушения отношений со сверстниками или угроза здоровью. Степень фрустрации может преувеличиваться детьми и подростками из-за эгоцентрических установок.
Конфликт возникает в условиях столкновения двух или более различных мотивов, целей или ценностей, касающихся нескольких важных сторон жизни человека. Предполагается, что конфликт становится возможным при наличии у субъекта определенной системы ценностей и способности испытывать чувство вины, что является характерным для подросткового возраста. Кризисные состояния подростков обусловлены ролевой спутанностью, «негативной» идентичностью, разочарованием в дружбе, влюбленности или переживаниями, связанными с унижением человеческого достоинства.
Специализированные линии помощи детям по телефону возникли сравнительно недавно. В 1982 г. в США появилась служба «Телефонный Друг» (Phone Friend) при одном из колледжей в штате Пенсильвания, функционировавшая по нескольку часов в день в будние дни для помощи школьникам; в 1983 г. — «Детская Линия» (Kids-line) в Элк Гроув Вилидж, штат Иллинойс, ставшая первой круглосуточной линией эмоциональной поддержки детей, оказавшихся в критической ситуации; в 1984 г.— «Бабушка, пожалуйста» в Чикаго, волонтерами которой были пожилые люди, отвечавшие на обращения молодежи по своим домашним телефонам; ее организаторы полагали, что в чувстве одиночества и переживаниях изоляции у стариков и детей много общего.
Со второй половины 1980-х гг. стали развиваться общенациональные телефонные службы детям — «Детская линия» в Великобритании (1986), «Телефон помощи детям» в Канаде, «El Telefono ANAR» в Испании, «Telefono Azzurro» в Италии и других странах. Национальные детские линии функционируют 24 часа в сутки, являются доступными в любой части страны и ежегодно получают каждая от 100 до 200 тысяч обращений детей и взрослых, сочетая телефонную помощь с очным консультированием. В каждой из них работают по нескольку тысяч взрослых волонтеров, предварительно прошедших в течение полугода тренинговое обучение под руководством профессиональных координаторов и супервизоров. Многие телефонные линии предпочитают рекрутировать волонтеров из числа лиц, имеющих психологическое или педагогическое образование.
С конца 1980-х гг. первые телефонные линии помощи детям стали появляться в Восточной Европе: «Молодежные линии» в Вильнюсе, «Телефоны Доверия для Детей и подростков» в Москве и Ленинграде (Институт психотерапии и консультирования «Гармония» впервые в бывшем СССР открыл негосударственный специальный телефон экстренной психологической помощи детям и семье, ставший потом центром организации и объединения Российской Ассоциации Телефонов Экстренной Психологической Помощи), «Подростковая Линия» в Одессе и др.
Таким образом, сегодня телефонные линии помощи детям и подросткам различаются типами моделей (количеством часов ежедневной работы, характером подготовки консультантов и т.д.). Ряд детских линий являются подразделениями служб неотложной телефонной помощи, другие функционируют самостоятельно. Их специфика прежде всего состоит в том, что оказываемая абонентам помощь должна быть действенной. Это означает, что линии важно находиться в тесном контакте и взаимодействии с социальными службами, школами, приютами, юристами, правоохранительными органами, врачами, а также иметь возможность осуществлять очное общение с родителями в случаях насилия в семье или других трудностей.