Файл: Практических заданий по дисциплине консультирование на телефоне доверия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Использование активного слушания не только спо­собствует изменениям эмоционального состояния, но и стимулирует развитие эго-идентичности, самооценки и уверенности в собственных силах молодых собеседников. Консультанту следует помнить, что решение, вытекаю­щее из результатов совместной работы, касается конк­ретного абонента и его жизни. Помимо проработки ак­туальной проблемной ситуации стоит определить его психологическую готовность к совладанию с события­ми ближайшего будущего. В самом общем виде прора­ботка состоит в уточнении того, каковы его знания о природе человеческих отношений (совместной жизни со значимыми людьми, возможностях налаживания про­дуктивного сотрудничества, приемлемых нормах пове­дения или ценностях), определении, существуют ли у него своего рода навигационные приборы, то есть спо­собность ориентироваться в океане разнородной, неред­ко захлестывающей с головой информации и отделять «зерна от плевел» (на психологическом языке — селек­тировать качество жизни и ее отдельных проявлений).

Среди доминирующих следует выделить: (а) хулиган­ство когда ребенок рассказывает о пережива­ниях, связанных с фактами словесных оскорблений, уг­роз физического насилия, запугиваний, вымогательства, издевательского отношения (если ребенка обзывают или дразнят), краж или ограблений со стороны сверстников или более старших в школе или на улице; (б) взаимоот­ношения в семье, преимущественно конфликты поколе­ний; (в) физическое насилие; (г) беспокойство о других — переживания опасений или тревоги по поводу значимых людей, например их отсутствия; (д) сексуальное насилие; (е) беременность; (ж) беседы о фактах повседневной жизни, в частности развлечениях, досуге, в том числе и так называемые «приколы» примитивно-развлекательно­го характера.

Абонентов также беспокоят взаимоотношения с дру­зьями и любимыми, вопросы сексуальности, разводы родителей, различные школьные проблемы, побеги, переживания горя, депрессии и других проблем пси­хического здоровья. Редкими являются обращения в связи с бездомностью, злоупотреблением наркотиками, суицидальными тенденциями и самоповреждениями, одиночеством, СПИДом и др.

Большая часть из отмеченных проблем вызывает у де­тей и подростков кризисные состояния. Проблемы воз­никают при психологически трудных или непереносимых (критических) ситуациях и проявляются в форме преходящих состояний психического напряжения, замкнутос­ти, агрессивности, пассивности или эмоциональных рас­стройств. Критическую ситуацию у детей и подростков может обусловить фрустрация или конфликт.


Фрустрация, как известно, заключается в сильной мо­тивации достичь цели, удовлетворив потребность, и на­личии преграды, препятствующей этому. Фрустрационные барьеры могут быть физическими (детский сад, школа-интернат), биологическими (длительная болезнь, инва­лидность), психическими (страх, недостаток компетент­ности) или социокультурными (родительские правила, запреты учителей). Фрустрация порождает соответствую­щие формы поведения в виде бесцельного и хаотическо­го двигательного возбуждения, агрессии, апатии, стерео­типии — слепого повторения форм фиксированного по­ведения, регрессии — возвращения к ранним моделям поведения. Такое поведение лишено ориентации на ис­ходную цель, но не является совершенно бессмысленным. Дети дошкольного возраста, прежде всего, страдают из-за утраты безопасности в семье, беззащитности или от­рыва от родителей. Позднее возникают переживания не­удач в учебе при неспособности освоить школьные на­выки, нарушения отношений со сверстниками или угроза здоровью. Степень фрустрации может преувеличиваться детьми и подростками из-за эгоцентрических установок.

Конфликт возникает в условиях столкновения двух или более различных мотивов, целей или ценностей, касающихся нескольких важных сторон жизни челове­ка. Предполагается, что конфликт становится возмож­ным при наличии у субъекта определенной системы ценностей и способности испытывать чувство вины, что является характерным для подросткового возраста. Кри­зисные состояния подростков обусловлены ролевой спутанностью, «негативной» идентичностью, разочаро­ванием в дружбе, влюбленности или переживаниями, связанными с унижением человеческого достоинства.

Специализированные линии помощи детям по теле­фону возникли сравнительно недавно. В 1982 г. в США появилась служба «Телефонный Друг» (Phone Friend) при одном из колледжей в штате Пенсильвания, функциони­ровавшая по нескольку часов в день в будние дни для помощи школьникам; в 1983 г. — «Детская Линия» (Kids-line) в Элк Гроув Вилидж, штат Иллинойс, ставшая пер­вой круглосуточной линией эмоциональной поддержки детей, оказавшихся в критической ситуации; в 1984 г.— «Бабушка, пожалуйста» в Чикаго, во­лонтерами которой были пожилые люди, отвечавшие на обращения молодежи по своим домашним телефонам; ее организаторы полагали, что в чувстве одиночества и пе­реживаниях изоляции у стариков и детей много общего.



Со второй половины 1980-х гг. стали развиваться об­щенациональные телефонные службы детям — «Детс­кая линия» в Великобритании (1986), «Те­лефон помощи детям» в Канаде, «El Telefono ANAR» в Испании, «Telefono Azzurro» в Ита­лии и других странах. Национальные детские линии функционируют 24 часа в сутки, являются доступны­ми в любой части страны и ежегодно получают каждая от 100 до 200 тысяч обращений детей и взрослых, со­четая телефонную помощь с очным консультировани­ем. В каждой из них работают по нескольку тысяч взрос­лых волонтеров, предварительно прошедших в течение полугода тренинговое обучение под руководством про­фессиональных координаторов и супервизоров. Многие телефонные линии предпочитают рекрутировать волон­теров из числа лиц, имеющих психологическое или педагогическое образование.

С конца 1980-х гг. первые телефонные линии помо­щи детям стали появляться в Восточной Европе: «Мо­лодежные линии» в Вильнюсе, «Телефоны Доверия для Детей и подростков» в Москве и Ленинграде (Инсти­тут психотерапии и консультирования «Гармония» впервые в бывшем СССР открыл негосударственный специальный телефон экстренной психологической помощи детям и семье, ставший потом центром орга­низации и объединения Российской Ассоциации Теле­фонов Экстренной Психологической Помощи), «Под­ростковая Линия» в Одессе и др.

Таким образом, сегодня телефонные линии помощи детям и подросткам различаются типами моделей (ко­личеством часов ежедневной работы, характером под­готовки консультантов и т.д.). Ряд детских линий явля­ются подразделениями служб неотложной телефонной помощи, другие функционируют самостоятельно. Их специфика прежде всего состоит в том, что оказывае­мая абонентам помощь должна быть действенной. Это означает, что линии важно находиться в тесном кон­такте и взаимодействии с социальными службами, школами, приютами, юристами, правоохранительны­ми органами, врачами, а также иметь возможность осу­ществлять очное общение с родителями в случаях на­силия в семье или других трудностей.