Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
Внимание. При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента (п. 1,2 ст. 18 Федерального закона N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации
2.2 Проблемы защиты права на получение социальных пенсий
Строй правового государства является строем социального правового государства. Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепила социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство характеризует одно из основных направлений государственной деятельности и означает возложение на государство некоторых социальных задач, обусловленных экономическим и социальным развитием общества, является юридическим выражением ответственности и обязанностей государства перед обществом и личностью по осуществлению социальной программы, заложенной в экономических, социальных и культурных правах.
Для уяснения природы социального государства необходимо иметь в виду его обязанность оказывать социальные услуги населению. Но это не повсеместная опека над гражданами, а создание благоприятных правовых и организационных возможностей для того, чтобы граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи.
Права на труд и отдых, защита семьи, материнства и детства, права на социальное обеспечение, на жилище, на образование, закрепленные в Конституции, содержат обширную социальную программу и требуют от государства не только признания, соблюдения и защиты как гражданские и политические права, но и положительной деятельности по реализации этой программы, основные направления которой отражены в общей конституционной формуле социального государства.
Таким образом, к сожалению, на современном этапе в России существует ряд проблем значительных для населения:
1. Низкий уровень социального обеспечения для большинства старых и нетрудоспособных граждан и маленькие размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат.
2. Самая главная проблема по нашему мнению -- это то, что реализация социальных прав граждан требует постоянного, а не разового вмешательства государства, высокой степени активности в обеспечении производства и распределении материальных средств, государственного программирования и в установленных законом формах - управления ею для обеспечения социальной жизни.
3. Целесообразно обратить внимание также на такую проблему, как несовершенство законодательной базы: неконкретность понятия субъективного права, то есть незакрепленное единое понятие; проблема в соотношении субъективных и прав человека, так как не все субъективные права есть права человека; многообразие принципов права социального обеспечения; принципы права социального обеспечения должны быть актуальны и удовлетворять требования населения на современном этапе развития, а некорректность законодательной базы затрудняет четко разграничивать понятие, принципы субъективных прав.
Право социального обеспечения, будучи регулятивной отраслью права, регламентирует именно регулятивные (позитивные) процедуры (порядок назначения пенсии, установления стажа и т.д. Анализ действующего социально-обеспечительного законодательства показал, что нормы права социального обеспечения закрепляют только право на защиту посредством обращения в суд или вышестоящий орган социального обеспечения (см., например, нормы п. 7 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации").
Указанные нормы являются материальными нормами права социального обеспечения, реализовать которые можно только с помощью юридических норм, закрепляющих конкретные механизмы защиты (судебной и внесудебной): норм, закрепляющих сроки, порядок обращения и рассмотрения спора в суде (гражданско-процессуальные нормы), и норм, закрепляющих сроки, порядок обращения и рассмотрения спора в вышестоящем органе (административно-процессуальные нормы). Собственных процессуальных норм, если исследовать и другие положения действующего социально-обеспечительного законодательства, в праве социального обеспечения нет.
Материальные нормы права социального обеспечения, предусматривающие право на тот или иной вид социального обеспечения, могут быть приведены в исполнение только в случае законодательного закрепления процедуры их реализации, иначе они останутся декларациями. В условиях современной России данная проблема приобретает особую остроту, что обусловливает необходимость ее тщательного исследования. Такое значение правовых процедур в праве социального обеспечения объясняется тем, что нуждающиеся лица имеющие право на тот или иной вид социального обеспечения, собственными действиями не способны реализовать указанное право, как, например, собственник имущества. Право на конкретный вид социального обеспечения реализуется через действия управомоченного субъекта (нуждающегося лица) и действия специальных органов, уполномоченных государством осуществлять процедуру назначения и предоставления того или иного вида социального обеспечения: право на социальное обеспечение является правом притязания, т.е. его реализация возможна лишь через деятельность государства в лице соответствующих органов.
Так, сначала нуждающееся лицо должно обратиться в соответствующий орган (организацию) с заявлением и необходимыми документами указанный орган должен принять данные документы, проверить наличие основания и условий для получения того вида социального обеспечения, на которое претендует обратившийся субъект, и вынести решение о назначении этого вида социального обеспечения (при наличии соответствующих основания и условий) или об отказе (при их отсутствии). Процедуру реализации права на конкретный вид социального обеспечения можно рассматривать как макропроцедуру, состоящую из микропроцедур, которые соотносятся между собой как целое и его части.
Например, в Федеральном законе Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (гл. V) установлена процедура назначения и выплаты пенсий. Данная макропроцедура складывается из ряда микропроцедур, регламентирующих общие правила назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых (страховых) пенсий (ст. 18); срок, с которого назначается пенсия (ст. 19); сроки перерасчета размеров трудовой (страховой) пенсии (ст. 20) и т.д.
Но опять же макропроцедуры также не идеальны. Например, на сегодняшний день острой проблемой является отказ Пенсионного фонда по включению в страховой стаж работников отдельных периодов трудовой деятельности. Это связывают с тем, что большинство граждан никак не могут доказать свой трудовой стаж, правильный размер своей заработной платы, что имеет прямое влияние на уровень пенсии, возможность ее досрочного назначения. Причинами такого положения являются следующие утрата архивов организаций, которые впоследствии были ликвидированы или реорганизованы, нахождением предприятий на территории одной из республик бывшего СССР или территории других регионов. Как правило, прямое обращение к архивным органам не приводят ни к чему. Ответ всегда такой - в архиве документы по личному составу ликвидированной организации отсутствуют. В данной ситуации даже активная позиция государственных органов края оказывается безрезультатной.
Часто подтвердить свой трудовой стаж граждане не могут по причине халатности тех, кто ответствен за кадровое делопроизводство. Это характерно прежде всего для частных компаний. Утрата документов, небрежное хранение, умышленное уничтожение, невыполнение обязанности о передаче документов по личному составу в архив - все это характерно для частного бизнеса. В результате нарушаются конституционные права граждан на социальное обеспечение.
Так, к Уполномоченному обратилась гражданка С. об оказании помощи в подтверждении трудового стажа для оформления льготной пенсии. С 1 мая 1992 года по 31 августа 1994 года она работала в кооперативе "Дорожник", который был реорганизован в АМПО "Комплекс". Впоследствии данное предприятие было ликвидировано, а архивные документы по личному составу уничтожены. В трудовой книжке заявительницы периоды работы в кооперативе "Дорожник" и АМПО "Комплекс" не были заверены печатью работодателя. В результате гражданка С. не могла подтвердить свой трудовой стаж за 2 года и 4 месяца. При обращении заявительницы в архивное учреждение Комсомольского района о подтверждении периода работы она получила отказ, так как документы по кадрам в архив не поступали. Уполномоченным гражданке С. был разъяснен порядок подтверждения трудового стажа, в том числе и по свидетельским показаниям. В свою очередь специалистами управления Пенсионного фонда в городе Комсомольске-на-Амуре и Комсомольскому району был организован выездной прием, осуществлен опрос свидетелей, работавших совместно с заявительницей, подтвержден период работы с 1 мая 1992 года по 31 августа 1994 года. В итоге гражданке С. была назначена досрочная пенсия.
Положение в России усугубляется также тем, что системы привилегированных пенсий, многообразных социальных льгот, главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения делают эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние социального обеспечения в России станет хроническим на многие десятилетия.
Таким образом, в современной России наблюдается ряд проблем в обеспечении реализации субъективных прав граждан на социальное обеспечение - излишняя декларативность правовых норм приводит к тому, что нарушение законодательных установлений не всегда влечет за собой на соответствующей ответственности; неопределенность доступа к открытой информации органов государственной власти и органов местного самоуправления создает условия для ущемления прав и свобод человека и гражданина
Заключение
Социальная пенсия - это один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Социальная пенсия - разновидность пенсионного обеспечения, предоставляемого вне зависимости от трудового вклада всем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе, но не приобрели права на трудовую пенсию. Размер социальной пенсии устанавливается с учетом величины прожиточного минимума.
Социальные пенсии - это принципиально новый институт в российском пенсионном законодательстве. Основная цель введения института социальных пенсий - обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.
Итак, социальная пенсия назначается по случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам, а также пожилым гражданам и инвалидам. Право на социальную пенсию имеют те нетрудоспособные, которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии. В частности, право на трудовую пенсию отсутствует, если у гражданина нет необходимого страхового стажа (либо его не имел умерший - при решении вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца).
Социальная пенсия предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с нетрудоспособностью.
По мере стабилизации экономических отношений в России роль социальных пенсий будет возрастать, а круг их получателей расширяться, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить нетрудоспособных граждан.
Разработчики пенсионной реформы исходят из того, что социальные пенсии будут предоставляться с учетом прожиточного минимума и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении установленных социально значимых случаев независимо от участия в трудовой или иной общественной деятельности и уплаты взносов на пенсионное страхование.
Однако это не значит, что размер социальной пенсии удовлетворит прожиточные нужды всех пенсионеров. Для удовлетворения индивидуальных потребностей некоторых из них (например, инвалидов) необходимо будет избирательно предоставлять социальную помощь сверх социальной пенсии.
Все правоотношения по социальному обеспечению имеют распределительный сознательно-волевой характер, поскольку в них граждане вступают, как правило, по своей воле (или по воле представителя интересов недееспособного гражданина). Не может быть реализовано право гражданина на тот или иной вид социального обеспечения без его реализации в соответствующем правоотношении. Даже всеобщее право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в ст. 41 Конституции Российской Федерации и являющееся одним из важнейших компонентов социального обеспечения, существуя в рамках правоотношений граждан с государством (по конституционному праву), реализуется в правоотношениях граждан с медицинскими органами.