Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность данной темы состоит в том, что в ней объектом исследования является отдельный вид правоотношений –социальные пенсии, участником которых рано или поздно станет каждый человек, проживающий на территории нашего государства, поэтому понимание природы пенсионных правоотношений, а также оснований их возникновения, изменения и прекращения не будет лишним для любой возрастной группы лиц.
Объект исследования – объектом исследования являются совокупность общественных отношений, складываются в процессе назначения пенсии до достижения общего установленного пенсионного возраста.
Предметом исследования является правовые нормы, регулирующие назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Цель моей курсовой работы - изучение и общая характеристика социальных пенсий. Для полного раскрытия темы, я обозначил главные задачи, как:
- 1. Рассмотреть исторические аспекты становления и развития института социальных пенсий;
- 2. Изучить основы назначения и выплаты социальных пенсий;
- 3.Иследовать виды социальных пенсий и основные их назначения;
- 4. Выявить проблемы защиты права на получение социальных пенсий;
В качестве источников для исследования использованы труды ученных в области общей теории права и права социального обеспечения:
1.Мачульская Е.Е.
2. Михайленко Ю.А.
3. Захаров М.Л.
4. М.Ю. Зурабова.
5. Захаров М.Ж, Севастьянова В.Б., Тучкова Э.Г13. Захаров МЛ. Тучкова Э.Г. 14. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г
6. Лепихов М.И.
7. Смирнова А.Ю. А
8. Азарова Е.Г. 18. Астапович А.З. 19. Баскаков В.Н., Лельчук А.Л., Помазкин Д.В20. Гонтмахер Е.И.
9. Гудков А.В.
10. Джанчурина А.С., Крючкова П.В., Луковкина Е.А., Табах А.О.
11. Мачульская Е.Е.
12. Мачульская Е.Е. 25. Мачульская Е.Е.
13. Мачульская Е.Е.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех подзаголовков, заключения и списка использованной литературы.
В данной курсовой работе я бы хотел рассмотреть правоотношения по обеспечению социальными пенсиями как один из видов общественных отношений в сфере социального обеспечения граждан и особой формой реализации права на пенсию.
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями. Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей.
Глава 1. Теоретико-правовые основы института социальных пенсий
Исторический аспект становления и развития института социальных пенсий.
Пенсионное обеспечение в России имеет глубокие исторические корни, хотя изначально это была скорее помощь ближнему. Толчком для развития благотворительности на Руси стало принятие христианства. Активно развивалась традиция личной благотворительности русских князей, которая носила религиозный характер.
Изначально социальное обеспечение распространялось только на военнослужащих и их семьи и это означало признание их заслуг в качестве защитников Отечества. Существовавшее в те времена социальное обеспечение предоставлялось в натуральной форме и в виде предоставления земельных угодий, приютов в старости, богаделен и т. п. Самым распространенным являлось «поместное» обеспечение. Поместье - это земельный надел, предоставляемый государством военным, которые становились собственниками земли. Воины получали землю еще в период несения военной службы и становились дворянами, то есть людьми, которым за службу даровали двор - земельный надел. Из этого формировалось дворянское сословие.
В 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым были предназначены “лечебные” выплаты, их размер зависел от тяжести полученных ранений. Популярными видами социальной поддержки военных, ушедших со службы по причине ранения, являлось обеспечение их поместьями или добавление земель к уже существующим владениям.
Во эпоху Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе долг государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.
В последующем подобные устои продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из общегосударственной казны отставников военной службы. Кроме того размеры пенсий были увеличены вдвое.
Однако в основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. И лишь во второй половине XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Также вошел в силу закон, который обязывает владельцев частных железных дорог организовывать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессионального заболевания из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Подобную систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.
Кардинальные преобразования в пенсионном обеспечении стали осуществляться после социалистической революции. Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных» вышло в 1917 г., а уже в 1918 г. Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся[1]». В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 г. определены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.
В 1920-х гг. система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая функционировала по следующей схеме: все организации уплачивали государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из бюджета производились траты на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий граждан.
Данная система существовала вплоть до распада СССР. Однако в 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам она исчерпала свои возможности. Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, кроме этого в стране резко снизилась рождаемость. Цены быстро росли, а это снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема недостатка денег для выплаты пенсий, потому как число людей, выходящих на пенсию заметно превысит число вновь начавших работать.
Решить подобные проблемы представлялось возможным лишь путем увеличения доходов пенсионной системы. Но для этого необходимо было разработать систему, в которой был бы стимул к уплате отчислений в ПФР. Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.
Правительство пришло к выводу о целесообразности проведения в России пенсионной реформы, целью которой явилось формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан. В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.
Такова общая схема развития пенсионной системы в России. Она постепенно интегрируется в систему экономических отношений и становится неотъемлемым ее элементом.
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Социальное обеспечение как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.
Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.
Феодальный период характеризуется господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы социальной поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, например благотворительность, санкционированное нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не вида обеспечения нетрудоспособных.
Определенный интерес представляет опыт становления и эволюция систем социальной поддержки населения на Руси. Как свидетельствует Начальная летопись, с принятием в 988 г. христианства на Руси Князь Владимир велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». Для тех же, кто не мог дойти до его двора в силу дряхлости и болезни, продукты развозили на телегах, спрашивая, где находятся больные и нищие. В 996 г. Князь Владимир издал Устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур. Владимир заботился также о создании богаделен, странноприимных домов.
«Русская Правда» Князя Ярослава явилась первым славянским законом, в котором закреплялось подобие социальной программы. Особой заботой о бедных и убогих отличался и Владимир Мономах.
Историки отмечают, что «по мере укрепления государства в раз-витии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое — продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе — усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотвори тельной деятельности церкви». В качестве доказательства второго на правления в становлении системы общественного призрения можно привести Указ Ивана IV Грозного «О милостыне», в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить их одеждой.
По Указу Царя Федора Алексеевича от 1682 г. в Москве было построено два госпиталя; те из числа нищенствующих и убогих, которые могли работать, должны были «хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу».