Файл: Формирование экономических ресурсов и их влияние на результаты коммерческой деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические подходы в анализе и оценке эффективности использования финансовых ресурсов

Существуют всевозможные политики для улучшения финансового состояния предприятия. Например, такая как политика управления дебиторской задолженностью, запасами, и т. п.

При использовании политики управления дебиторской задолженностью возможно увеличение объема реализации продукции с помощью оптимизации общего объема дебиторской задолженности и обеспечения своевременного её сбора. Также необходимо минимизировать безнадежные долги.

Чтобы не потерять денежные средства заключаются договора с покупателями с гибкими условиями сроков и формами оплаты. Так же взимается частичная предоплата за предстоящую отгрузку продукции.[9]

Предоставляемые скидки – это мера, которая увеличивает объем реализации продукции и повышает вероятность её своевременной оплаты. А штрафы и пени применяются к предприятиям, которые плохо себя зарекомендовали. Для определения максимальной скидки используют такой показатель, как запас финансовой прочности (4):

(4)

где В – выручка; ПР – порог рентабельности.

Порог рентабельности определяется следующим путем (5):

(5)

где ПЗ – постоянные затраты; Квм – коэффициент валовой маржи.

Коэффициент валовой маржи рассчитывается при помощи формулы (6):

(6)

где В – выручка от продаж.

Цель политики управления запасами заключается в бесперебойном производстве продукции в необходимом количестве и в уставленные сроки.

Когда идет вывод денежных средств из финансового цикла путем рискового вложения денежных средств в запасы, предприятие может оказаться неплатежеспособным. Существует методика «АВС». В ней присутствует 3 категории запасов по важности. Необходимо рассчитывать оптимальные размеры запасов категории А – самых важных. Это можно сделать с помощью EOQ – модели. Оптимальный размер заказа Q определяется по формуле (7):

(7)

где А – затраты на размещение и выполнение заказа; S – годовая потребность в ресурсах; r – процентная ставка на хранение ресурсов (ставка дисконтирования); р – цена единицы закупаемых ресурсов.

Периодичность осуществления заказов определяется отношением годовой потребности в ресурсах к оптимальному размеру. Предприятие, которое проводит политику заимствования, поступает рационально, то есть обеспечивает рентабельность собственного капитала (РСК) (8):

(8)

где П – прибыль до налогообложения; НП – ставка налога и прочие аналогичные отчисления с прибыли; r – средняя взвешенная процентная ставка по заемным средствам финансирования.


Данный коэффициент должен быть выше уровня инфляции. Для улучшения финансового состояния предприятия увеличивается экономическая рентабельность за счет увеличения прибыли. С помощью показателя эффект производственного рычага (ЭПР) можно рассчитать плановую прибыль (9)[10]:

(9)

где Вр – выручка от реализации, ПЗ – переменные затраты, ПР – прибыль от реализации.

Чтобы определить плановую прибыль от реализации используют определенный алгоритм:

1. Рассчитывается ЭПР.

2. Определяется процентное изменение плановой выручки по сравнению с отчетным годом (10) :

(10)

3. Определяется процентное изменение прибыли от продажи в плановом пе­риоде по сравнению с отчетным (11) :

(11)

4. Определяется абсолютное значение прибыли в отчетном году (12) :

(12)

Таким образом, политика управления финансовыми ресурсами является неотъемлемой частью активного развития предприятия с учетом необходимых факторов.

Итак, главной целью управления финансовыми результатами является обеспечение максимизации благосостояния собственников организации в текущем и перспективном периоде. Эффективность деятельности любого предприятия в современных условиях определяется через комплексную оценку с помощью системы взаимосвязанных показателей и коэффициентов, отражающих эффективность функционирования системы управления его финансовыми ресурсами на этапах их формирования, распределения, использования, воспроизводства и возвращения.[11]

Методические подходы в анализе и оценке эффективности использования материальных ресурсов

Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.

Рост потребности предприятия в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным путем (приобретением или изготовлением большего количества материалов и энергии) или интенсивным (более экономным использованием имеющихся запасов в процессе производства продукции).

Первый путь ведет к росту удельных материальных затрат на единицу продукции, хотя себестоимость ее может при этом и снизиться за счет увеличения объема производства и уменьшения доли постоянных затрат. Второй путь обеспечивает сокращение удельных материальных затрат и снижение себестоимости единицы продукции.


Экономное использование сырья, материалов и энергии равнозначно увеличению их производства.

Материальные затраты составляют значительную долю всех затрат на производство продукции, работ, услуг. Рациональное использование материалов - один из важнейших факторов роста производства и снижения себестоимости продукции, а, следовательно, роста прибыли и уровня рентабельности.

Задачи анализа использования материальных ресурсов состоят в оценке уровня эффективности использования их при выполнении плана выпуска продукции, выявления внутрипроизводственных резервов экономии данных ресурсов и разработке конкретных мероприятий по их использованию.[12]

Задачи анализа обеспеченности и использования материальных ресурсов:

а) оценка реальности планов материально-технического снабжения, степени их выполнения и влияния на объем производства продукции, ее себестоимость и другие показатели;

б) оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов;

в) выявление внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.

Основными этапами анализа материальных ресурсов являются:

1) анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами;

2) анализ обоснованности норм расхода материально-технических ресурсов;

3) обоснование оптимальной потребности в материальных ресурсах;

4) оценка эффективности использования материальных ресурсов;

5) оценка влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных затрат.

Источниками информации для анализа материальных ресурсов являются план материально-технического снабжения, заявки, договоры на поставку сырья и материалов, формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и о затратах на производство, оперативные данные отдела материально-технического снабжения, сведения аналитического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов и др.

Стоимость материальных ресурсов входит в себестоимость продукции по элементу «Материальные затраты» и включает в себя цену их приобретения (без учета НДС и акцизов), наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг бирж, таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями.


Удовлетворение потребности предприятия в материальных ресурсах может обеспечиваться двумя путями: экстенсивным и интенсивным.

Глава 2. Анализ и оценка формирования и использования финансовых ресурсов предприятия на примере ПАО «НК Роснефть»

2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия

Публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" — российская нефтегазовая компания. «НК «Роснефть» осуществляет реализацию моторного топлива с нефтебаз в 61 регионах Российской федерации.

Юридический адрес: ПАО «НК «Роснефть» зарегистрировано по адресу 115035, город Москва, Софийская набережная, 26/1. Фактический адрес: ПАО «НК «Роснефть» зарегистрировано по адресу 115035, город Москва, Софийская набережная, 26/1.

ОГРН:1027700043502 от 19 июля 2002 г.

ИНН: 7706107510

КПП: 7706107510

Дата регистрации: 07.12.1995[13]

Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации.

Предметом деятельности НК Роснефть является обеспечение поиска, разведки, добычи, переработки нефти, газа, газового конденсата, а также реализации нефти, газа, газового конденсата и продуктов их переработки потребителям в Российской Федерации и за ее пределами, любые сопутствующие виды деятельности, а также виды деятельности по работе с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Целью деятельности Общества является извлечение прибыли.

Также ПАО «НК «Роснефть» осуществляет инвестиционную деятельность, включая операции с ценными бумагами, организует рекламно-издательской деятельности, проведение выставок, выставок-продаж, аукционов и т.д.;

Может осуществлять организацию и проведение мероприятий в области мобилизационной подготовки, гражданской обороны, работа со сведениями, составляющими государственную тайну, и защита сведений, составляющих государственную тайну.


Роснефть — лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности НК «Роснефть» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий и организаций России.

Общество, его дочерние и зависимые общества (далее – Группа Компаний «Роснефть») осуществляют свою деятельность как вертикально-интегрированное производство.

География деятельности группы компаний «Роснефть» в секторе разведки и добычи охватывает все основные нефтегазоносные провинции России: Западную Сибирь, Южную и Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь и Дальний Восток. Компания также реализует проекты в Казахстане и Алжире. Семь крупных нефтеперерабатывающих заводов НК «Роснефть» распределены по территории России от побережья Черного Моря до Дальнего Востока, а сбытовая сеть Компании охватывает 38 регионов России.

Руководство текущей деятельностью ПАО «НК «Роснефть» осуществляется единоличным исполнительным органом (Главным исполнительным директором) и коллегиальным исполнительным органом (Правлением). Исполнительные органы подотчетны Совету директоров и общему собранию акционеров. Главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Сечин Игорь Иванович.

История нефтяной компании «Роснефть» неразрывно связана с историей отечественной нефтяной промышленности. Основные предприятия НК «Роснефть» были созданы еще в советский период, когда началось полномасштабное освоение новых нефтяных и газовых месторождений. В 1990-е годы многочисленные предприятия топливно-энергетического комплекса и другие, связанные с ними предприятия государственного сектора экономики, были объединены в вертикально интегрированные компании по образцу крупнейших мировых корпораций - с последующей их частичной или полной продажей частным инвесторам. Управление нефтегазовыми активами, оставшимися в собственности государства, осуществляло государственное предприятие «Роснефть».[14]

Постановлением Правительства РФ № 971 от 29 сентября 1995 г. было создано открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть», которое стало правопреемником одноименного государственного предприятия. [15]

В результате приобретения ряда нефтегазовых активов на территории России существенно увеличены запасы и объемы добычи нефти, нефтеперерабатывающие мощности, расширена розничная сеть. И уже в 2007 году «Роснефть» стала лидером среди нефтяных компаний России, обеспечивающим более 20% суммарной добычи нефти в стране.