Файл: Формирование экономических ресурсов и их влияние на результаты коммерческой деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном обществе важная роль отведена коммерческим предприятиям как основному структурному элементу экономики страны. Финансовое состояние предприятия определяется его анализом и диагностикой. Для этого производится оценка обеспеченности предприятия ресурсами и источников их формирования. В результате какой-либо проведенной хозяйственной операции финансовое состояние предприятия может улучшиться, ухудшиться или же остаться в неизменном состоянии.

Целью курсовой работы является проведение теоретико-практического анализа формирования экономических ресурсов и их влияния на результаты коммерческой деятельности предприятия.

Объектом исследования данной работы является ПАО «НК Роснефть».

Предметом исследования будет являться анализ формирования экономических ресурсов и их влияние на результаты коммерческой деятельности предприятия ПАО «НК Роснефть».

Любое предприятие и его деятельность нацелены на определенный результат, который достигается с помощью определенного набора ресурсов. Одни предприятия успешно достигают поставленных целей, другие – работают с большими потерями, нежели с прибылью. Большое значение имеет то, как управляется предприятие в условиях жесткой конкуренции рыночной экономики и растущей инфляции.

Экономическая стабильность развития предприятий на сегодняшний день одна из главных проблем, нуждающихся в решении. Ее появлению способствовали кризисная ситуация в России, новые формы хозяйствования и рыночная экономика как таковая. Финансовая устойчивость необходима и самим организациям, их партнерам, принимающим участие в их деятельности.

Финансовая устойчивость – определение, гарантирующее преимущества на рынке в виде возможности привлечения инвестиций, получения кредитов, выбора поставщиков и потребителей. Достижение финансовой устойчивости организации требует привлечения источников финансовых ресурсов и их рационального распределения. Это способствует решению задач и стабилизации положения предприятия.

Управление экономическими ресурсами торгового предприятия является сложной системой, которая синтезирует процессы принятия и реализации управленческих решений, направленных на оптимальное формирование, рациональное размещение, эффективное использование, расширенное воспроизводство и наращивание финансового потенциала предприятия с целью достижения поставленных им стратегических, тактических и оперативных целей, обеспечения его устойчивого функционирования и дальнейшего развития с учетом влияния факторов изменяющейся внешней среде.[1]


Задачи исследования:

- определить и изучить классификацию и сущность понятия экономические ресурсы;

- охарактеризовать экономические показатели коммерческой деятельности и проанализировать показатели ПАО «НК Роснефть»;

- проанализировать какие рекомендации можно сделать по повышению покупательских показателей коммерческой деятельности;

- проанализировать деятельность общества с ограниченной ответственностью ПАО «НК Роснефть»;

- сформулировать результаты исследования

Методы исследования: абстрагирование, классификация , синтез, изучение и анализ литературы, расчеты, описание.

Методологическими основами послужили труды таких ученых как, Швецова Н.К., Зиангирова А.Р., Путятинская Ю.В., Пожалостина А.А., Попов М.Н., Цаплин С.А., Волков А.Ю., Зборовская Е.Б., Гусева Л.И., Щадрина Г.В., Леднев В.А., Баканов М.И., Бернстайн, Л. А. .

Глава 1. Теоретические аспекты исследования формирования и использования экономических ресурсов предприятия

1.1. Сущность экономических ресурсов и их связь с показателями коммерческой деятельности предприятия

Ресурсы – совокупность естественных (природных) и искусственных (созданных человеком) благ.Все ресурсы можно разделить условно на два класса – свободные (неэкономические) и экономические.

Экономические ресурсы – ресурсы, потенциально вовлеченные в хозяйственный оборот, имеющие денежную оценку, количество которых относительно ограничено. В силу этого за их использование необходимо платить.

Деление ресурсов на «экономические» и «свободные» не носит постоянного характера, а зависит от сложившейся экономической ситуации. Так, в результате ухудшения экологии природной среды и обострения экологических проблем некогда «свободные» ресурсы (например, чистая пресная вода, чистый атмосферный воздух) могут со временем стать менее доступными и, в силу этого, превратиться в экономические.


Экономические ресурсы (их также называют факторами производства) включают:

·    трудовые ресурсы;

·    финансовые ресурсы:

-     деньги;

-     ценные бумаги.

·    материально–вещественные ресурсы:

-     здания, сооружения;

-     машины, оборудование;

-     природные ресурсы (полезные ископаемые, водные ресурсы, земля);

-     энергетические ресурсы (природные или созданные человеком).

·    нематериальные ресурсы:

-     патенты, авторские и другие права, лицензии, ноу–хау и др.;

-     информационные ресурсы;

-     предпринимательские способности;

-     знания.

  1. Материально–вещественные ресурсы являются основой приложения человеческого труда, в результате которого они трансформируются в конечный продукт (товар), служащий для удовлетворения потребностей человека.

2. Финансовые ресурсы – «кровеносная система» экономического организма, они обеспечивают процесс функционирования и развития предприятия, «снабжая» его всеми видами остальных необходимых ресурсов.[2]

3. Трудовые ресурсы принято считать приоритетным экономическим ресурсом: никакая самая производительная техника (орудия труда) не может произвести продукцию, пока человек не приложит свои усилия.

4. Нематериальные ресурсы в современных условиях приобретают особую роль. Знания и информация становятся мощной производительной силой общества. Одним из ключевых нематериальных ресурсов является информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. Умение использовать полученные данные для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания, или профессиональные компетенции.

5. информационные ресурсы .Современное общество нуждается в информационных ресурсах, способных увеличить результативность функционирования экономики. Информационные ресурсы как фактор производства вовлекают в производственную деятельность значительное количество материальных ресурсов и формируют информационный потенциал предприятий.

Эффективное использование информационных ресурсов основывается на принципах:

  • использование информационных ресурсов должно быть вызвано производственной необходимостью, а не влиянием научно – технического прогресса;
  • использование информационных ресурсов основывается на возможности получения финансовой выгоды;
  • гибкая структура информационной системы предприятия;
  • получение результата с момента внедрения и на протяжении всего жизненного цикла информационных ресурсов;
  • постоянная модернизация и повышение производительности информационных ресурсов;
  • высокая квалификация сотрудников, осуществляющих работу с использованием информационных ресурсов.

6. природные ресурсы. Природные ресурсы в своей совокупности составляют важный фактор общественного производства, который в экономической теории определяется общим понятием земля. Без природных ресурсов немыслим процесс производства.

Таким образом, каждый вид экономических ресурсов предприятия имеет свои характерные черты и особенности использования. В условиях рыночной экономики все экономические ресурсы свободно покупаются и продаются, приносят своим владельцам доход в виде ренты (земля), процента (капитал), заработной платы (труд).

Товарооборот как важнейший показатель развития предприятия и его роль в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности

Товарооборот — один из важнейших синтетических показателей развития как на уровне предприятия, так и на уровне региона, страны в целом.

Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях товарооборота.

массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.

Объемы продажи товаров населению физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках определяются на основе специальных обследований, осуществляемых региональными статистическими органами.[3]

Розничный товарооборот – это продажа потребительских товаров за наличный расчет населению, независимо от каналов реализации.

В составе розничного товарооборота выделяется оборот розничной торговли (оборот розничных торговых предприятий), оптовый товарооборот и торгово-посреднический товарооборот (рисунок 1.)

Торгово -посреднический

Розничный товарооборот

Розничная торговля

Оптовый

Рисунок 1. Состав розничного товарооборот

Товарооборот розничного торгового предприятия является составляющей розничного товарооборота и характеризует общий объем продаж или сумму цен реализованных в розничном предприятии товаров.


Оборот розничной торговли – это стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков.

Помимо розничной торговли торговые предприятия могут осуществлять оптовую продажу товаров. Оборот оптовой торговли представляет собой выручку от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне для перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи).

Обязательный признак операции, относимой к оптовой торговле, — наличие счета-фактуры на отгрузку товара.

Значение товарооборота необходимо рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного торгового предприятия.

Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.

Основной целью проведения анализа розничного товарооборота является изучение возможностей его увеличения и максимизации прибыли на основе оптимизации объема, состава и структуры оборота.

Валовой доход предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью, в общеэкономическом смысле – это выручка от основной деятельности (реализации товаров и услуг), а также доходы, получаемые помимо основной деятельности, из других источников. Валовой доход предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью, складывается из нескольких источников (рисунок 2.).[4]

В общем виде валовой доход рассчитывается по формуле (1):

(1)

,где ТН – торговая надбавка предприятия, ОУ – стоимость оказанных услуг,

ПД – прочие доходы.

Валовой доход торгового предприятия – это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Валовой доход от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень этого дохода в розничной и оптовой торговле рассчитывается по формуле (2):

(2)

,где Двал - сумма валового дохода от реализации, руб.; Трозн - объем розничного и оптового товарооборота - складывается из складского и транзитного товарооборотов.

Предприятие сферы коммерческого посредничества за оказываемые им услуги по доведению товара до потребителя по его реализации взимает плату, которую можно назвать ценой торговых услуг. Этой платой становится торговая надбавка к цене закупленных товаров. Сумма всех торговых надбавок представляет собой валовой доход от реализации.