Файл: 1. Теоретические основы понятия таможенных пошлин 5 Понятие и сущность таможенных пошлин 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Законопроектом 1 устанавливаются следующие значения Ккорр:

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

0,833

0,667

0,5

0,333

0,167

0

где:

ЭП рассчитывается по формуле, указанной в таблице, что, как видно, является эквивалентом ставки вывозной таможенной пошлины на нефть в 2018 г.:

Цена нефти на мировых рынках (в долларах США за тонну)

Значение коэффициента ЭП (в долларах США за тонну)

до $109,5

0

от $109,5 до $146

35 x (Ц – $109,5)

от $146 до $182,5

$12,78 + 45 x (Ц –

$146)

от $182,5

$29,2 + 30 x (Ц –

$182,5)

Р – среднее значение курса доллара США к рублю;

Ккорр – коэффициент, равный значению, указанному в таблице ниже на соответствующий год:

2019

г.

2020

г.

2021

г.

2022

г.

2023

г.

2024

г.

0,167

0,333

0,5

0,667

0,833

1


Следует отметить, что текущее таможенное законодательство предусматривает право на применение особой (льготной) формулы ставки вывозной таможенной пошлины при добыче нефти с вязкостью в пластовых условиях не менее 10 000 мПаªс. В связи с этим, с целью минимизации влияния увеличения ставки НДПИ для нефти с указанными физическими характеристиками вводится коэффициент Свн (на который умножается коэффициент Кман), принимаемый равным:

0,1 – при добыче сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью 10 000 мПаªс и более (в пластовых условиях);

1 – в иных случаях.

Свн равный 0,1 применяется в налоговых периодах, заканчивающихся до 31 декабря 2022 года включительно. Однако при соблюдении одного из следующих условий налогоплательщик вправе применять Свн равный 0,1 и после вышеуказанной даты:




- объем накопленной добычи нефти из соответствующей залежи на 1 января 2015 г. составляет не более 1 000 тонн, и степень выработанности запасов на

1 января 2015 г. - не более 1 ;

- запасы нефти соответствующей залежи поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2015 г.

Кроме того, для сверхвязкой нефти, а также нефти, добытой из залежей, отнесенных к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям (при соблюдении дополнительных условий), предусматривается право на применение коэффициентов Кц и Кк равных нулю.

Таким образом, для сверхвязкой нефти размер НДПИ будет равен произведению Кман и Свн равному 0,1 (при соблюдении условий, описанных выше), а для нефти, добытой из залежей, отнесенных к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям – произведению Кман и Свн равному единице. При этом, обнуление коэффициентов Кц и Кк при расчете НДПИ на нефть, позволит облагать вышеуказанную нефть по минимальной ставке НДПИ, которая сейчас равна 0.

Также значение коэффициента Кман может приниматься равным нулю в следующих случаях:

- при добыче углеводородного сырья (за исключением природного газа) на новых морских месторождениях углеводородного сырья (с учетом ряда особенностей);

- при добыче газового конденсата на месторождениях, указанных в примечании 9 к единой ТН ВЭД ЕАЭС по состоянию на 1 января 2018 г.

Кроме того, Законопроектом 2 устанавливается право на применение налогового вычета по НДПИ при добыче нефти с особыми физико-химическими характеристиками на участках недр, включенных в специальный перечень перечень участков недр указан в Законопроекте 1), для которых на настоящий момент также предусматривается право на применение льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть3.

- вывозная таможенная пошлина и стоимость транспортировки). Соответственно, в связи с обнулением вывозной таможенной пошлины на нефть произойдет увеличение внутренних цен на сырье, что повлечет рост расходов нефтеперерабатывающих заводов (далее – «НПЗ») и, как следствие, снижение рентабельности их деятельности.

С целью поддержки НПЗ Законопроектом 2 вводится новый подакцизный товар – нефтяное сырье, механизм расчета акциза на нефтяное сырье, а также порядок применения вычета с использованием повышающего коэффициента.



В целях исчисления акциза под нефтяным сырьем понимается смесь углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 мм рт. столба), состоящая из одного или нескольких следующих компонент:

- нефть;

- стабильный газовый конденсат;

- вакуумный газойль;

- гудрон;

- мазут.

В связи с введением нового подакцизного товара перечень операций, признаваемых объектом налогообложения акцизом дополняется следующей операцией: направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо компании, непосредственно оказывающей услуги по переработке нефтяного сырья.

Таким образом, объект налогообложения акцизом, а также право на применение повышающего коэффициента возникает лишь у лица, имеющего свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья (далее – свидетельство»).

Свидетельство выдается компании при наличии у нее на праве собственности и (или) на праве пользования производственных мощностей, необходимых для осуществления хотя бы одного из технологических процессов по переработке нефтяного сырья, и выполнении хотя бы одного из следующих условий:

-заявитель и (или) российские организации, которые прямо и (или) косвенно участвуют в нем с долей участия не менее 50, по состоянию на 1 января 2018 г. подпадали под действие введенных иностранными государствами санкций;

-в течение хотя бы одного из трех месяцев, предшествующих месяцу, в котором подано заявление, заявитель реализовывал в РФ произведенный им автомобильного бензина класса 5 (далее - «АБ 5») и (или) передавал произведенный прямогонный бензин на переработку в продукцию нефтехимии, и объем реализации таких нефтепродуктов за указанные три месяца в совокупности превысил 5 тыс. тонн;

-заявителем до 1 июня 2019 г. заключено соглашение с Минэнерго России о модернизации НПЗ.

К технологическим процессам переработки нефтяного сырья относятся следующие:

-первичная переработка нефти и (или) газового конденсата;

-каталитический риформинг бензина;

-каталитический крекинг;

-гидрокрекинг;

-гидроконверсия тяжелых остатков;

-замедленное коксование;

-селективная очистка, депарафинизация и гидроизодепарафинизация.


Свидетельство выдается налоговым органом в течение 15 дней со дня получения заявления и иных подтверждающих документов.

При этом, Законопроект 2 предусматривает случаи, когда налоговые органы вправе аннулировать свидетельство.

Ставки акцизов на нефтепродукты на 2019- 2020 гг. сохраняются на уровне, установленном действующей редакцией НК РФ, а на 2021 г. индексируются на уровень инфляции в размере 4 (см. таблицу ниже).



Рублей за тонну

июль- декабрь 2018

г.5

2019

г.

2020

г.

2021 г.

Автомобильный бензин:

Не соответствующий классу 5

Класс 5


13 100
8 213


13 100
12 314


13 100
12 752


13 100
13 262

Дизельное топливо

5 665

8 541

8 835

9 188

Моторные масла

5 400

5 400

5 616

5 841

Авиационный керосин

2 800

2 800

2 800

2 800

Средние дистилляты

6 665

9 241

9 535

9 916


Кроме того, изменяется порядок расчета ставки акциза на прямогонный бензин путем введения дополнительного слагаемого, равного размеру вывозной таможенной пошлины (в одном ценовом сценарии), а также на бензол, параксилол и ортоксилол.

Законопроектом 2 изменяется порядок применения вычета с использованием повышающего коэффициента сумм акциза, исчисленного при совершении операций по получению средних дистиллятов, а также по реализации средних дистиллятов лицом, включенным в реестр поставщиков бункерного топлива, иностранным организациям (в качестве припасов на водных судах либо в таможенной процедуре экспорта).

Вычет по НДПИ в связи с получением ШФЛУ при переработке газового конденсата

Законопроектом 2 уточняется категория ШФЛУ. Так, в целях применения вычета по НДПИ на газовый конденсат к ШФЛУ также относится пропан-бутан технический в случае, если в отношении него не выполняются следующие условия:


-пропан-бутан технический получен при переработке газового конденсата на технологическом оборудовании, впервые введенном в эксплуатацию до 1 января 2018 г.;

- пропан-бутан технический получен (выделен) из ШФЛУ, ранее извлеченной при переработке газового конденсата.

Вывозная таможенная пошлина на нефтепродукты

Дополнительным инструментом, который позволит государству не допустить роста внутренних цен моторных топлив на рынке, станет повышение предельных размеров ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные нефтепродукты.

Завершение налогового маневра (далее – ЗНМ») является финальным элементом в эволюционном развитии российской налоговой системы для нефтяной отрасли последнего десятилетия, нацеленной на стимулирование технологического развития отечественных НПЗ и поддержании доходов добывающих проектов на стабильном уровне. Так, параметры ЗНМ не окажут никакого влияния на величину операционного денежного потока добывающих проектов (как стандартных, так и использующих льготные ставки по НДПИ и налогу на дополнительных доход («НДД»)): равномерное (в течение 6 лет) снижение вывозной таможенной пошлины будет компенсировано идентичным станется неизменной.

Мы полагаем, что введение «отрицательного акциза» на нефть – это по сути попытка трансформации действующего механизма предоставления таможенной субсидии за счет внедрения нового инструмента. Поэтому если этим ограничится модификация системы, то ЗНМ станет исключительно фискальной мерой, направленной на увеличение доходов бюджета (за счет того, что физический объем налогооблагаемой базы по НДПИ более чем в 2 раза выше, чем по вывозной пошлине). А ответ на вопрос, достигнет ли эта величина 1,3-1,6 трлн руб. за 6 лет (как ожидается авторами ЗНМ) зависит от целого ряда факторов (макроэкономические условия, прогнозные соотношения между объемами добычи и переработки и т.п.), важнейшими из которых являются судьба компенсаций странам ЕАЭС и потребителям отдельных видов нефтепродуктов (прежде всего, мазута) на внутреннем рынке. Так, суммарная доля этих двух статей в общем ожидаемом эффекте для величины дополнительных доходов бюджета, по нашим оценкам, может превысить 40 . И ЗНМ может создать дополнительные стимулы для развития нефтепереработки только при условии, если механизм «отрицательного акциза» будет предусматривать релевантные параметры, учитывающие технологические и логистические особенности заводов (такая возможность обсуждается). В идеальной ситуации (включая перенос «нетбэков» в цены внутреннего рынка) влияние ЗНМ на ведущие российские ВИНКи должно быть нейтральным.