ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Настроение — это фон, на котором протекают все психические процессы. Настроение отражает общую установку приятия или неприятия мира, влияет на результативность деятельности человека. Оно имеет разную продолжительность.
Собственно эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства, отражающее событие в форме обобщенной субъективной оценки.
Аффект — это наиболее мощная эмоциональная реакция. Он всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен. Аффект наступает в результате какого-нибудь сильного (объективного или субъективного) потрясения и характеризуется изменением внимания (невозможностью переключения), ослаблением волевого контроля над поведением и чаще всего протекает в форме реакции ярости и гнева.
Стресс — это неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку, физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма.
Фрустрация — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми так трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека, его субъективной оценки препятствия, но в еще большей степени он определяется сложившимися у данного человека формами реагирования на жизненные трудности.
Страсть — это особая форма эмоционального переживания. По интенсивности эмоционального возбуждения она приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости — напоминает настроение. Это сильное, стойкое, всепоглощающее человека чувство, определяющее направление его мыслей и поступков. Формирование страсти может определяться осознанными убеждениями (например страстность ученого в науке), исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (паранойяльные формирования). Страсть всегда избирательна и предметна; она тесно связана с волевой сферой и выступает одним из существенных побуждений к деятельности.
Высшие чувства человека подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Нравственные чувства — это переживания, которые возникают при восприятии и оценке действий, поступков, поведения в целом, а также психологических особенностей других людей или своих собственных с позиции норм и принципов общественной морали. Проявление этих чувств предполагает, что человек усвоил нравственные нормы и правила и знает, что нужно считать хорошим, а что — плохим. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм и др.
Эстетические чувства представляют собой отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.
Интеллектуальные чувства вызывают переживания, которые возникают в процессе познавательной деятельности человека. Они не только сопровождают познавательную деятельность, но и стимулируют, усиливают ее, оказывают влияние на скорость и продуктивность мышления, содержательность и точность знания. К интеллектуальным чувствам относятся любопытство, уверенность, удивление, сомнение и др.
11. Когнитивные теории эмоций: Арнольд, Шехтер и Сингер.
М. Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция следует за этой оценкой: «сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это "нечто" опасно, — и как только я представляю это, я напугана и бегу» (М. Арнольд, 1960). Арнольд считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция. Эта интуитивная оценка объекта понимается автором как «чувственное суждение» (в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения») и характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью. Кроме того, интуитивная оценка и эмоциональный отклик проявляют тенденцию к постоянству (объект или ситуация, определенным образом оцененные и эмоционально отреагированные, начинают каждый раз вызывать такие же оценки и эмоции) и генерализации (переносятся на весь класс объектов).
По мнению С. Шехтера (1964), эмоции — это результат взаимодействия двух компонентов: 1) неспецифического: физиологического возбуждения (активация, arousal); 2) специфического: интерпретации человеком причин своего возбуждения в контексте целостной ситуации, в которой оно появилось (атрибуция).
С. Шехтером было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоционального состояния, но недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность. В соответствии с его теорией, какое-то событие вызывает у человека возбуждение, и у него возникает необходимость оценить причины этого возбуждения. Одно и то же физиологическое возбуждение может переживаться и как радость и как гнев в зависимости от трактовки ситуации.
12. Теория базовых эмоций К. Изарда.
Вот несколько критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:
1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения и страха. Если интерпретировать как мимические проявления движения глаз и головы, то к этому списку можно добавить и эмоцию стыда. А если в качестве экспрессивного компонента рассматривать также и пантомимические проявления, то к фундаментальным эмоциям можно отнести и такую эмоцию, как смущение (застенчивость).
Что касается эмоции вины, то ее обычно относят к базовым эмоциям, хотя она и не имеет отчетливого мимического или пантомимического выражения. Вопрос о разграничении эмоций стыда, застенчивости и вины и возможности их отнесения к фундаментальным эмоциям представляет особую проблему. Отличительные особенности каждой из этих эмоций будут описаны в соответствующих главах, посвященных их детальному анализу. Пока же достаточно сказать, что эмоции стыда, застенчивости и вины являются базовыми, неотъемлемыми элементами человеческой натуры.
13. Методы исследования эмоций: изучение эмоциональной экспрессии, физиологические индикаторы эмоций, опросники. Исследования на нейрофизиологическом уровне. Исследования роли мозга и центральной нервной системы эмоции являются основными в прогрессе науки об эмоциях. Хотя в изучении соотношения мозга и поведения достигнуты значительные успехи, относительно мало работ было проведено в контексте изучения мозга и эмоций. Основные методы: хирургические удаления и поражения; вживление микроэлектродов для прямой стимуляции мозга; психофизиологические исследования.
Изучение экспрессивного компонента эмоции. Термин «экспрессия» используется для описания того компонента эмоции, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе и речи. Уверенность в надежности и полезности таких методов значительно возросла благодаря современным исследованиям письменных и дописьменных культур, подтверждающим предположиние Дарвина об универсальности и врожденности определенных фундаментальных выражений эмоций. Исследования экспрессии имеют два основных направления: изучение (а) произвольной экспрессии и (б) непроизвольной, или спонтанной. Узнавание или различение эмоциональных выражений. Естественно е наблюдение эмоциональной экспрессии.
Обычно, когда кто-то изучает эмоцию на нейрофизиологическом или на экспрессивном уровне, он также изучает и эмоциональный процесс, т. е. «ощущение эмоции», или эмоциональное переживание.
Для получения непосредственных самоотчетов об эмоциональных переживаниях используются некоторые списки определений или шкалы, которые предназначены, как правило, для студенческого возраста, однако некоторые из них применяются и на старшеклассниках.
14. Психология счастья. Подходы М. Фордайса, Й. Йенсена, У. Макинтоша, М. Селигмана.
15. Горе: общая характеристика, функции, исследования: горе в контексте теории привязанности Боулби. Когнитивный подход Дж. Эйверилла.
16. Печаль и депрессия. Психоаналитический подход (З. Фрейд), когнитивно-бихевиоральный подход (Р. Лазарус, А.Бек).
Депрессивный больной – это проблема гигантского масштаба, проблема, имеющая три существенных аспекта.
Во-первых, нужно отдавать себе отчет в том, что критики к своему состоянию у депрессивного пациента нет.
Во-вторых, убедить депрессивного больного в том, что он нуждается в терапии, – труд, подобный подвигам Геракла.
В-третьих, само лечение депрессии не может исчерпываться одним лишь фармакологическим лечением, поскольку ни понятийные конструкты, ни рефлекторные дуги, ни нейрофизиологические процессы возбуждения и торможения не меняются качественно от приема даже самых современных психотропных препаратов.
З. Фрейд рассматривал депрессию как результат интроекции в «эго» больного утраченного им «объекта либидо». Человек, с точки зрения психоанализа, оказывается, с одной стороны, не способен во внешнем отреагировать на потерю энергии, поскольку же образ «объекта либидо» интроецирован, то, с другой стороны, эта потеря оценивается им как утрата энергии, которой располагает его «эго».
В принципе существуют три направления в психотерапии: психоаналитическое, когнитивно-поведенческое и гуманистическое. Первое рассматривает психическое расстройство как результат работы бессознательного, где роятся разнообразные детские комплексы; второе подходит к человеку слишком механистично, не имея, впрочем, достаточного научного базиса для того, чтобы брать на себя столь ответственную роль; третье, напротив, настолько идеализирует человеческую природу, настолько обожествляет банальные по сути психические процессы, что в деле лечения оказывается малосильным или абсолютно недееспособным.
Проблема по большому счету состоит в том, что ни одно из перечисленных психотерапевтических направлений не рассматривает человека целостно, не понимает его как единство биологических, психических и социальных функций, не имеет строго научного базиса, а исходит лишь из весьма, как правило, абстрактных умопостроений (зачастую красивых, но никогда – достоверных).
Психотерапевтическая модель, решающая эти задачи, получила название «системной поведенческой психотерапии». Она основана на работах виднейших отечественных ученых – И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и Л.С. Выготского, исследования и открытия которых позволяют видеть депрессивные расстройства в их взаимосвязи с целостным организмом, как единый психический процесс, где силы возбуждения и торможения создают комплексы специфических динамических стереотипов, функционирующих по принципу доминанты, организуясь в сложных корково-подкорковых интеракциях
Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения.
Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа. Например, получив определенный опыт в некоторых жизненных ситуациях, люди начинают тенденциозно интерпретировать свой опыт: человек, для которого идея возможной внезапной смерти имеет особое значение (в связи с тем, что он потерял кого-то из близких родственников), может, пережив угрожающий эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигнал наступающей смерти. У него развивается тревожное состояние,
которое может перерасти в болезненно-тревожное, при этом его программа поведения активируется программой выживания. Из всего поступающего потока информации будут выбираться "сигналы опасности" и блокироваться "сигналы безопасности". И в результате на относительно незначительные стимулы клиент начинает реагировать как на сильную угрозу, отвечая эмоционально и поведенчески неадекватно.
Активированная программа за когнитивный сдвиг в переработке информации. Нормальная программа правильно воспринятых и проинтерпретированных данных заменяется "тревожной программой", "депрессивной программой", "панической программой" и т.д. Когда это случается, человек начинает испытывать симптомы тревоги, депрессии или паники.