Файл: Чистополь в жизни Бориса Пастернака.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шахмайкинская средняя общеобразовательная школа

Новошешминского муниципального района Республика Татарстан»

Секция: краеведение (на русском языке)

Исследовательская работа

на тему:

Чистополь в жизни Бориса Пастернака

Работу выполнила: ученица 11 класса Калимуллина Ильзира Ильнаровна, Новошешминский район, с. Шахмайкино

Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы Шайхутдинова Алсу Раисовна

2022 год

Содержание

I. Введение.

II. Основная часть:

1.Чистополь во время войны – центр культурной жизни.

2. Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака в Чистополе.

3. Мемориальный музей Бориса Пастернака.

III. Заключение.

IV. Библиография.
Введение

Летом этого года мы с семьей провели день в городе Чистополе. Мы живем в соседнем районе и часто приезжаем в этот город. Мама предложила посетить музей Б.Л.Пастернака. Эта экскурсия произвела на меня большое впечатление. И я решила познакомиться подробнее с чистопольским периодом жизни Бориса Львовича Пастернака во время Великой Отечественной войны.

Темой нашей работы заключается в определении роли данного периода жизни в формировании дальнейшего творчества писателя.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время современному поколению необходимо приобщение к миру искусства, духовной культуре народа, сохранение памяти об участниках войны в тылу.

Цель нашей работы: проанализировать литературу, данные информационных источников по теме.

В основе нашей работы лежат библиографические исследования, статьи по изучаемому периоду жизни и творчества Б.Л.Пастернака.

В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений. Во-первых, как обычный быт провинциального городка в военные годы влиял на жизнь столичного писателя. Во-вторых, как наследие писателя повлияло на культурную жизнь города, в котором он жил.

1.Чистополь во время войны – центр культурной жизни
.

В годы Великой Отечественной войны Чистополь - небольшой городок на Каме волею судеб стал центром литературной жизни всей страны. Сюда в 1941 году из Москвы и Ленинграда эвакуировали Союз писателей СССР - деятелей литературы с семьями, всего свыше двух тысяч человек. Среди них были Борис Пастернак, Анна Ахматова, Николай Асеев, Арсений Тарковский, Константин Паустовский, Александр Фадеев, Леонид Леонов, Михаил Исаковский; семьи Василия Гроссмана, Константина Федина, Александра Твардовского, Ильи Сельвинского. Думали - до конца лета, но остались на три года, в течение которых в тесноте и бедности были написаны произведения, вошедшие в золотой фонд русской литературы. Чистополь строился по очень простой схеме: параллельные улицы и перпендикулярные перекрестки. Поэтому практически все улицы выходят к Каме. Исторический центр сразу пленяет своей стариной, невысокими купеческими домами, садами и бульварами с вековыми деревьями. 

Многие эвакуированные в Чистополь писатели вскоре ушли на фронт, например, Гроссман, Твардовский, Фадеев, Багрицкий, Тарковский. В городке они бывали, навещая родных и выступая перед чистопольцами и на местном радио с чтением новых произведений. Пастернак же попал на фронт уже после Чистополя. Некоторые писатели, в том числе Анна Ахматова, которая пробыла в перенаселенном Чистополе несколько недель и поняла, что жизнь здесь обещает быть трудной, уехали в Ташкент.

Вот что пи­шет в воспоминаниях драматург Александр Гладков: «Маленький обычный городок с приездом эвакуированных москвичей и ленинградцев принял своеобразный вид. Особый оттенок ему придали писатели…. В модных пальто и велюровых шляпах, они бродили по улицам, заквашенным добротной российской грязью, как по коридорам дома на улице ­Воровского». В городе не было развитых промышленных предприятий; издавалась всего одна двухполосная газета, работали местный узел радиовещания со штатом в пять человек, небольшой краеведческий музей, ­библиотека, несколько школ, где преподавали местные жители. 
Большинство объектов литературного маршрута расположено на улице Карла Маркса, в шаговой доступности. Например, в пяти минутах от пастернаковской квартиры - дом, где снимал комнаты со своей женой и тремя ее сестрами поэт Николай Асеев. Чуть подальше еще одно купеческое здание - интернат Литфонда, куда поселили детей писателей. Впоследствии некоторые из них ­тоже стали знаменитостями - Тимур Гайдар, Макс Бременер, Наташа Чалая, Алексей Баталов и др.



Интернат был полностью на попечении жен писателей. Супруга Пастернака Зинаида была сестрой-хозяйкой и поваром. С детьми занималась пианистка Елизавета Лойтер, которая подобрала музыку к присланным с ­фронта стихам мужа и впервые исполнила п­есню «Давай закурим, товарищ, по одной...» Дети осенью помогали убирать урожай в колхозах, учились в школе. 

На площади, откуда открывается вид на реку Кама, стоит серое мрачноватое здание мировых судей. А в годы войны в этом доме находился парткабинет, где решались судьбы эвакуированных. Сюда приходила Марина Цветаева незадолго до того, как решилась на самоубийство. Поэтесса пробыла в Чистополе всего два дня. Она не была членом Союза писателей, поэтому ее эвакуировали дальше по реке, в Елабугу, где она никого не знала, поэтому решилась сама приехать в Чистополь, найти жилье и устроиться посудомойкой в открывающуюся столовую Литфонда. Разрешение на переезд она получила, но, уехав в Елабугу за сыном, так и не вернулась. Есть предположения, что на Цветаеву вышли сотрудники НКВД и предложили работу в качестве осведомителя, что стало для нее последней каплей.

Скромное, стоящее на перекрестке купеческое здание - Дом учителя. В годы войны он был центром культурного общения и писателей, и чистопольцев. Мемориальная доска гласит, что здесь с 1941-го по 1943-й находилось отделение Союза советских писателей. Дом учителя выполнял функции и Дома литераторов, и Дома актера. Почти каждый день здесь выступали писатели и поэты, проходили различного рода спектакли, премьеры, потому что в Чистополе жили актеры Ленинградского областного драмати­ческого театра и часть труппы МХАТа. Здесь Борис Пастернак читал свой перевод «Ромео и Джульетты», Вера Инбер - свой «Пулковский меридиан».

12 июня 1943 года состоялся прощальный вечер группового комитета Союза писателей. Тогда были подведены итоги работы писателей в Чистополе, и вскоре они смогли вернуться домой – в Москву, Ленинград. Но связь с небольшим городком на Каме осталась у многих на годы – осмысление происходившего в войну началось позднее. Годы, прожитые в Чистополе, были временем тяжелым, но эвакуированные сюда люди были непростыми, творческими, восприимчивыми к природе, людям и восприняли этот период как испытание на прочность.


2. Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака в Чистополе.

И я припомню страшную войну,

Народу возвратившую оружье.

И старое перебирать начну,

И городок на Каме обнаружу…

Написал Борис Пастернак о городе Чистополе. Период пребывания в городе на Каме известного писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1958 года Бориса Леонидовича Пастернака представляет особый интерес.

Пастернак эвакуировался из Москвы не сразу, а с последней группой писателей и поэтов. В их числе были Константин Федин, Анна Ахматова, Самуил Маршак, Леонид Леонов. К их приезду в городе образовалась большая писательская колония. Жена Пастернака - Зинаида Нейгауз к тому времени уже работала сестрой-хозяйкой в детском интернате Литфонда и жила при нем вместе с сыновьями - Ленечкой Пастернаком и Станиславом Нейгаузом.

Приличные апартаменты в доме № 75 по улице Володарского (сейчас дом № 81 по улице Ленина) Пастернаку предоставил Перец Маркиш - видный еврейский поэт, прозаик того времени, который по приезду в Чистополь решил перебраться в Среднюю Азию.

«Жизнь Бориса Леонидовича в Чистополе не была «сладкой пайкой», - вспоминал позднее драматург Гладков. - В бытовом отношении ему жилось хуже, чем большинству писателей. В неудобной комнатушке всегда было холодно из-за какого-то нелепого расположения печей. Пастернак жаловался, что у него, когда он пишет, зябнут пальцы. Ходить приходилось через кухню общего пользования, где шумели три примуса. Иногда, чтобы температура сравнялась, писатель открывал дверь на кухню. Часто к шуму примусов присоединялись звуки патефона: хозяйка Вавилова по нескольку раз на дню крутила пластинку «У самовара я и моя Маша». Это очень отвлекало от работы». Поэтому, когда хозяйка заводила пластинку в 20-й раз, Пастернак не выдерживал и выбегал из комнаты: «Умоляю вас, не слушайте вы эту пошлость!» Хозяйка удивлялась: «А чего ж слушать-то?» Однажды вместо ответа Борис Леонидович вынес ей пачку пластинок с серьезной классической музыкой. Чистопольская «меломанка» прокрутила их по разу и вернула владельцу: «Я уж лучше вообще ничего слушать не буду».

И чистопольцы, и приезжие в годы войны голодали. Члены Союза писателей получали карточку служащих, по которой им выдавали от 450 до 600 граммов хлеба в день. Некоторых подкармливали в столовых. Редко кто мог получить карточку рабочего, по которой полагалось 800 граммов в день.

Немногочисленная, оставшаяся в Чистополе после Гражданской войны интеллигенция всеми силами старалась помочь эвакуированным. К примеру, семья врача Дмитрия Авдеева, чей гостеприимный дом стал своеобразным литературным салоном: сюда на огонек часто заходили писатели. Здесь читались и обсуждались новые произведения, звучали стихи. В
этом доме всегда был свет, тепло, чай. Для озябших в чужих краях писателей такие вечера были настоящим праздником.

По воспоминаниям сына Евгения Борисовича, отец привез с собой в Чистополь два договора на переводы - «Ромео и Джульетты». «Антония и Клеопатры» и сборника польского поэта Юлиуша Словацкого. По приезду он сразу приступил к Шекспиру. Конец работы был ознаменован публичным чтением трагедии в Доме учителя. «Сегодня, 26 февраля 1942 года, Борис Леонидович читает свой перевод «Ромео и Джульетты», - строки из книги Александра Гладкова «Встречи с Пастернаком». - Билеты платные: по 4 и 5 рублей. Сбор идет на подарки солдатам Красной Армии. Под вечер в городе авария электростанции, и свету нет. Пастернак читает, освещаемый двумя керосиновыми лампочками».

Затем Борис Леонидович, пытаясь осмыслить «ход веков» русской истории, написал вчерне и прочитал друзьям пьесу «В советском городе» (позднее название - «На этом свете»). Но она очень испугала слушателей. Однако из этой пьесы, уничтоженной в Чистополе, сохранились третья и четвертая сцены первого действия, впоследствии использованного в романе «Доктор Живаго» Роман «Доктор Живаго», который является вершиной творчества писателя, он начал писать после войны. Это заняло у него 10 лет, но наброски и черновые варианты романа готовились в Чистополе. Прототипами главных героев этого уникального произведения стали именно чистопольцы, даже описание домов, улиц, пейзажей Пастернак срисовал с города.

Уникальные истории хозяина его квартиры Василия Вавилова очень помогли Пастернаку в создании многих сюжетов произведения. Татарские имена и фамилии (Осип Гимазетдинович Галлиулин, дворник Гимазетдин, его сын Юсуп), которые встречаются в романе, вовсе не случайны – они взяты из рассказов Вавилова - участника Гражданской войны.

В предисловии ко второму изданию романа в книжном варианте, написанному сыном Пастернака Евгением, отмечается, что в процессе работы, особенно над второй книгой, автор использовал собственные фольклорные записи, которые вел еще в Чистополе в 1942 году.

В названии романа слово «доктор» наводит на мысль о знакомстве и дружбе Пастернака с чистопольским доктором Д.Д. Авдеевым. Есть мнение, что прототипом доктора Живаго был именно он. Находкой для романа стала профессия Авдеева, которая сама по себе делает ее независимым, нужным людям, но в то же время превращает в беззащитный инструмент в руках любой насильственной власти.