Файл: Ф. М. Достоевского На примере романа Братья Карамазовы Введение Али есть такой закон.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сон в произведениях Ф.М.Достоевского
На примере романа «Братья Карамазовы»
Введение
Али есть такой закон природы, который не знаем мы
и который кричит в нас. Сон…
Ф.М. Достоевский
Русская литература уделяла огромное внимание пространству сна. Этот таинственный, загадочный и пророческий пласт человеческой жизни завораживал писателей. В художественных текстах описаны как вещие сны – предзнаменования, общение с высшими силами («смутный сон» Святослава («Слово о полку Игореве»), «библейские видения» протопопа Аввакума) , так и проявления внутреннего мира – угрызения совести, скрытые чувства (например, сны Татьяны в «Евгении Онегине» и героев Достоевского). Сон героя нередко становился сюжетным рычагом: он поворачивал действие вперед, менял ход мыслей героя, предопределял его судьбу. Особенно ценили его за это романтики: их интересовала не столько психологическая достоверность описания сновидения, сколько степень воздействия его на читателя путем совпадения сновидческих и реальных событий. Это наводило на мысль о фатальности происходящего – человек виделся игрушкой в руках высших сил… А это был как раз тот эффект, которого авторы и стремились добиться.
Федор Михайлович Достоевский понимал художественную функцию снов иначе. В его романах они становятся инструментом познания. Они «не только сегодняшнее - обрывки дневных впечатлений, недосказанное, недодуманное; в снах и вчерашнее -засевшие неизгладимо события жизни <...>; в снах и завтрашнее — что в непрерывном изначальном потоке жизни отмечается как будущее <...>»1. Федор Михайлович передает сны героев с психологической достоверностью, проявляющейся в краткости, смешении яви и фантазии в момент засыпания, резкой смене картин и образов, облегчении в момент пробуждения…
Герои черпают из них правду о себе и своей жизни – невыносимую подчас, страшную или же целительную. Сон – это то направление, которое дается им свыше. Причем зашифрованное в образах, символах и аллегориях…
В каждый из романов Ф.М.Достоевского встраивается пространство сновидения. И выполняет оно каждый раз свои художественные задачи. Литературоведы не раз классифицировали сны в произведениях Ф.М.Достоевского, но удавалось это не всем. Наиболее интересные работы принадлежат Г.К. Щенникову («Художественное мышление Ф.М. Достоевского») и Р.Г. Назирову («Творческие принципы Ф.М. Достоевского»). Их классификации стройные, математически точные. Минус этих научных трудов в том, что создавались они в советское время. Следовательно, при анализе исследователи не затронули христианских символов и мотивов – главный смысл был утрачен. Тем не менее, в настоящем докладе мы приведем выдержки из этих классификаций – ознакомиться с ними необходимо.
Итак, Г.К.Щенников утверждает, что в литературе можно выделить два образа сна: «…Первый вариант: общая картина сна «чудовищная», но сами образы и их детали поражают исключительным правдоподобием. Второй вариант: во сне происходят сказочные превращения образов, всевозможные нелепости, сон хаотичен, но в общем хаосе ощущается какая-то мысль действительная, реальная, принадлежащая к «настоящей жизни»2. Исследователь утверждает, что у Достоевского как раз преобладает первый тип сновидений.
Классификация Р.Г. Назирова строится по иному принципу: он группирует их с точки зрения функциональности. Сны у Достоевского, как считает исследователь, делятся на:
1) иллюстративно-психологические, которые содержат характеристику души человека;
2) сюжетные, которые содержат эту характеристику, но она «не является главной их целью». Такие сны напоминают вставные новеллы и отличаются повествовательным характером и обилием массовых сцен. Они движут сюжеты Достоевского и раскрывают внутреннюю драму героев. Эти сны «не предсказывают события сюжета, а сами являются событиями, либо тормозя действие, ибо стремительно толкая его».
Кроме того, Р.Г. Назиров выделяет следующие функции сновидений:
1) введение прошлого и будущего в актуальный момент;
2) сюжетообразующая функция («кризисная вариация сна»);
3) раскрытие подсознательных сторон психики (самопознание героя).
Приведенные классификации группируют сновидения в художественных произведениях Ф.М. Достоевского, учитывая прежде всего их психологические задачи. Если же классифицировать сновидения героев с функционально-тематической точки зрения, то классификация может выглядеть следующим образом.
1) Воплощение «кризисной вариации сна»:
а) тема «прозрения»:
— сон г-на Голядкина-старшего («Двойник»),
— сон Раскольникова на каторге («Преступление и наказание»),
— сон Вельчанинова («Вечный муж»),
— сон Алеши Карамазова о Кане Галилейской («Братья Карамазовы»);
б) тема «золотого века»:
— сон Раскольникова на каторге («Преступление и наказание»),
— сон Ставрогина о «золотом веке» («Бесы»),
— сон Версилова («Подросток»),
— сон «смешного человека» («Сон смешного человека»);
в) тематические «триады» :
— «триада» снов Раскольникова («Преступление и наказание»), — «триада» снов Свидригайлова («Преступление и наказание»),
— «триада» снов Ипполита Терентьева («Идиот»).
2) «Философские» сны:
а) собственно «философские» сны:
— сны Ипполита Терентьева о безжалостной природе («Идиот»),
— сон Ивана Карамазова о черте («Братья Карамазовы»);
б) космогонические сны:
— сон Ордынова («Хозяйка»),
— сон Алеши Карамазова о Кане Галилейской («Братья Карамазовы»).
По большому счету почти все сны у Достоевского можно отнести к этой категории, так как сны в произведениях писателя по преимуществу приводят героя к перерождению и прозрению.
3) Пророческие сны:
— сны Мышкина («Идиот»),
— сон Нефедевича («Слабое сердце»),
— сны Лебядкиной («Бесы»),
— сны Шатова («Бесы»),
— сны Степана Трофимовича Верховенского («Бесы»).
4) Сны-ретроспекции:
— сон Ордынова («Хозяйка»),
— сон г-на Прохарчина («Господин Прохарчин»),
— сон Раскольникова о лошади («Преступление и наказание»),
— первый сон Подростка («Подросток»).
Сны у Ф.М.Достоевского как символические полотна. Каждая деталь в них имеет свой смысл. И каждый из них – это отправная точка развития сюжета или штрих к портрету внутреннего мира героя. Причины сновидений для писателя важны не меньше, чем сами сновидения. «Сны, — отмечал Достоевский в рассказе «Сон смешного человека», - как известно, чрезвычайно странная вещь: одно предстает с ужасающей ясностью, с ювелирски-мелочною отделкой подробностей, а через другое перескакиваешь как бы не замечая v вовсе, например, через пространство и время. Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце, а между тем; какие хитрейшие вещи проделывает иногда мой рассудок во сне! Между тем с ним происходят во сне вещи совсем непостижимые»3. Здесь «желание» и «сердце», как отметил Р.Г. Назиров, - синонимы подсознания, то есть подавленных или намеренно забытых разумом мыслей, чувств и стремлений этического характера, ибо у Достоевского «подсознание — это, как правило, тюрьма для угрызений совести. В сновидениях его героев из этой тюрьмы вызывают совесть и страх». Как мы видим, в анализ литературного произведения входит термин из иной сферы человеческого знания: глубинной психологии. Это определяет навый уровень понимания снов в художественных текстах Ф.М.Достоевского.
Анализируя сны в романах, мы выделим несколько подходов к ним:
-
Христианский (понимание снов и сновидений в православной культуре), -
Психоаналитический (сон как общение с собственный подсознанием на языке символов), -
Литературоведческий. Этот подход мы отразим на практике – в анализе текстов.
Таким образом, осмысление двух снов в романе «Братья Карамазовы» (сон Алеши о Кане Галилейской и видение Ивана о черте) тоже распадется на три уровня (отметим, что выбор наш не случаен: оба сна являют собой встречу с потусторонним, со светом и тьмой – связь их очевидна). Мы полагаем, что так оно станет наиболее четким и полным.
Глава 1
§1. Сон в православной культуре
Бог говорит однажды и,
если того не заметят,
в другой раз: во сне…
Книга Иова 33:14
В Библии понимание сна и сновидения вписано в несколько контекстов. Во-первых, это абсолютно естественное для человека состояние. Впервые оно упоминается в книге Бытия, когда речь идет о создании женщины: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию» (Быт. 2:21).
Сон – это еще радость, ведь он восстанавливает силы и становится для людей утешением: «Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, ядите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон» (Пс. 126:2). Но приятные сны приходят только к тем, кто живет достойно: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл. 5: 11).
Значение сна в Библии амбивалентно. Он становится символом быстрого течения жизни: «Ибо перед очами твоими тысяча лет…Ты как наводнением уносишь их, они – как сон» (Пс. 89:5 и 6). И, в то же время, олицетворением смерти. Так в Книге пророка Иеремии Господь говорит о вавилонянах: «…и упою их, чтоб они повеселились и заснули вечным сном, и не пробуждались» (Иер. 51:39). Кроме того, в Священном Писании можно встретить и другие метафорические трактовки сна: это и призывы к Церкви, предостерегающий ее от духовного сна (Мк 13:36; Рим 13:11; Еф 5:14; 1Фес 5:6), и речь о духовном усыплении тех, кто не верит в Бога душой (Мф 13:15; Деян 28:27).
В Библии различаются разные виды сновидений: сны обыкновенные, естественные и сны посылаемые человеку свыше. Последние сны с самых древних времен, служили средством для открытия воли Божией человеку, и многие из них отличались своим высоко пророческим значением4. Исследователь Юрий Максимов пишет: «Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара, фараона (см.: Быт. 40), (см.: Быт. 41: 15–32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); во сне Господь являлся Соломону (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам получал свыше пророческие видения (Дан. 7: 1). И в
Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Он был дан ей как знак праведности Иисуса. Женщина сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19)» 5.Господь любит своих детей и говорит с ними «…во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33: 15–18).
§2. Сон в психоанализе
Как растение порождает соцветия,
так психика порождает символы.
Любой сон подтверждает это.
К.Г.Юнг
Среди всего многообразия состояний человеческой психики сновидение - самое удивительное. Тысячелетиями ученые: медики, философы, языковеды – искали ему точное определение. Например, Аристотель считал, что сновидение есть род иллюзорного чувственного представления в состоянии сна. Рене Декарт понимал его как пространство рассудка и уверял, что именно в пространстве Морфея мы умозаключаем и высказываем суждения в столь же строгом смысле, как и в состоянии бодрствования. Томас Гоббс полагал, что сновидения суть "фантазии спящих" и только. А психоаналитики – З.Фрейд, К.Г.Юнг, Н.Малкольм – понимали наши сны как диалог с бессознательным, происходящий с помощью символов и знаков.
Мы в большой мере склонны думать о сновидении как о внутреннем состоянии или процессе, происходящем в человеческой душе, и предполагать, что каждый из нас постигает это понятие на примере самого себя. В этом есть доля правды – сновидение врывается в наш внутренний мир и срастается с ним, его природа субьективна. «Ни один встречающийся во сне символ нельзя отделять от личности его увидевшего, поэтому ни один сон не может быть истолкован прямо и однозначно»6… Сны ассоциативно связаны с переживаниями и проблемами, которые заполняют наш рассудок. Н. Малкольм пишет: "Сновидение есть реальное переживание. И пока сны остаются в памяти, они должны рассматриваться как переживания сознания. В той же мере, в какой корректным будет сказать, что спящий видит сон, а ему не только снится, что он видит сон, правильно говорить, что спящий на самом деле отдает себе отчет в содержании своего сна, а не только ему снится, что он отдает себе в этом отчет"