Файл: Ф. М. Достоевского На примере романа Братья Карамазовы Введение Али есть такой закон.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Достоевский выписал образ лукавого живо и красочно. Он вышел даже несколько карикатурным, нелепым и смешным. Странный джентельмен напоминает и «белоручек-помещиков», и «приживальщика хорошего тона» - оба определения довольно-таки жалкие. В нем нет воли, уверенности, силы – подлости он и то делает "единственно по долгу службы и по социальному положению"…

Но удивительно: чем больше мы вглядываемся в образ этого беса, тем больше там отыскиваем черт Ивана Карамазова! Герой и сам с ужасом осознает это: «Ты воплощение меня самого, только одной впрочем моей стороны... моих мыслей и чувств, только самых гадких и глупых». Здесь проявляется мотив раздвоения личности, воплощения ее тайных и смутных темных желаний в уродливом и ненавистном двойнике, принципиально важный для понимания образа Ивана Карамазова и восходящий, помимо "Бесов", к одной из самых ранних повестей Достоевского - "Двойнику"17.

Именно этот образ воссоздает у Достоевского темы помешательства, ипохондрии, шизофрении. Если анализировать этот сон с точки зрения психоанализа, то он приведет нас к феномену диссонанса. Человеческая психика расщепляется вследствии невроза (состояние нашего героя вполне можно к нему отнести) или другого тяжелого психического заболевания. Человек утрачивает контроль над собой, страшно изменяясь или же вступает в диалог с собственным помутившимся рассудком. Карл Густав Юнг в книге «Человек и его символы» иллюстрирует это состояние сюжетом одного из художественных произведений – новеллой Стивенсона о докторе Джекиле и мистере Хайде. Мы полагаем, что повесть «Двойник» ы этом отношении не менее показательна.

Но вот с романом «Братья Карамазовы» дело обстоит иначе. Здесь нельзя не учесть еще одного уровня понимания сновидений – православного. Черт, явившейся к Ивану во сне, мог быть как наказанием (помешательство, а тем более его иллюзия – это огромная мука!), так и предостережением. Карикатурность «темного» гостя вполне может говорить о том, что он ненастоящий. Да, это действительно дурная половина Ивана. Об этом говорит и речь персонажа (перефразированные мысли Ивана и не более), и соотнесенность встречи с «Легендой о Великом Инквизиторе». Исследователь В.Н. Захаров пишет: «Там (в легенде – прим.авт.) "умный дух" — здесь дрянной и пошловатый мелкий черт, "самозванец", "приживальщик"»18… Иван Карамазов, увидев это пугающее недоразумение, должен понять: его идеи губительны, преступны и даже нелепы. Вот на кого он похож, когда проповедует их! То невыносимое чувство ужаса и сокрушительного стыда приносит Ивану первые сомнения – в своей правоте, жизненных целях, избранном пути. Формула «Все дозволено» разбита в пух и прах… В груди дрогнуло и забилось сердце. Для Алеши сомнения были ненужной поклажей, тяжелым и мучительным грузом, для Ивана же они целительны…


Список литературы
1. Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. – М. – 1891.

2. Захаров В.Н. Осанна в горниле сомнений // www.portal-slovo.ru

3. Криницын А.Б. Тема детей в «Братьях Карамазовых». Сон о дите // www.portal-slovo.ru

4. Максимов Ю. Православное отношение ко сну // www.pravoslavie.ru

5. Малкольм Н. Сон как исключение // www.aguarum.ru

6. Ремизов Л.М. Огонь вещей. Сны и предсонья: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Достоевский. – М. 2005.

7. Рясов А. Достоевский и эстетика абсурда // www.topos.ru

8. Сиганова В.В. Лингвориторические функции новозаветных репрезентаций в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». – Краснодар. – 2004.

9. Тарасов Ф.Б. Тайна пшеничного зерна // www.portal-slovo.ru

10. Трессидер Дж. Словарь символов // www.gumer.ru

11.Фрейд З. О сновидении //www.lib.ru

12. Чернорицкая О.Л. Поэтика абсурда // www.booksite.ru

13. Хендерсон Дж.Л. Древние мифы и современный человек – М. – 1997. С. 103.

14. Юнг К.Г. Человек и его символы – М. – 1997. – С. 22.


1 Ремизов Л.М. Огонь вещей. Сны и предсонья: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Достоевский. –М. – 2005.

2 Щенников Г.К. Художественное мышление Ф.М.Достоевского. – М. – 1989.


3 Достоевский Ф.М. Сон смешного человека // www.lib.ru

4 Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. – М. – 1891.

5 Максимов Ю. Православное отношение ко сну // www.pravoslavie.ru

6 Юнг К.Г. Человек и его символы – М. – 1997. – С. 35.

7 Малкольм Н. Сон как исключение // www.aguarum.ru

8 Юнг К.Г. Человек и его символы – М. – 1997. – С. 22.

9 Юнг К.Г. Человек и его символы – М. – 1997. – С. 15.

10 Хендерсон Дж.Л. Древние мифы и современный человек – М. – 1997. С. 103.

11 Юнг К.Г. Человек и его символы – М. – 1997. – С. 66.

12 Хендерсон Дж.Л.Древние мифы и современный человек – М. – 1997. С. 103.

13 Сиганова В.В. Лингвориторические функции новозаветных репрезентаций в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». – Краснодар. – 2004.

14 Сиганова В.В. Лингвориторические функции новозаветных репрезентаций в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». – Краснодар. – 2004.

15 Чернорицкая О.Л. Поэтика абсурда // www.booksite.ru

16 Рясов А. Достоевский и эстетика абсурда // www.topos.ru

17 Тарасов Ф.Б. Тайна пшеничного зерна // www.portal-slovo.ru

18 Захаров В.Н. Осанна в горниле сомнений // www.portal-slovo.ru