Файл: Ф. М. Достоевского На примере романа Братья Карамазовы Введение Али есть такой закон.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Достоевский выписал образ лукавого живо и красочно. Он вышел даже несколько карикатурным, нелепым и смешным. Странный джентельмен напоминает и «белоручек-помещиков», и «приживальщика хорошего тона» - оба определения довольно-таки жалкие. В нем нет воли, уверенности, силы – подлости он и то делает "единственно по долгу службы и по социальному положению"…
Но удивительно: чем больше мы вглядываемся в образ этого беса, тем больше там отыскиваем черт Ивана Карамазова! Герой и сам с ужасом осознает это: «Ты воплощение меня самого, только одной впрочем моей стороны... моих мыслей и чувств, только самых гадких и глупых». Здесь проявляется мотив раздвоения личности, воплощения ее тайных и смутных темных желаний в уродливом и ненавистном двойнике, принципиально важный для понимания образа Ивана Карамазова и восходящий, помимо "Бесов", к одной из самых ранних повестей Достоевского - "Двойнику"17.
Именно этот образ воссоздает у Достоевского темы помешательства, ипохондрии, шизофрении. Если анализировать этот сон с точки зрения психоанализа, то он приведет нас к феномену диссонанса. Человеческая психика расщепляется вследствии невроза (состояние нашего героя вполне можно к нему отнести) или другого тяжелого психического заболевания. Человек утрачивает контроль над собой, страшно изменяясь или же вступает в диалог с собственным помутившимся рассудком. Карл Густав Юнг в книге «Человек и его символы» иллюстрирует это состояние сюжетом одного из художественных произведений – новеллой Стивенсона о докторе Джекиле и мистере Хайде. Мы полагаем, что повесть «Двойник» ы этом отношении не менее показательна.
Но вот с романом «Братья Карамазовы» дело обстоит иначе. Здесь нельзя не учесть еще одного уровня понимания сновидений – православного. Черт, явившейся к Ивану во сне, мог быть как наказанием (помешательство, а тем более его иллюзия – это огромная мука!), так и предостережением. Карикатурность «темного» гостя вполне может говорить о том, что он ненастоящий. Да, это действительно дурная половина Ивана. Об этом говорит и речь персонажа (перефразированные мысли Ивана и не более), и соотнесенность встречи с «Легендой о Великом Инквизиторе». Исследователь В.Н. Захаров пишет: «Там (в легенде – прим.авт.) "умный дух" — здесь дрянной и пошловатый мелкий черт, "самозванец", "приживальщик"»18… Иван Карамазов, увидев это пугающее недоразумение, должен понять: его идеи губительны, преступны и даже нелепы. Вот на кого он похож, когда проповедует их! То невыносимое чувство ужаса и сокрушительного стыда приносит Ивану первые сомнения – в своей правоте, жизненных целях, избранном пути. Формула «Все дозволено» разбита в пух и прах… В груди дрогнуло и забилось сердце. Для Алеши сомнения были ненужной поклажей, тяжелым и мучительным грузом, для Ивана же они целительны…
Список литературы
1. Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. – М. – 1891.
2. Захаров В.Н. Осанна в горниле сомнений // www.portal-slovo.ru
3. Криницын А.Б. Тема детей в «Братьях Карамазовых». Сон о дите // www.portal-slovo.ru
4. Максимов Ю. Православное отношение ко сну // www.pravoslavie.ru
5. Малкольм Н. Сон как исключение // www.aguarum.ru
6. Ремизов Л.М. Огонь вещей. Сны и предсонья: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Достоевский. – М. 2005.
7. Рясов А. Достоевский и эстетика абсурда // www.topos.ru
8. Сиганова В.В. Лингвориторические функции новозаветных репрезентаций в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». – Краснодар. – 2004.
9. Тарасов Ф.Б. Тайна пшеничного зерна // www.portal-slovo.ru
10. Трессидер Дж. Словарь символов // www.gumer.ru
11.Фрейд З. О сновидении //www.lib.ru
12. Чернорицкая О.Л. Поэтика абсурда // www.booksite.ru
13. Хендерсон Дж.Л. Древние мифы и современный человек – М. – 1997. С. 103.
14. Юнг К.Г. Человек и его символы – М. – 1997. – С. 22.
1 Ремизов Л.М. Огонь вещей. Сны и предсонья: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Достоевский. –М. – 2005.
2 Щенников Г.К. Художественное мышление Ф.М.Достоевского. – М. – 1989.
3 Достоевский Ф.М. Сон смешного человека // www.lib.ru
4 Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. – М. – 1891.
5 Максимов Ю. Православное отношение ко сну // www.pravoslavie.ru
6 Юнг К.Г. Человек и его символы – М. – 1997. – С. 35.
7 Малкольм Н. Сон как исключение // www.aguarum.ru
8 Юнг К.Г. Человек и его символы – М. – 1997. – С. 22.
9 Юнг К.Г. Человек и его символы – М. – 1997. – С. 15.
10 Хендерсон Дж.Л. Древние мифы и современный человек – М. – 1997. С. 103.
11 Юнг К.Г. Человек и его символы – М. – 1997. – С. 66.
12 Хендерсон Дж.Л.Древние мифы и современный человек – М. – 1997. С. 103.
13 Сиганова В.В. Лингвориторические функции новозаветных репрезентаций в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». – Краснодар. – 2004.
14 Сиганова В.В. Лингвориторические функции новозаветных репрезентаций в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». – Краснодар. – 2004.
15 Чернорицкая О.Л. Поэтика абсурда // www.booksite.ru
16 Рясов А. Достоевский и эстетика абсурда // www.topos.ru
17 Тарасов Ф.Б. Тайна пшеничного зерна // www.portal-slovo.ru
18 Захаров В.Н. Осанна в горниле сомнений // www.portal-slovo.ru