Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Экономическая сущность прибыли и ее роль в деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Экономическая сущность прибыли и ее роль в деятельности предприятия
1.1 Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Формирование прибыли предприятия
1.3 Распределение и использование прибыли
Глава 2 Анализ формирования и распределения прибыли (на примере ООО «Майориста Логистик»)
2.1 Анализ формирования прибыли предприятия
2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
Глава 3. Совершенствование практики формирования и распределения прибыли на предприятии
3.1 Факторы, влияющие на увеличение прибыли
Введение
Главной задачей фирмы в условиях рыночной экономики является всемирное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, а также увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
Прибыль является первоочередным стимулом и средствами для развития уже действующих и созданию новых предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы экономии и сочетания ресурсов, изобретать новую продукцию, применять организационные и технологические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
Прибыль - многозначное экономическое понятие. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают расходы.
Тема прибыли особенно остра для российских организаций, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являлись высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивал получаемые прибыли. К тому же, оказавшись с начала реформ в условиях «свободного экономического плавания», предприятия уже не могли полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность вышеназванных проблем обосновывает необходимость и актуальность темы курсовой работы.
В то же время, несмотря на то, что исследованию формирования и распределения прибыли предприятия уделяется большое внимание, существует достаточно много вопросов, связанных выявлением резервов роста прибыли, требующих в настоящее время дополнительного изучения.
Актуальность, сложность и многообразность проблем влияния факторов на размер прибыли, и эффективность распределения прибыли обусловливают необходимость исследования этих проблем применительно к конкретному предприятию.
Цель курсовой работы - на основе комплексного анализа формирования, распределения и использования прибыли предприятия определить основные направления ее повышения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить экономическую сущность прибыли предприятия;
- определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
- проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия;
- исследовать зарубежный опыт формирования и распределения прибыли предприятия с целью возможного его использования в отечественной практике;
- выявить основные резервы роста прибыли субъектов хозяйствования.
Объектом исследования является прибыль ООО «Майориста Логистик».
Предмет исследования - механизм формирования и распределения прибыли предприятия.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды отечественных экономистов: Кодоцкого В.П., Колчиной Н.В., Фирсовой А.А. Савицкой В.А., и др., публикуемых в периодической печати по исследуемой проблеме, а также финансовая отчетность и оперативные материалы ООО «Майориста Логистик».
Глава 1. Экономическая сущность прибыли и ее роль в деятельности предприятия
1.1 Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия
Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности[1].
Как экономическая категория она характеризует финансовый рeзультат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов[2].
Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход предприятия на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Прибыль - это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли - это:
- основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;
- главный источник возрастания рыночной стоимости организации;
- индикатор кредитоспособности организации;
- главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
- индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
- гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества[3].
Как важнейшая категория рыночных отношений прибыль выполняет специальные функции.
Во-первых, она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее суть состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым рeзультатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов..
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечение выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли исполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и
организациями[4].
Главная цель управления прибылью - максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. Это означает:
- обеспечение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъектуры;
- обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
- обеспечение высокого качества формируемой прибыли;
- обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;
- обеспечение достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;
- обеспечение роста рыночной стоимости организации;
- обеспечение эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.
Многочисленные исследования на предмет изучения соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском учете, ее экономическому содержанию, привели к разграничению таких понятий как. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход «бухгалтерская» и «экономическая» прибыль, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения, прибыль — это разность между денежными поступлениями и выплатами, а с хозяйственной - между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода. Прибыль, исчисленная для целей бухгалтерского учета, не отражает действительного рeзультата хозяйственной деятельности, что приводит к разграничению понятий бухгалтерской и экономической прибыли. Первая - рeзультат реализации товаров и услуг, вторая - рeзультат работы капитала. Резюмируя выше сказанное можно отметить, что прибыль - это один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно - техническому и социально-экономическому развитию предприятий. Увеличение фонда оплаты труда их работников. Оно является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Главная цель управления прибылью максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде.
1.2 Формирование прибыли предприятия
Прибыль представляет собой разницу общей суммой доходов и расходами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от хозяйственных различных операций.
Прибыль обеспечивает удовлетворение потребностей самого предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности[5].
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качеств ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции, уровень налогов и платежей, спрос населения.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизам и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта, но и обеспечивать динамичное развитии его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождения методов по лучшему их использованию[6]. Прибыль от реализации, как правило, главная составляющая прибыль отчетного периода. Это разница между выручкой от реализации и затратами на реализованную продукцию, т.е. себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами. На ее долю приходится в настоящий момент 90-95% общей суммы прибыли до налогообложения. На многих предприятиях она является единственным источником формирования прибыли до налогообложения.