Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Экономическая сущность прибыли и ее роль в деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно - экономическое обеспечение.

Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой - на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что, в свою очередь, требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу).

Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции и услуг, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно; ценовое регулирование в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование и привлечение денежных ресурсов на финансовых ресурсах, - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время - деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой временное падение доходов окупится высвобождением средств за счет ускорения их оборота, предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другим мерам воздействия.

Рисунок 3.1 Факторы, влияющие на величину прибыли

К факторам, не зависящим от деятельности организации (внешние), относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, уровень налогов и тарифов, нормы амортизируемых отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы (рисунок 3.1). Однако они могут оказывать существенное влияние на прибыль.

Внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов.


В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости взаимосвязи.

Производственные факторы воздействуют на прибыль через систему обобщающих показателей, которые отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования авансированных средств, т.е. средств, полностью участвующих в создании продукции, а, с другой, - величину и эффективность использования их потребленной части, участвующих в формировании себестоимости .

Средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы являются не только факторами формирования прибыли, но одновременно служат основой для определения для определения резервов ее повышения. Их рациональное и эффективное использование способствует увеличению выпуска продукции в натуральном выражении, повышению качества изделий. В рeзультате уменьшается объем применяемых и расходуемых средств на производство единицы продукции, что находит отражение в снижение материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости, себестоимости конкретных изделий, и наоборот, нерациональное использование ресурсов приводит к увеличению их объема на единицу

вырабатываемой продукции[12]. Это снижает показатели, характеризующие интенсивность развития и эффективность хозяйствования.

К внепроизводственным факторам относятся: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными ценностями, организация экономической и финансовой работы, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта работников предприятия.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового рeзультата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Итак, важнейшим принципом выживания промышленных предприятий в условиях рынка является следующее: производить надо то, что можно продать, а не наоборот, продавать то, что производит предприятие. Коммерческий успех предприятия и, в конечном итоге, его жизнь зависят от возврата вложенных средств через реализацию продукции, следовательно, эффективность маркетинга играет важную роль в деятельности предприятия.

Одним из путей повышения прибыльности ООО «Майориста Логистик», на мой взгляд является точное и своевременное выполнение договорных обязательств по поставкам продукции. Отступление от них - гарантия убытков. На данном предприятии необходимо ввести юридические подразделения, основной задачей которых становится своевременное взыскание штрафов с нарушивших свои обязательства поставщиков, транспортных и других организаций.


Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором роста прибыли. В снижении себестоимости продукции наиболее полно отражается экономия материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие. Максимальная мобилизация резервов снижения себестоимости продукции является важным условием эффективного функционирования предприятия.

В значительной мере размеры получаемой прибыли зависят от того, насколько рационально и экономно в производстве расходуются материальные ресурсы. Уменьшение величины совокупных материальных затрат на единицу продукции обеспечивает снижение ее себестоимости, в которой доля материальных затрат весьма значительна. Сокращение материальных затрат увеличивает прибыль. Причем при сложившемся соотношении между уровнем материальных затрат и величиной прибыли, снижение материальных затрат в промышленности на 1% увеличивает прибыль более, чем на 3%.

Бережливое расходование материальных ресурсов важное условие снижения себестоимости продукции. С ростом масштабов производства, когда увеличивается отдача от каждого процента снижения материальных затрат, их экономия приобретает все большее значение.

По моему мнению, комплексный подход к рациональному производству и потреблению материалов должен включать следующие направления.

  • совершенствование структуры использования ресурсов путем непрерывного наращивания доли новых видов в общем, объеме материалов с высокими техническими параметрами;
  • улучшение эксплуатационных свойств и структуры традиционных материалов;
  • совершенствование традиционных форм и методов экономии мате риалов, включая снижение материалоемкости в процессе конструирования изделий, а также совершенствование нормативов технологий обработки материалов;
  • организация повторного использования материальных ресурсов (использование принципа кругооборота материалов);

На мой взгляд, одним из резервов снижения материальных затрат ООО «Майориста Логистик» является поиск и покупка на рынке относительно недорогого сырья и материалов. Она осуществляется посредством анализа предложений поставщиков по сложившимся связям или при помощи обращения на товарную биржу. Анализируя котировки цен на биржах и цены на материалы и сырье поставщиков, можно приобрести относительно дешевые материалы.


3.2 Зарубежный опыт формирования и использования прибыли

До XX века в западной экономической мысли термин «прибыль» использовался в широком смысле (собственно прибыль и процент) и в узком (без включения процента). В экономической литературе, особенно в немецкой, для определения прибыли без процента использовался также термин «предпринимательский доход». В XX веке термин «прибыль» в узком его понимании в основном вытеснил идентичный ему термин «предпринимательский доход»[13].

Иначе говоря, до XX века в западной экономической мысли отсутствовала самостоятельная теория прибыли. Теории же претендующие на такое содержание (как, например, у Бем-Баверка), касались, как правило, лишь проблем происхождения процента. Правда, отдельные видные экономисты понимали упрощенность трактовки прибыли (за вычетом процента) лишь в качестве особый платы за труд управления. Поэтому некоторые из них (А. Маршал, Е. Бем-Баверк) указывали на включение в прибыль заметной платы за риск. Однако эти положения не получили достаточно развернутого теоретического обоснования.

Важной работой, в которой внимание сосредоточено на выявлении решающих источников прибыли, было исследование известного американского экономиста Дж.Б. Кларка "Распределение богатства", изданное впервые в 1899г.

Следовательно, в соответствии с теорией Дж. Б. Кларка вопрос о происхождении собственной прибыли можно решить лишь путем выявления подобных элементов и их источников в условиях динамики. В русле подобных разработок XX века в западной экономической теории возобладало мнение о трех основных источниках происхождения прибыли.

В качестве первого источника стали признавать вознаграждение за предсказуемый риск и не определенность (непредсказуемый риск). Разработка этих проблем в наиболее развёрнутом виде впервые была представлена американским экономистом Ф. Найтом в 1921т. в книге "Риск, неопределенность и прибыль". По мнению ученого, вознаграждение в виде прибыли от успешной предпринимательской деятельности обеспечивается именно умелой оценкой не только предсказуемого, но и непредсказуемого риска.

Разработку второго источника происхождения прибыли в динамической экономике обычно связывают с трудами известного экономиста; И. Шумпетера, который в качестве такового указывал на "последовательное введение в экономический процесс технических, коммерчески: и организационных инновации. При этом нововведения рассматривались в крайне широком смысле, включая технические новации всех видов, изменения в коммерческой и. финансовой деятельности (в том числе нахождение новых: расширение старых рынков, изыскание новы источников снабжения и ресурсов, включая финансовые), все улучшения в организации производства, сбыта и т.п.


Третьим источником прибыли западная экономическая мысль XX в. признает монополию. Оговоримся, что под монополией на Западе понимается политика ограничения конкуренции в ее различных видах (прежде всего в виде регулирования цен), проводимая отдельными частными производителями или их группами. В настоящее время монопольная власть над рынком чаще всего связывается с крупными размерами производителя (компании, корпорации), но учитываются и другие факторы, прежде всего серьезные препятствия для вхождения новых производителей в данную отрасль или сферу предпринимательства.

Таким образом, сложившаяся в XX в. самостоятельная теория прибыли включает три главных источника ее происхождения. В связи с формированием данной теории, а также с общим усложнением в настоящее время структуры и функционирования развитой рыночной экономики необходимо выяснить механизм стимулирующей функции прибыли.

Особенностью развития экономики XX в. стало активное использование методов государственного регулирования, оказывающих, наряду с конкурентными силами рынка, серьезное воздействие на стимулирующую функцию прибыли. Применяемые методы государственного регулирования можно разделить на следующие группы. Во-первых, меры, направленные на сохранение и усиление конкурентных сил в развитой рыночной экономике (на микроуровне — меры в рамках антимонопольной деятельности, на макроуровне - меры антиинфляционной политики). Во-вторых, меры по регулированию отдельных отраслей и сфер хозяйства (поддержка сельского хозяйства, а также мелкого предпринимательства вообще; регулирование естественных монополий; воздействие государства на уменьшение дестабилизирующего влияния фактора риска и др.).

В-третьих, государственные меры, воздействующие на стимулирующую функцию прибыли (формирование системы). При формировании системы налогообложения прибыли государство решает двуединую задачу: обеспечивает налоговыми доходами госбюджет и, одновременно, ограничивает налоговые изъятия из прибыли компаний с целью не допустить подрыв производственных стимулов предпринимательской деятельности.

Подводя итог, отметим, что действие механизма стимулирующей функции прибыли в рамках отдельных компаний и национальных экономик не сводится просто к возможности получения и максимизации прибыли, а предстает как сложное взаимодействие различных факторов на микро- и макро - уровнях, выступающих и в качестве поддержки, и в качестве необходимых ограничителей. Комплексное воздействие этих факторов определяет степень успешности функционирования механизма максимизации прибыли с точки зрения стимулирования деятельности частного предпринимательства в развитой рыночной экономике.