Файл: Современный подростокэто интеллектуал, владеющий икт, или бездуховный потребитель.doc
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Николаевская школа» Симферопольского района Республики Крым
ОКПО: 00792685; ОГРН 1159102010165; ИНН/КПП: 9109008942/910901001
ул. Морская, дом 6-Б, пгт. Николаевка, Симферопольский район, Республика Крым, 297546
т ел. (3652) 31-22-37, e-mail: shkol-nik@bk.ru, сайт: никшкола.рф
Индивидуальный итоговый проект по теме:
Современный подросток-это интеллектуал, владеющий ИКТ, или бездуховный потребитель?
Проект выполнил: Галат Анастасия Евгеньевна, ученик 9-Б класса МБОУ «Николаевская школа» |
Руководитель: Сколдина Елена Владимировна, учитель истории МБОУ «Николаевская школа» |
пгт. Николаевка
2022 г.
пгт. Николаевка
Содержание.
Введение. 3
раздел 1. потребности подростков разных поколений 5
1.1Подростки XX века, их интересы и потребности. 5
1.2 Облик подростка XXI века. Психологические особенности современного подростка. 5
1.3. С чем связано изменение интересов и потребностей подростков разных поколений. 6
1.4. Важны ли сегодня духовные ценности для подростка? 8
1.5 Как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков? 10
Заключение. 13
Список литературы. 14
Приложения . 15
Введение.
Проблема исследования:
Почему при таком высоком информационном, технологическом уровне развития общества мы часто сталкиваемся сегодня с бездуховностью подростков?
Актуальность исследуемой темы.
Сегодня растет преступность среди подростков, распространяется наркомания. Подростки рано начинают курить, употреблять алкогольные напитки. Проводя много время в неприличном окружении, даже самый воспитанный подросток, может стать бездуховным потребителем. Им ничего не нужно, они считают себя взрослыми.
Чтобы воспитать здоровое поколение необходимо что – то срочно предпринимать и взрослым и нам, самим подросткам!!! Общество заинтересовано в здоровом подрастающем поколении, не только физически, но и духовно! Важно, чтобы подростки перенимали истинные духовные ценности, а не ложные. Чтобы не прервалась цепь поколений, воспитанных на самых важных общечеловеческих ценностях: добро, любовь, правда, свобода, взаимопомощь, сострадание и другое…
Цель исследовательской работы:
Выяснить, в чем сущность современного подростка и что влияет на формирование его внутреннего мира?
Задачи исследования:
-
сравнить интересы, увлечения, потребности подростков разных поколений; -
выяснить самые значимые ценности современных подростков; -
узнать, с чем связано изменение интересов и потребностей подростков XXI века; -
научиться различать истинные и ложные ценности; -
выяснить, важны ли духовные ценности для современных подростков; -
понять, как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков.
Гипотеза исследования:
Возможно, бездуховность подростков XXI века связана с тем, что современные подростки проводят много времени за компьютером, потребляя готовую информацию, мало читают настоящей литературы, способной сформировать у них духовные ценности, тратят много времени на улице, попадая в неформальные компании, где перенимают ложные ценности и становятся бездуховными потребителями.
Объект исследования:
Подростки XX и XXI веков.
Методы учебного исследования:
метод сбора социологической, психологической информации, метод систематизации социологических фактов и психологических сведений, метод анализа социологических, психологических сведений, метод аналогии, метод описания.
раздел 1. потребности подростков разных поколений
-
Подростки XX века, их интересы и потребности.
Из летописи села Николаевка « В довоенное время подростки много работали на полях и в собственном хозяйстве. Подростки много помогали старшим и даже вступали в группы пионеров «Тимуровцев». Во время войны подростки принимали участие в боевых действиях. На 54-ой батарее они подносили патроны и вытаскивали раненых. Когда война закончилась, подростки помогли вновь отстраивать дома, ухаживать за хозяйством и т.д. Интересов было много, например: читали познавательные книги, смотрели интересные фильмы, слушали красивые песни, собирались в «читалки» там мы слушали всякие рассказы и играли на балалайке.
Подростки уважительно относились к учителям и родителям. Они во многом прислушивались к ним, старались не грубить в ответ, если поругают. У меня сохранились настолько хорошие отношения с моим учителем, что я до сих пор с ним общаюсь».
Из рассказа моей тети, Ольга Александровна Гончарук, 1971 года рождения, жительницы Луганска .
«В мое время подростки гуляли и играли целыми днями на улице. Все стремились быть пионерами, помогать взрослым, организовывать помощь в проведении праздников. Со своими сверстниками было дружеское отношение, но сейчас подростки не всегда хорошо относятся друг к другу. Подростки помогали друг другу с выполнением домашнего задания, моральной поддержкой. Кумирами были группа «Ласковый май», индийские фильмы. Мы собирались в клубе и смотрели разные фильмы, так же там проходили дискотеки. Подростки много читали книги, стремились познавать, что-то новое, но поколение XXI века более «развито» и поэтому они считают, что с такими технологиями много знать необязательно». Нравственными идеалами для подростков XX века были пионеры-герои: Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков, Юта Бондаровская, Галя Комлева, Костя Кравчук, Вася Коробко.
1.2 Облик подростка XXI века.
Психологические особенности современного подростка.
Подростковый возраст – это самый сложный из всех детских возрастов период развития личности, крайне противоречивый, с явлениями внутреннего беспорядка, приводящими, порой, к клиническим проблемам. Ведущий деятельностью этого возраста является эмоциональное общение со сверстниками, центральным возрастным новообразованием – чувство взрослости, социальная ситуация развития характеризуется максимальной ориентацией на сверстников.
Место и роль подросткового возраста в общем цикле жизненного развития обозначила Л. И. Божович. В своей книге «Личность и ее развитие в детском возрасте» она писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, в той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Главное содержание подросткового возраста составляет его период от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствуют о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Оно является стержнем личности, т. к. выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности. Чувство взрослости связанно с тем, что:
-
в подражании ее внешним проявлениям (одежда, лексика, досуг), в равнения на качество «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»- что вызывает чуткое отношение к своему физическому развитию и внешности, демонстрацию мускулистости или фенимильности; -
в понимании взрослого как образца в деятельности; -
в развитии взрослости в познавательной деятельности – появляется доминирующая направленность, познавательных интересов, развивается увлеченность, критерием оценки людей становятся знания.
Именно в этот период у современного подростка формируются важнейшие личностные качества. В этом процессе важную роль играют сверстники.
Примерами проявления высокой нравственности, патриотичности, гражданственности и образцами для подростков XXI века сегодня могут быть: участница олимпийских игр – фигуристка Юлия Липницкая. Несмотря на свой юный возраст, она добилась многого. Наверное, она поставила перед собой цель добиться хороших результатов в фигурном катании, а если сильно захотеть, то можно многого добиться.
Ещё одним примером может быть для нас мусульманка Сахила Ибрахим. 16-летняя девушка прославилась тем, что поступила в Гарвардский университет в столь юном возрасте. Помимо Гарварда, Сахила была принята в 12 других престижных учебных заведений США. Мусульманка самостоятельно изучила многие предметы, которых не было в школьной программе, и овладела многими языками – в ее арсенале есть такие языки, как йоруба, арабский, испанский и латынь, помимо английского. Не важно, какой национальности человек и какого он вероисповедания, а важно то, что человек ставит перед собой цель и идёт к ней, не сворачивая.
Примером для подражания для девочек-подростков может быть Кейт Миддлтон. Ведь эта девушка - не королевских кровей, но смогла при этом стать женой принца Уильяма. Кейт с отличием окончила колледж, по специальности «история искусств», занималась различными видами спорта: теннис, хоккей и нетбол, прыжки в высоту. Какой это труд - всегда быть выдержанной, интеллигентной, уметь себя вести. Уметь всегда улыбаться, даже если на душе тяжело. Читать много хорошей литературы, чтобы стать интересной собеседницей. Поэтому мы можем привести пример Кейт, как образец для подражания.
-
С чем связано изменение интересов и потребностей подростков разных поколений.
Подростки – это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Современные подростки живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте.
В чем же эти отличия?
Прежде всего, в количестве информации, которое обрушивается на его голову через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить.
Далее, немаловажным фактором является то, что подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше, чем знали более старшие поколения. Современные фильмы, романы, песни полны сценами насилия. Подростки видят насилие не только в кино и средствах массовой информации, многие из них испытали его на личном опыте. Они видели, как их отцы бьют матерей, или их самих обижали отцы, отчимы и другие взрослые. Большая часть подростков признается, что они часто наблюдают сцены насилия в школе.
Некоторые подростки сами совершают акты насилия, в том числе убийства. Уровень убийств среди молодежи постоянно растет. Насилие становится частью нашей жизни, и современный подросток интеллектуально и эмоционально вовлечен в него больше, чем предыдущие поколения.
Следующий немаловажный фактор современного подростка – это непрочность современной семьи. Недавние исследования семей показали, что четверо из десяти подростков живут с одним из родителей. В восьми случаях из десяти отсутствует отец. 20% подростков в нашей стране живут с отчимами или взрослым мужчиной, сожительствующим с матерью. Сегодня подростки редко живут в большой семье: с бабушками, дедушками, дядями и тетями. Ввиду возрастания подвижности людей, семьи часто живут очень далеко от старших поколений. Раньше соседи могли заменить родителей, присматривать за детьми, но сегодня редко кто поддерживает тесные взаимоотношения с соседями. Современные дети лишены такого присмотра. В прошлом подростки могли положиться на родственников, здравомыслящих соседей и общественные организации. Сегодня они лишены такой поддержки.