Файл: Современный подростокэто интеллектуал, владеющий икт, или бездуховный потребитель.doc
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наконец, современный подросток живет в мире, который можно было бы назвать пострелигиозным. В области религии и морали сегодня все подвергается сомнению. Если в прошлом большинство людей могли отличить нравственное от безнравственного, то сейчас целое поколение растет без определенных моральных ценностей. Они размыты. Подростку часто говорят, что он может делать то, что нравится. Понятие зла относительно. Современное поколение не представляет себе четко, что такое хорошо, а что такое плохо.
В таком сложном мире живут современные подростки. Именно поэтому они отчаянно нуждаются в мудрых, тактичных и любящих родителях, которые «пекутся» о них и способны дать деятельный совет. Традиционные для сегодняшней школы ценности творчество, познание, активная деятельная жизнь отсутствуют в сознании подростков как ценности. Особенное неприятие вызывает "активная деятельная жизнь". Не надо думать, однако, что подростки не активны или не деятельны. За этим статистическим фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя "пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения и материального благополучия. Кроме этого, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности. Это не случайно, поскольку в современной постсоветской педагогике сохранились прежние установки на подчеркивание неудач и ошибок учеников при почти полном игнорировании их побед и достижений (в отличие от западной поддерживающей парадигмы, в которой акцентируются любые самые незначительные успехи), этот же стиль воспитания присутствует, к сожалению, в большинстве семей. Еще одна причина, которой можно как-то объяснить факт неприятия активности и пресыщенности "активной деятельной жизнью" это проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей "гонки на выживание". Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день. На первое место подростки ставят мирную семейную жизнь, на второе материальное благополучие и на третье... здоровье. Три первых места в рейтинге значимости занимают те же три ценности, которые подростки представляют как наименее доступные в будущем. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью закономерно порождают внутренний конфликт, ещё один источник стресса. Если включение "семейного счастья" и "материального благополучия" в шкалу ценностей можно объяснить, то "здоровье" как одна из высших ценностей вызывает удивление. Подростки ещё вполне здоровы и по психологическим закономерностям своего возраста любят рисковать здоровьем. Почему же такой высокий рейтинг? Мы просили их представить, что
будет с ними в будущем, и современные социальные реалии определили их отношение к своему здоровью в будущем. Это отношение коротко можно сформулировать так: они боятся его потерять, но почти уверены, что так и будет. Когда в обществе нет среднего класса, когда есть очень бедные (вымирающие) и очень богатые (которых, кстати, часто убивают), подросток реально боится в будущем не выдержать "жизненной дистанции", просто не выжить.
Вместе с этим в жизни подростков (в возрасте 15-17 лет) существуют и нормальные подростковые ценности : любовь, спорт, друзья, семья.
Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола.
Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
1.4. Важны ли сегодня духовные ценности для подростка?
В ходе исследования нами был проведен опрос среди подростков МБОУ « Николаевская школа» с целью выяснения вопроса о том, какие духовные ценности для них являются самыми важными.
Опросу подлежали подростки 12-летнего и 17-летнего возраста.
Опрос 11класса (14 человек)
Среди ценностей старшеклассники выделяют следующие:
-
70%-комфортные условия в семье
2. 25%-современное образование
3. 10%-друзья
Позиции ребят младшего подросткового возраста:
Опрос 6 класса (22 человека)
1. 65%-комфортные условия в семье
2. 35%-безопасность жизни
3. 20%-современное образование
Опрос подростков 12 и 17 лет свидетельствует о том, что самое ценное для них даже в 11 выпускном классе - это комфортные условия в семье, хотя этой возрастной группе всегда была свойственна ориентация на приобретение профессии, высокая учебная мотивация. Ученики 11 класса совсем скоро уедут из своего дома в другой город, будут учиться и жить самостоятельно, но для них всё равно очень важно, что происходит в семье.
На втором месте в этом же опросе стоит безопасность жизни, как у 11 класса, так и у 6 класса. Ведь очень важно жить в безопасности. Тем более, что сегодняшний современный мир полон опасностей. В городах России совершаются теракты, мы являемся , порой, их свидетелями. Жить, учиться, работать, воспитывать детей , овладевать профессиональными навыками невозможно, если нет гарантии безопасности в обществе.
А на третьем месте у подростков стоит современное образование. Уже в школе подросток понимает, что без хорошего образования он мало чего достигнет в жизни. Простым рабочим сейчас никто стать не хочет – это не престижно и не актуально. А подросток хочет быть непременно личностью и сделать карьеру.
Далее по мере убывания по результатам опроса расположились следующие ценности:
На 4 месте - любовь(15%)
На 5 месте - хорошо проводить время (20%)
На 6 месте - духовное развитие (20%)
На 7 месте - вкусная еда (20%)
На 8 месте – друзья (20%)
На 9 месте – развлечения (25%)
На 10 месте - помощь людям (20%)
На 11 месте - дорогие подарки (35%)
На 12 месте - наличие достаточного количества карманных денег (20%)
На 13 месте - возможность ничего не делать (35%)
Подростки, участвующие в опросе, посчитали нужным поставить возможность ничего не делать на самое последнее место. Это объясняется тем, что сегодняшним подросткам просто некогда отдыхать, у них очень насыщенная жизнь. Многие занимаются в музыкальной школе, в школе искусств, в детской спортивной школе, ходят на кружки, спортивные секции.
Вывод: Современный подросток в будущем хочет иметь интересную и престижную работу, хорошую семью, материальный достаток, друзей, здоровье, красоту и славу. Чаще всего, как показывает тестирование, такие социальные ценности интересуют подрастающее поколение, и именно в таком порядке.
И ради этих ценностей терзается современный подросток, выбиваясь из сил и напрягая своих родители. Если чего-то не будет хватать из этого набора, то кажется, что теперь молодому человеку придется перенести тяжесть немого осуждения или даже прямых людских насмешек. Этот социальный стандарт задан обществом, а современное подростковое сообщество называет «отстоем» или «лохом» тех, кто своей постоянной жизненной позицией сделал что-то большее, чем земные блага. Конечно, подростки беспокоятся, удастся ли им занять достойное место в этом мире, добиться поставленных задач.
Кроме социальных, у подростка в арсенале целый набор ценностей душевных. Они поддерживают хорошее настроение, занимают свободное время и объединяют подростков в сообщества: развлечения, музыка, искусство, объединения по интересам. Таких объединений огромное множество в современном мире: рокеры, байкеры, скейтбордисты, готы, эмо и т.д.
1.5 Как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков?
Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Родители должны прививать уважение к старшим, любовь к труду, учебе. но не мало важны и обычаи и семейные традиции, благодаря им дети будут развиваться духовно.
В нашей школеглавной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование достойного гражданина и патриота России. Для достижения этой цели поставлены основные задачи:
-
утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений; -
уважение к историческому и культурному прошлому России, к нашим славным традициям; -
повышение престижа государственной и военный службы; -
создание новой эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей.
-
Основные направления гражданско-патриотического воспитания: -
духовно-нравственное; -
историческое; -
политико-правовое; -
воспитание на воинских традициях.
Мы чтим память наших односельчан, павших на фронтах Великой Отечественной войны, бойцов 54-й береговой батареи, с первых выстрелов которой началась 2-я оборона Севастополя.
Широко распространенной формой гражданско-патриотического воспитания учащихся в школе являются уроки мужества, уроки патриотизма ( «Шагнувший в бессмертие» (о первом космонавте Земли Ю.А. Гагарине); встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, воинами – контрактниками, Цель этих уроков: показать школьникам беспримерный подвиг русского народа на войне и в тылу, тесную связь героического прошлого с современностью.
Чувство патриотизма великое и необходимое. Оно должно передаваться из поколения в поколение. Для этой цели в школе проводятся «Дни воинской славы», открытые классные часы «Героями не рождаются - героями становятся» для 5-8 классов, часы общения, посвященные Дню народного единения, странам СНГ, Дню памяти воинов – интернационалистов , Дню защитника Отечества, Дню Победы. К дню принятия Конституции Российской Федерации в течении года были проведены мероприятия – беседы, викторины, дискуссии, интеллектуальные игры, линейки, выставки рисунков «Мое Отечество», выпускались стенгазеты, посвященные праздникам и знаменательным датам (День народного единства, День пожилого человека, День матери, Здоровый Образ Жизни, День снятия блокады Ленинграда, 12 апреля - День космонавтики, День Победы, выезжаем на место Альминского сражения. Организовано движение волонтерских отрядов «Великая Россия – это мы!», волонтеры выпускают информационные листовки.
В этом году было продолжено новое направление в работе по патриотическому воспитанию, главная цель которого - поиск, сбор информации об односельчанах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, родственниках, тружениках тыла, детях войны.
Таким образом, через систему всех данных мероприятий школа стремится вызвать у учащихся интерес к истории Отечества, показать значимость роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию чувства гордости за свою страну, свой край, на конкретных примерах показывает, что настоящие герои живут рядом, что мужество, храбрость, любовь к Родине – это качества настоящего человека, гражданина своей страны.
Каждый год на 9 мая проходят мероприятия, посвященные Дню Победы: караул, возложение венков, митинг, поздравление.
В течение года в рамках областных и районных операций и акций оказывается помощь участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла:
-
апреле – мае проводится уборка территории у памятников; -
на День Победы для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла создаются буклеты - поздравления «Солдаты Победы».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в школе сложилась система гражданско-патриотического воспитания, которая способствует формированию у школьников духовно-нравственных ценностей.
Заключение.
В ходе исследования можно сделать вывод: подростки XX века очень отличаются от подростков XXI века. У них совершенно разные интересы и увлечения. В XX веке дети даже и не знали, что такое телефон, компьютер, узнали только в конце XX века, но всё равно это было не у всех. Подростки XX века проводили своё свободное время на улице, играя в разные игры, ходили друг к другу в гости. Сейчас же подростки проводят своё время сидя за компьютерами и планшетами. Общаются они больше в социальных сетях, нежели вживую. Подростки попусту проводят время, сидя в интернете, ведь намного интересней общаться вживую. Написав другу (подруге) смешной рассказ или анекдот и поставив в конце смайл, нельзя передать те эмоции, которые ты испытываешь. Куда лучше выражать свои эмоции вживую, чтобы человек понял, что ты на самом деле чувствуешь.