Файл: Протокол от 2022 г. Согласовано Заместитель директора по увр маоу Хуртагинская сош.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МАОУ «Хуртагинская СОШ»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/Цыбикова Т.С./ Протокол № ____ от «___»___________2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «Хуртагинская СОШ» ____________/Хандуев С.Б./ «___»____________2022г. | «Утверждено» Директор МАОУ «Хуртагинская СОШ» _________/Намдакова Б.Г./ Приказ № _____ от «___»___________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя: истории и обществознания
Санжеева Ринчина Дашанимаевича
Обществознание 11 класс.
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне. Преподавание предмета «Обществознание» в 2019-2020 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10–11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 66 – 73.
3. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (Приказ Министерства образования РФ от05.03.2004г №1089).
4. Приказ Минобрнауки РФ № 345 от 28.12.2018 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
5. «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03 2004 № 1312)»
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11. 2008г № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования».
7. Санитарно-гигиенические правила и нормы СанПин2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
8. Приказ Минобрнауки РФ № 345 от 28.12.2018 г «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
9. Устав МБОУ Ивановская СОШ
10. Учебный план МБОУ Ивановская СОШ на 2020-2021 учебный год.
11. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в МБОУ Ивановская СОШ
12. Годовой календарный учебный график МБОУ Ивановская СОШ на 2020-2021 учебный год.
Рабочая учебная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др. без изменений и дополнений.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. По учебному плану МБОУ Ивановская СОШ – 68 часов.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено
на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человек и гражданина.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Требования к уровню подготовки выпускников
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Планируемые результаты обучения | Домашнее задание | Дата | |
1 | Введение | 1 | | | Знакомство с учебником | | |
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (26 часа) | |||||||
2-3 | Роль экономики в жизни общества | 2 | Ответы на вопросы. Самостоятельное выполнение учащимися задания №1 к параграфу. Обсуждение полученных результатов. Задания в формате ЕГЭ. | Владение понятиями «экономика, уровень жизни, уровень бедности». Умение устанавливать связи между развитием общества и его экономической жизнью, между экономикой и другими сторонами жизни общества. Способность определять свою позицию по отношению к экономическим преобразованиям в нашей стране и в мире в целом. | §1 | | |
4-5 | Экономика: наука и хозяйство | 2 | Устные ответы. Выполнение индивидуальных заданий. Заполнение таблицы «Разделы экономической науки». Задания в формате ЕГЭ. | Владение понятиями «экономическая наука, макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика, валовой внутренний продукт». Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Развитие умения объяснять с опорой на ключевые экономические понятия явления социальной действительности. Понимание проблемы ограниченности экономических ресурсов и способов её решения. | §2, задания № 1, 3, 4. | | |
6-7 | Экономический рост и развитие | 2 | Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы. Выполнение дифференцированных заданий. | Овладение понятиями «экономический рост, экономическое развитие, экономический цикл». Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Умение определять и оценивать последствия цикличности развития экономики для личности и общества. Умение искать и использовать информацию, характеризующую уровень благосостояния граждан. | §3 Документ к параграфу | | |
8-9 | Рыночные отношения в экономике | 2 | Устные ответы. Заполнение таблицы. Вопросы для закрепления темы. Беседа по вопросам. | Владение понятиями «спрос, предложение, рыночное равновесие, конкуренция, монополия. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Умение находить и использовать информацию для характеристики ситуации на рынке. | §4 Документ к параграфу | | |
10-11 | Фирмы в экономике | 2 | Устный опрос. Самостоятельная познавательная работа с текстом учебника (поиск ответа на проблемный вопрос). Заполнение таблицы «Факторы производства – факторные доходы». | Владение понятиями «фирма, факторы производства, издержки производства, прибыль». Развитие умения моделировать практические ситуации, связанные с расчётами показателей экономической деятельности. Сформированность умений использовать экономическую информацию для оценки конкретных ситуаций и выбора стратегии эффективного экономического поведения. | §5 Вопросы к параграфу | | |
12-13 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Работа с документами. Заполнение таблицы «Субъекты предпринимательских отношений». | Владение понятиями «предпринимательские правоотношения, принципы предпринимательского права, лицензирование, государственная регистрация». Умение объяснять явления социальной действительности с опорой на базовые понятия права. | §6, задание № 5. | | |
14-15 | Слагаемые успеха в бизнесе | 2 | Устный опрос. Практическая работа с текстом учебника. Выполнение практических заданий. | Владение понятиями «менеджмент, маркетинг, банковский кредит». Развитие умения применять экономические знания для решения типичных задач в области экономических отношений, анализа и объяснения экономических процессов. Оценивание возможности собственного участия в предпринимательской деятельности. | §7, вопросы для самопроверки | | |
16-17 | Экономика и государство | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Задания в формате ЕГЭ. | Владение понятиями монетарная и фискальная политика. Знание важнейших механизмов государственного регулирования экономики. Совершенствование умений поиска информации для характеристики проявлений государственной экономической политики. | §8, задание 5 | | |
18-19 | Финансы в экономике | 2 | Устный опрос. Практическая работа с учебным текстом, документом. Решение учебно–познавательных задач. Задания в формате ЕГЭ. | Владение понятиями «финансы, банковская система, инфляция, финансовые институты». Развитие умения выявлять связи между отдельными экономическими явлениями и состоянием экономики в целом. Совершенствование умений формулировать свою точку зрения о влиянии инфляционных процессов в стране на уровень жизни населения. Сформированность представлений о роли финансовой темы в экономике. | §9, Задания 1, 3, 4. | | |
20-21 | Занятость и безработица | 2 | Устный опрос. Работа с документами. Выполнение творческих заданий. Обсуждение проблемных вопросов. Заполнение таблицы «Виды безработицы». | Умение поиска и выделения необходимой информации для выбора способа рационального поведения в условиях рынка труда. Умение различать экономические и социальные последствия безработицы. Понимание проблем социально – трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним. Сформированность представлений о роли государства в обеспечении занятости. | §10. Вопросы к параграфу. | | |
22-23 | Мировая экономика | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа со схемой, документом, таблицей «Международная торговля и политика государства». | Владение понятиями «мировая экономика, глобализация, международное разделение труда». Представление о месте и роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки зрения интересов нашей страны. Способность выявлять связи между проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики в целом. | §11, Задание № 3. | | |
24-25 | Экономическая культура | 2 | Устный опрос. Обсуждение проблемных вопросов. Выполнение практических заданий. Работа с документами, схемой, диаграммами, таблицей «Структура потребительских расходов домашних хозяйств России». | Владение понятиями «экономическая культура, экономический интерес, экономическая свобода». Понимание проблемы зависимости цели, характера и результатов экономической деятельности от уровня развития экономической культуры. Сформированность целостного представления о рациональной модели поведения в экономической сфере жизни общества. Развитие умения устанавливать взаимосвязь между экономической свободой и социальной ответственностью хозяйствующих субъектов. | §12, задание № 5. | | |
26-27 | Урок обобщения по теме «Экономическая жизнь общества» | 2 | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Тестирование. | Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. | Повторить §1-12. | | |
Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (16 часов) | |||||||
28-29 | Социальная структура общества | 2 | Практическая работа по решению познавательных задач. Работа с источниками. Задания в формате ЕГЭ. | Знание понятий «социальная структура, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация». Понимание особенностей маргинальных групп и связанных с ними рисков. Целостное представление о социальной структуре общества. | §13, Документ к параграфу. Задания № 2, 3. | | |
30-31 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | Развёрнутые монологические ответы. Выполнение индивидуальных заданий. Самостоятельная работа с источниками. Заполнение таблицы «Социальные нормы». Контрольная работа по итогам семестра | Умение определять и пояснять смысл понятий «социальные нормы, социальный контроль, отклоняющееся (девиантное) поведение, самоконтроль». Указывать элементы социального контроля, раскрывать роль социального контроля в жизни общества. Называть признаки отклоняющегося поведения. Формулировать свою точку зрения на причины возникновения отклоняющегося поведения. | §14, Вопросы и задания к параграфу. | | |
32-33 | Нации и межнациональные отношения. | 2 | Устный опрос. Решение учебно–познавательных задач. Заполнение схемы «Формы (виды) этнических общностей». Задания в формате ЕГЭ. | Владение базовыми понятиями «нация, межнациональные отношения, толерантность». Развитие навыков оценивания социальной информации о нациях и межнациональных отношениях, умений поиска информации в источниках разного типа с целью объяснения и оценки разнообразных проявлений межнациональных отношений. Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни. | § 15. Вопросы и задания к параграфу. | | |
34-35 | Семья и быт. | 2 | Устный опрос. Практическая работа с источником к параграфу. Работа с познавательными заданиями к § 16. | Знание базового понятия «семья как социальный институт», владение понятиями «нуклеарная семья», «многопоколенная семья», «социальный институт брака». Знание социальных функций семьи. Понимание взаимосвязи семьи и общества. | § 16 Вопросы и задания к параграфу. | | |
36-37 | Гендер – социальный пол | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа с текстом учебника. Задания в формате ЕГЭ. | Владение базовыми понятиями «гендер, гендерная идентичность». Умение выявлять причинно–следственные связи поступков и поведения с учётом традиционных гендерных предписаний. Навыки оценивания социальной информации о гендерном поведении гендерных стереотипах. | §17 Вопросы для самопроверки | | |
38-39 | Молодёжь в современном обществе. | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Задание № 1 к параграфу. | Владение базовыми понятиями «молодёжь, субкультура, молодёжная субкультура». Умение применять полученные знания о молодёжи и молодёжной субкультуре в повседневной жизни. Навыки оценивания социальной информации по молодёжной тематике, поиска информации в источниках различного типа (нормативных правовых актах). | §18. Задания № 2 – 4 | | |
40-41 | Демографическая ситуация в современной России. | 2 | Устный опрос. Работа с текстом источника. Проектная работа по группам. Задания в формате ЕГЭ. | Знание базовых понятий «демографическая ситуация, рождаемость, смертность, депопуляция, иммиграция». Понимание взаимосвязи демографических процессов и социальной политики. Целостное представление о демографических процессах. Понимание влияния демографических процессов на роль России в многообразном глобальном мире. | §19 Вопросы и задания к параграфу. | | |
42-43 | Урок обобщения по теме «Социальная сфера». | 2 | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Тестирование. | Актуализировать имеющиеся знания о существовании и положении определённых социальных групп в различные периоды жизни общества. | Повторить § 13-19 | | |
Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (20 часов) ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (5 часов) | |||||||
44-45 | Политика и власть | 2 | Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа с документами. Решение задач. | Владение базовыми понятиями политологии «политика» и «власть». Умение поиска политической информации в источниках различного типа с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. | §20 Вопросы и задания к параграфу. | | |
46-47 | Политическая система | 2 | Устный опрос. Заполнение таблиц «Структура политической системы», «Функции государства», «Политические режимы». | Владение базовыми понятиями «система, государство, политический режим». Сформированность навыков оценивания политической информации. Владение умением применять полученные знания, прогнозировать последствия принимаемых решений. | §21. Вопросы для самопроверки | | |
48-49 | Гражданское общество и правовое государство | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Работа с текстом учебника и выполнение заданий. | Владение понятиями «правовое государство, гражданское общество». Умение выявлять взаимосвязи правового государства и гражданского общества, личности и государства. Умение применять знания о правовом государстве и гражданском обществе в повседневной жизни. | §22. Документ к параграфу. Задания № 4, 5. | | |
50-51 | Демократические выборы | 2 | Устный опрос. Самостоятельная работа с источниками. Решение учебно–познавательных задач. | Владение понятием «демократические выборы». Умение критически воспринимать предвыборную информацию из различных источников, делать самостоятельные выводы. Умение оценивать предвыборные программы и заявления кандидатов с точки зрения их актуальности и реалистичности, соответствия собственным взглядам и ожиданиям. | §23. Документ к параграфу. Задание 2. | | |
52-53 | Политические партии и партийные системы | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа по выполнению заданий. Заполнение таблицы «Типы партийных систем». | Владение понятиями «политическая партия, общественно – политическое движение, партийная система». Умение давать оценку деятельности политических партий и общественно – политических движений с позиций демократических ценностей и норм. Умение применять полученные знания о российской многопартийности в повседневной жизни. | §24. Задание № 2 к §. | | |
54-55 | Политическая элита и политическое лидерство | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Практическая работа с текстами. Задания в формате ЕГЭ. | Владение понятиями «политическая элита, политическое лидерство, политический лидер». Владение умениями применять полученные знания о политической элите и политическом лидерстве в общественно – политической жизни. Сформированность навыков оценивания политической информации, её поиска в источниках политико-идеологического характера для объяснения и оценки политических явлений и процессов. | § 25 Вопросы для самопроверки | | |
56-57 | Политическое сознание | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Самостоятельная работа – таблица «Современные политические идеологии». | Владение понятиями «политическое сознание, политическая идеология, политическая психология». Умение оценивать деятельность политических институтов и политиков (цели, методы, эффективность), а также прогнозировать последствия принимаемых ими решений. Умение применять полученные знания при оценке текущих и исторических событий. | §26 Вопросы и задания к параграфу. | | |
58-59 | Политическое поведение | 2 | Устный опрос. Выполнение индивидуальных заданий. Самостоятельная работа с текстом и ответы на вопросы. | Владение понятиями «политическое поведение, политическое участие, политический экстремизм», классификация форм политического поведения и способов его регулирования. Умение анализировать политическое поведение и давать ему оценку в зависимости от формы. Умение применять полученные знания о многообразных формах политического поведения при оценке текущих и исторических событий и при выборе собственной формы политического поведения. | §27. Вопросы для самопроверки | | |
60-61 | Политический процесс и культура политического участия | 2 | Устный опрос. Решение учебно–познавательных задач. Выполнение тестовых заданий. | Владение понятиями «политический процесс, политическое участие, политическая культура». Умение выявлять связи между политическим процессом, участием в нём граждан и уровнем их политической культуры. Умение применять знания о возможных формах участия гражданина в политическом процессе для выбора адекватных целей и средств собственных политических действий. | §28. Задания № 1, 2, 3 | | |
62-63 | Урок обобщения по теме «Политическая жизнь общества» | 2 | Фронтальный опрос. Выполнение дифференцированных заданий. Тестирование. | Фактор использования политической власти. Политическая деятельность, направленная на использование власти для достижения определённых целей – изменения или сохранения существующего общественного устройства. | Повторить §20 - 28 | | |
64-65 | Взгляд в будущее (заключение) | 2 | Работа с документами. Практическая работа с вопросами для самопроверки и заданиями. | Владение понятиями «угрозы и вызовы 21 века, постиндустриальное общество». | Стр. 320-326 | | |
66-68 | Итоговое повторение (общество и человек; экономика и социальные отношения; правовое регулирование общественных отношений). | 3 | Фронтальный опрос. Выполнение дифференцированных заданий. Выполнение тестовых заданий и заданий в формате ЕГЭ. Контрольная работа по итогам семестра | Правильное использование основных экономических терминов. Характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки. Характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления; Анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями. Объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних; Находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные. | Ответы на вопросы, решение тестов | | |