Файл: В. И. Карпов Экономика и менеджмент безопасности Учебное пособие. Железногорск, 2017. 77 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин



В.И. КАРПОВ
ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ


Железногорск

2017
УДК 338

ББК 38.96
Рецензенты:

С.Н. Гриб, кандидат экономических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе бакалавров и специалистов, доцент кафедры финансов Института экономики, управления и природопользования ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

С.А. Самусенко, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта и статистики Института экономики, управления и природопользования ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

А.П. Савченко, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой охотничьего ресурсоведения и заповедного дела Института экологии и географии ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

В.И. Карпов

Экономика и менеджмент безопасности: Учебное пособие. – Железногорск, 2017. – 77 с.
Учебное пособие предназначено для использования в образовательном процессе в магистратуре при изучении учебной дисциплины «Экономика и менеджмент безопасности» по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность.

© Карпов В.И.

© ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017.

Содержание

Введение……………………………………………...............................................4


Глава 1. Экономика техносферной безопасности и методика оценки экономической эффективности мероприятий по обеспечению техносферной безопасности………………………………………………………………………5



Глава 2. Инновационная и инвестиционная деятельность в экономике техносферной безопасности…………………………………………………….38


Глава 3. Менеджмент техносферной безопасности предприятия как объекта и субъекта предпринимательской деятельности………………………………...46


Глава 4. Организация и управление предприятием при обеспечении техносферной безопасности………………………………………………….....63


Заключение……………………………………………………………………….76


Список литературы………………………………………………………………77



Введение
Учебное пособие по дисциплине «Экономика и менеджмент безопасности» предназначено студентам и слушателям магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность. Изучив данную дисциплину, студенты и слушатели магистратуры должны знать:

- методику оценки экономической эффективности мероприятий по обеспечению техносферной безопасности;

- организационные основы осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и антропогенного характера;

- методы технико-экономического анализа защитных мероприятий.

Уметь:

- проводить экономические расчеты мероприятий по обеспечению техносферной безопасности;

- организовывать на предприятии современные системы менеджмента безопасности;

- оптимизировать мероприятия по снижению профессиональных рисков;

- решать вопросы экологической безопасности.
Глава 1. Экономика техносферной безопасности и методика оценки экономической эффективности мероприятий по обеспечению техносферной безопасности
Философы Древней Греции – Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), Ксенофонт (430-355 г.г. до н.э.), Платон (427-406 г.г. до н.э.) в своих трудах обособили экономику от других наук.

Аристотель под экономикой понимал науку о правильном ведении хозяйства (от греческого ОЙКОС – «дом, хозяйство», НОМОС – «знаю, закон»).

В настоящее время термин «экономика» выступает как любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Экономика – это и совокупность производственных отношений общества, и народное хозяйство страны, и научная дисциплина.



Экономика – это свод правил по управлению хозяйством.

Экономических наук много, целая система (экономика пожарной безопасности, экономика строительства, экономика сельского хозяйства и т.д.), но фундаментом всех экономических наук является «экономическая теория».

Экономическая теория – наука, исследующая проблемы эффективного использования экономических ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека.

В качестве основного мотива хозяйственной деятельности выступают потребности людей.

Для производства благ, как средства удовлетворения потребностей, используются экономические ресурсы.

Экономические ресурсы подразделяются на материальные ресурсы (земля, капитал) и людские ресурсы (труд, предпринимательская способность):

  1. Земля – даровые блага природы (леса, нефть, пахотные земли, водные ресурсы и т.д.);

  2. Капитал – средства производства (инструменты, машины, оборудование, здания, сооружения и т.д. необходимо иметь в виду, что деньги, акции и т.п. к экономическому ресурсу «капитал» не относятся);

  3. Труд – широкий термин, который употребляется для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг (за исключением предпринимательской способности, как таланта);

  4. Предпринимательская способность – инициатива + принятие основных решений + новаторство + риск.

Экономическую теорию и практику можно представить как проблему выбора:

  1. ЧТО должно производиться, т.е. какие из взаимно исключающих друг друга товаров и услуг должны быть произведены и в каком количестве?

  2. КАК будут производиться товары, т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологией?

  3. ДЛЯ КОГО предназначаются производимые товары, т.е. кто извлечёт из них пользу?

  4. КОГДА следует осуществлять производство, т.е. в какой период времени?

В процессе решения этих вопросов формируются экономические взаимоотношения между участниками рынка, проявляются закономерности рыночного развития.
О бщая схема экономических отношений:



На стадии «ПРОИЗВОДСТВО» - создаются необходимые блага.

На стадии «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ» - происходит распределение результатов труда, распределение ресурсов между различными собственниками.

Стадия «ОБМЕН» - означает получение одного блага взамен другого.

Основой обмена служит разделение труда в обществе.

Стадия «ПОТРЕБЛЕНИЯ» - непосредственное удовлетворение потребностей, как личных, так и производственных.

Экономическая безопасность предприятия – это наличие конкурентных преимуществ, обусловленных соответствием материального, финансового, кадрового, технико-технологического потенциалов и организационной структуры предприятия его стратегическим целям и задачам.


ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ

ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ


Рис.1. Факторы, влияющие на экономическую безопасность предприятия.

Говоря о факторах, влияющих на экономическую безопасность предприятия (рис.1) необходимо отметить, что к внутренним угрозам относятся микроэкономические составляющие (организационно-правовая форма предприятия, кадровый состав, система защиты информации, охрана объекта, технология производственного процесса и т.д.), к внешним угрозам относятся макроэкономические составляющие (волатильность экономики, уровень инфляции, курсы валют, налоговые нагрузки и т.д.).

Необходимо отметить, что первоначально к экономической безопасности предприятия относили обеспечение условий сохранения коммерческой тайны в широком смысле слова, т.е. предприятие могло засекретить все то, что считало необходимым, исходя из его деятельности (маркетинговую стратегию, размер оплаты труда, источники финансирования и т.п.).

В дальнейшем понятие экономической безопасности предприятия стало рассматриваться шире: как защищенность деятельности предприятия от отрицательных влияний внешней среды, а также как способность быстро устранить угрозы или приспособиться к существующим условиям, которые не оказывают большого отрицательного воздействия на его деятельность.


Таким образом, экономическая безопасность предприятия отражает способность «самовыживания» и развития в условиях возникновения внешней и внутренней экономической угрозы.

Под угрозами понимаются такие изменения во внутренней или внешней среде, которые приводят к нежелательным изменениям в деятельности предприятия.

К нежелательным изменениям относятся те изменения, которые отдаляют предприятие от его желаемого состояния.

Мировой опыт показывает, что обеспечение экономической безопасности – это фундамент на котором строится стабильность и эффективность жизнедеятельности общества, независимость страны.

Обеспечение экономической безопасности относится к числу важнейших национальных приоритетов.

Указом Президента РФ за № 208 от 13 мая 2017 года утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращения кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовых сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.

Экономическая безопасность есть ни что иное, как состояние защищённости национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

К основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся:

  1. стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;

  2. усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;

  3. использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;

  4. повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи её границ;

  5. усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;

  6. изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие «зелёных технологий»;

  7. деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации;

  8. подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;

  9. исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями;

  10. отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;

  11. недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;

  12. слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;

  13. истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;

  14. ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые «цепочки» создания добавленной стоимости;

  15. низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;

  16. несбалансированность национальной бюджетной системы;

  17. недостаточно эффективное государственное управление;

  18. высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;

  19. сохранение значительной доли теневой экономики;

  20. усиление дифференциации населения по уровню доходов;

  21. снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;

  22. усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации;

  23. недостаточность трудовых ресурсов;

  24. неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;

  25. установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления.