Файл: В. И. Карпов Экономика и менеджмент безопасности Учебное пособие. Железногорск, 2017. 77 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 340
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Среди источников права, регламентирующих деятельность предприятий, немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права – государственного, административного, гражданского и т.д.
К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.
Ответственность за нарушение законодательства.
Существует уголовная, административная, экономическая и гражданская формы ответственности предпринимателей в случае нарушения ими действующего законодательства.
Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свободе лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного УК РФ.
Административная ответственность – это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение.
Налоговая ответственность – вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения.
Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность в Налоговом кодексе РФ (часть 1). Иными словами, налоговое правонарушение – это противоправное деяние, т.е. нарушающее нормы налогового законодательства, причём виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.
Гражданско-правовая ответственность – это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей в целях восстановления положения, существовавшего до правонарушения.
Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида ответственности: возмещение убытков и санкции.
По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение).
В рамках нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия, менеджмент предприятия обеспечивает выпуск продукции в форме товаров или услуг.
Большое значение менеджмент должен уделять разработке экономически выверенной производственной программе.
Производственная программа рассчитывается следующим образом:
-
по согласованию с потребителями устанавливаются вся номенклатура и ассортимент реализуемой в планируемом году продукции; -
рассчитываются нормативы на конец планируемого периода запасов готовой продукции на складах предприятия и в пути, а также необходимые изменения запасов, ожидаемые на начало планируемого периода; -
определяется нормативный уровень незавершённого производства и его необходимые изменения в планируемом периоде; -
определяется объём производства.
При разработке производственной программы большое значение имеет правильный выбор способа выражения и единицы измерения заданного объёма работ.
Для этих целей используются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.
Натуральные измерители (штуки, кг, м2 и т.д.) обеспечивают возможность получения количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей и служат исходными величинами для определения потребности предприятия в рабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, оборудовании, производственных площадях.
Однако при применении натуральных измерителей невозможно обобщить различные по характеру натуральные измерители.
Трудовой измеритель объёма производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах, человеко-днях, станко-часах, в сочетании с натуральными используется для определения численности работников, норм выработки, размера оплаты труда, для планирования производственных программ других цехов и иных целей.
Основой учёта продукции в денежном выражении, позволяющем получать сводные данные, являются стоимостные (денежные) измерители.
Денежные измерители по конкретным видам продукции (услуг) могут быть представлены себестоимостью продукции или ценой.
Стоимостные измерители являются обобщающими, с их помощью определяют общий объём производства и планируют объём товарной, валовой и реализованной продукции.
Валовая продукция – это стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определённый период времени.
Валовая продукция рассчитывается двумя способами:
1) как разница между валовым и внутризаводским оборотом:
где валовой оборот;
внутризаводской оборот.
Валовой оборот – это стоимость всего объёма продукции, произведённого за определённый период всеми цехами предприятия, независимо от того, использовалась ли данная продукция внутри предприятия для дальнейшей переработки или была реализована на сторону.
Внутризаводской оборот – это стоимость продукции, выработанной одним и потреблённой другими цехами в течение одного и того же периода времени.
2) как сумма товарной продукции и разности остатков незавершённого производства (инструментов, приспособлений) на начало и конец планируемого периода
где и стоимость остатков незавершённого производства на начало и конец данного периода; и стоимость специального инструмента, полуфабрикатов, приспособлений собственного изготовления на начало и конец периода.
Незавершённое производство – незаконченная производством продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты, находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, в цеховых кладовых в виде запасов, не принятая ОТК и не сданная на склад готовых изделий.
Товарная продукция – это продукция, предназначенная для реализации.
Объём товарной продукции за период определяется по формуле:
где стоимость готовых изделий для реализации на сторону; стоимость готовых изделий для нужд капитального строительства и непромышленного хозяйства своего предприятия; стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов для реализации на сторону; Ф – стоимость основных фондов собственного производства, введённых за период;
стоимость услуг и работ промышленного характера по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.
Реализованная продукция характеризует стоимость объёма продукции, поступившей в данном периоде на рынок и подлежащей оплате потребителями.
Реализованная продукция отличается от товарной остатками готовой продукции на складе. Объём реализованной продукции (РП) по плану определяется по формуле
где и остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.
На конец года остатки нереализованной продукции принимаются в расчёт только по готовой продукции на складе и отгруженным товарам, срок оплаты которых не наступил.
На предприятии целесообразно функционирование менеджмента по качеству продукции.
Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую «петлю качества», которая включает в себя следующие стадии:
-
маркетинг, поиск и изучение рынка; -
проектирование и/или разработка технических требований к продукции; -
материально-техническое снабжение; -
подготовка и разработка производственных процессов; -
производство; -
контроль и испытание; -
упаковка и хранение; -
реализация и распределение продукции; -
монтаж и эксплуатация; -
техническая помощь в обслуживании; -
утилизация после использования изделия.
По характеру воздействия на этапы «петли качества» могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества.
Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выполнения каждого этапа «петли качества» таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определённым требованиям по качеству.
Управление качеством продукции базируется на стандартах, которые составляют организационно-методическую основу систем менеджмента качества, позволяющих организовать выпуск конкурентоспособной продукции.
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
-
национальные стандарты; -
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; -
классификации, применяемые в установленном порядке, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; -
стандарты предприятий.
В зависимости от объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований выделяют: основополагающие стандарты, стандарты на продукцию (услуги), на работы и на методы контроля.
Международной организацией по стандартизации (ISO) группы стандартов по управлению качеством и обеспечению качества разработаны стандарты ISO, которые носят рекомендательный характер.
С понятием «уровень качества продукции» тесно связано понятие конкурентоспособность.
Конкурентоспособность продукции – это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдерживать конкуренцию на конкретном рынке и в определённом промежутке времени.
Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности – качество продукции, но это не идентичные понятия.
Если под качеством понимается просто совокупность потребительских свойств продукции, то конкурентоспособность продукции характеризуется её соответствием конкретной общественной потребности.
Конкурентоспособность продукции носит относительный, а не абсолютный характер: она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции.
Оценка конкурентоспособности производится в следующей последовательности:
1) сбор данных о конкуренте;
2) формирование требований к изделию;
3) определение перечня параметров, подлежащих оценке;
4) определение показателя конкурентоспособности по экономическим параметрам;
5) расчёт интегрального показателя конкурентоспособности;
6) вывод о конкурентоспособности;
7) разработка мер по повышению конкурентоспособности и оптимизации затрат.
Развитие является общим принципом любой социально-экономической системы и рассматривается как необратимое направленное изменение организации.
Структурными источниками экономического развития служат:
-
развитие на основе факторов производства, которые характеризуются количеством и качеством природных и трудовых ресурсов; -
развитие на основе инвестиций; -
развитие на основе инновационной деятельности.