Файл: В. И. Карпов Экономика и менеджмент безопасности Учебное пособие. Железногорск, 2017. 77 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом экономическое развитие может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер.

Экстенсивный тип экономического роста предполагает расширение масштабов производства. Это значит, что экономический рост достигается благодаря увеличению количества вовлечённых в производство факторов производства на прежней технической основе. Экстенсивные факторы экономического роста отражают количественную сторону увеличения объёма производства за счёт увеличения объёма используемых производственных ресурсов. К ним относятся: рост числа работников, увеличение капиталовложений, рост объёма потребляемого сырья.

Интенсивный тип экономического роста предполагает применение более эффективных средств производства, технологий и процессов.

Это значит, что экономический рост достигается за счёт улучшения использования факторов производства. Интенсивные факторы экономического роста отражают качественную сторону увеличения объёма производства за счёт повышения эффективности использования производственных ресурсов. К ним относятся: повышение квалификации работников, НТП, качественный уровень технологии и организации производства и т.п.

Вопросы для самоконтроля


  1. Сформулируйте понятие предпринимательской деятельности.

  2. Назовите основные организационно-правовые формы предпринимательства.

  3. Дайте понятие менеджмента как науки.

  4. Какие факторы влияют на выбор целей предприятия.

  5. Как производится оценка конкурентоспособности предприятия (продукции).


Глава 4. Организация и управление предприятием при обеспечении техносферной безопасности
Управление существует везде и всегда: в человеческом обществе, в биологических системах, в неживой природе.

Управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических, экономических) обеспечивающая:

  • сохранение их определённой структуры;

  • поддержание режима деятельности;

  • реализация их целей и программ.

В окружающем нас мире всё носит системный характер.

Система – совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие и её элементов. Связь между элементами системы, форма её организации – структура системы.

Структура может претерпевать изменения: от внутренних причин, от внешних причин, от времени.

Система характеризуется:

  • определённым поведением (контролируемый переход из одного состояния в другое);

  • равновесием (при отсутствии внешнего воздействия сохранять заранее заданное состояние);

  • развитием (совершенствованием);

Управление – воздействие на объект с целью перевода его из одного состояния в другое.

Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях:

  • планирование;

  • организация;

  • мотивация;

  • контроль;

  • координация.

Планирование – целенаправленная деятельность менеджеров предприятия по наиболее рациональному и эффективному использованию ресурсов предприятия в целях достижения максимального результата деятельности.

Организация – функция, посредством которой формируется структура хозяйствующей единицы и обеспечение необходимых средств для организации её нормальной работы.

Мотивация – поощрительная деятельность руководителя предприятия, направленная на наиболее успешную работу предприятия для достижения целей его деятельности.

Контроль – обеспечение соответствия между намеченными планами и производимыми мероприятиями.

Координация – организация деятельности менеджеров предприятия в целях обеспечения бесперебойности и непрерывности в его работе и достижение согласованности в работе всех звеньев этого предприятия путём установления рациональных связей.

Все внутриорганизационные процессы протекают в рамках организационной структуры.



Организация – совокупность людей, объединённых для достижения целей.

Что бы считаться организацией нужно:

  • наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью данной группы;

  • наличие у этих людей единой цели;

  • эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели.

Все многообразные организации имеют общие черты:

  • они используют ресурсы, основные из них – это люди (человеческие ресурсы), капитал (оборудование, здания и т.п.), информация;

  • они функционируют в определённой внешней среде и зависимы от неё (законы, конкуренты, поведение потребителей и т.д.);

  • разделение труда.

Любое экономическое явление всегда существует в определённой среде.

Внутренние ситуационные факторы представляют собой взаимосвязь следующих элементов:

  • цель (желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа);

  • структура (устанавливает взаимоотношения внутри предприятия для эффективного достижения целей);

  • задачи (предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки);

  • технология (средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги по определённым конкретным технологиям);

  • люди (главный структурный компонент процесса).

Каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую её индивидуальность и специфику.

По взаимодействию с внешней средой существуют следующие типы организаций:

  1. механистический тип организации;

  2. органический тип организации.

Характеристика и условия применения механистического подхода в проектировании организации:

  1. узкая специализация в работе;

  2. работа по правилам;

  3. чёткие права и ответственность;

  4. ясность в уровнях иерархии;

  5. объективная система вознаграждения;

  6. объективные критерии отбора кадров;

  7. отношения формальные и носят официальный характер;

  8. несложное, стабильное окружение;

  9. цели и задачи известны;

  10. задачи поддаются делению;

  11. задачи простые и ясные;

  12. работа измеряема;

  13. оплата труда мотивирует;

  14. признаётся данная власть.

Характеристика и условия применения органического подхода в проектировании организации:

  1. широкая специализация в работе;

  2. мало правил и процедур;

  3. амбициозная ответственность;

  4. уровни управления размыты;

  5. субъективная система вознаграждения;

  6. субъективные критерии отбора кадров;

  7. отношения неформальные и носят личностный характер;

  8. сложное, нестабильное окружение;

  9. неопределённость целей и задач;

  10. задачи не имеют чётких границ;

  11. задачи сложные;

  12. работу измерить сложно;

  13. мотивирование потребностей верхнего уровня;

  14. авторитет власти завоёвывается.


Если механистическая организация работает наподобие машинного механизма, то органический тип организации может состоять всего из одной фразы: «Делайте то, что Вы считаете необходимым, чтобы выполнить работу».

По взаимодействию подразделений могут быть следующие типы организаций:

  1. традиционная организация (линейно-функциональная);

  2. дивизиональная организация (или отделенческая);

  3. матричная организация;

  4. корпоративная организация;

  5. индивидуалистская организация.

  1. Традиционная организация (линейно-функциональная).

Основой схемы являются линейные подразделения, выполняющие основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения: кадры, плановый отдел, отдел снабжения и т.п.

  1. Дивизиональная организация (или отделенческая).

Основой схемы является сочетание централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных подразделений.

Дивизиональная схема используется в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях (где территориальная разобщенность вынуждает автономизировать отделения в разных странах).

Дивизионную схему иногда определяют как СКООРДИНИРОВАННУЮ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЮ.

  1. Матричная организация.

Матричная структура создаётся, когда необходимо получить высококачественный результат по большому количеству проектов в области высоких технологий, а сама работа очень сложна.

Матричная организация является комбинаций двух организационных альтернатив: функциональной и проектной.

  1. Корпоративная организация.

Корпоративная организация или корпорация, рассматривается как система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности, а не как юридическое лицо (например, АО).

Корпорация – замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства.

В России в силу её специфики корпорации это – министерства, ведомства, союзы, общества, политические партии.

В корпорации доминируют иерархические властные структуры, в основе власти лежит принцип «разделяй и властвуй», личность «растворяется» и действует принцип «организация всегда права».


  1. Индивидуалистская организация.

Противоположным корпоративному типу является индивидуалистский тип организации.

Это свободное, открытое и добровольное объединение людей. Увязка интересов всех членов, возникает суверенитет личности.

Собственность в таких организациях является собственностью каждого члена коллектива (например, ООО).

В  веке человечество вступило в стадию построения информационного общества:

  • свободный доступ через автоматизированные системы связи к необходимой информации;

  • использование современной информационной техники для решения задач;

  • наличие технических средств для производства и воспроизводства требуемой информации.

Происходит сближение производителя и потребителя.

Среди новых типов организации можно назвать:

  • ЭДХОКРАТИЧЕСКИЕ (с англ. – специальные): выполнение нестандартных, сложных работ; основа – знания и компетенции, а не иерархия; высокая степень свободы; главная задача – качественное выполнение работ.

  • МНОГОМЕРНЫЕ: ресурсные подразделения + производящие подразделения + распределяющие подразделения, т.е. организация в организации; подразделение можно создавать и ликвидировать без ущерба для организации в целом.

Если матричная модель имеет систему двойного подчинения, то в многомерной – автономные группы.

  • ПАРТИСИПАТИВНЫЕ: построены на участии работников в управлении, но по принятию решений, касающихся их работы.

  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ: не связаны с размером бизнеса, с какой-то отраслью; ориентированы на рост и на имеющиеся возможности; малое количество уровней, гибкость и сетевое построение.

  • ОРГАНИЗАЦИИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РЫНОК: по характеру взаимодействия с внешней средой – органический тип; по характеру взаимодействия внутри организации – либо дивизиональная, либо матричная структура; по характеру взаимодействия индивида с организацией – индивидуалистический тип.

В эволюции управленческой мысли можно выделить пять школ управления:

  1. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА (Ф. Тейлор, А. Файоль и др.) – классическая школа не рассматривала социальные аспекты управления, а создавала принципы управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, централизация, порядок и т.п.

  2. ШКОЛА «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» (А. Маслоу, Д. Макгрегор, Д. Карнеги и др.) – рассматривались мотивы поведения людей, конфликты и сотрудничество, лидерство и т.п.

  3. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (Д. Друкер, Р.Дэвис и др.) – объединялись концепции классической школы и школы «человеческих отношений».

  4. ШКОЛА «СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ» (У. Барнард, И. Ансофф и др.) – системный подход к изучению организации.

  5. «НОВАЯ ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ» (В. Леонтьев, А. Рапопорт и др.) – предусматривалось смещение акцентов в управлении с технологических и технократических подходов на развитие интеллектуального потенциала работника и формирование эффективной мотивационной среды.