Файл: Деловое общение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Достижение указанной цели зависит от соблюдения трех основополагающих принципов.

1. Полное взаимопонимание руководителей и подчиненных. Для этого необходимо выполнение следующих условий:

- единство профессионального языка;

- учет уровня общей культуры, общего интеллектуального развития подчиненных;

- полнота информации;

- логичность изложения;

- сконцентрированность внимания.

Учитывая и выполняя эти условия, руководитель может считать, что подчиненные понимают получаемые распоряжения. Однако это еще не означает, что они для подчиненных желаемы, а, следовательно, будут выполнены на качественном уровне. Необходимо принимать во внимание также дополнительные условия, к которым относятся интонация, стиль, манера, форма, в которой даются распоряжения (грубое, агрессивное, к примеру, отношение руководителя к подчиненным при выдаче поручений приводит к затруднению понимания и выполнения последних).

2. Принятие распоряжений, проявляющееся в согласии их выполнить. Для этого необходимы следующие условия:

- непротиворечивость позиции руководителя основным взглядам и позициям подчиненных по конкретному вопросу;

- поиск и демонстрация личных интересов подчиненных в выполнении распоряжений;

- текстовая и персонифицированная конкретность информации, касающейся распоряжений.

3. Налаженность взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Здесь следует отметить, что при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение (симпатию, привязанность, дружбу или любовь) и, наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатию, ненависть).

Основная цель делового общения - добиться гармонии взаимоотношений с подчиненными. При этом функциональные задачи руководителей в деловом общении с подчиненными можно сформулировать следующим образом:

- дать подчиненным возможность почувствовать их значительность;

- лучше узнать и понять своих подчиненных;

- умело влиять на позицию подчиненных;

- расположить подчиненных к себе, повышать и поддерживать в их глазах свой авторитет.
3. Значение, функции и эффективность управленческого делового общения
Особое значение деловое общение имеет для людей, занятых бизнесом. Во многом от того, насколько они владеют наукой и искусством общения, зависит успех их деятельности.


Предмет изучения общения руководителя с подчиненным является многосторонним и неоднозначным. В процессе взаимодействия субъект и объект управления выполняют сотни различных функций, которые в свою очередь подразделяются на интегральные (охватывающие деятельность организации в целом) и локальные (осуществляющие непосредственно конкретное общение).

На интегральном уровне общение обеспечивает жизнедеятельность организации в целом. Здесь можно выделить следующие функции:

1. Регулятивная функция. В процессе общения осуществляется непо­средственное или опосредованное воздействие на объект управления. Эта функция позволяет организовывать совместные действия, планировать, со­гласовывать, координировать и оптимизировать взаимодействие различных объектов управления. От осуществления именно этой функции зависит эф­фект управленческого общения.

2. Функция социального контроля. Способы решения задач, стоящих перед организацией, принципы и формы работы имеют выраженный норма­тивный характер. Их регламентация в распоряжениях, указаниях, в группо­вых и социальных нормах обеспечивает целостность и организованность уч­реждения, согласованность совместных действий исполнителей. Поддержа­ние необходимой согласованности и организованности осуществляется бла­годаря функции социального контроля.

3. Функция социализации. Эта функция является одной из важных в ра­боте руководителя. Включаясь в совместную деятельность и общение, моло­дые сотрудники не только осваивают коммуникативные умения и навыки, но и учатся быстро ориентироваться в собеседнике, ситуации общения и взаи­модействия, слушать и говорить, что также очень важно как в плане межлич­ностной адаптации, так и для осуществления непосредственной профессио­нальной деятельности. Важное значение имеет приобретаемое при этом уме­ние действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересован­ное и терпимое отношение к другим сотрудникам.

4. Социально-педагогическая функция. В процессе общения осуществ­ляется обучение, воспитание и развитие личности сотрудника, передается практический опыт. Вследствие систематических контактов в ходе совмест­ной деятельности, участники общения приобретают самые различные знания о себе самих, о партнерах, о способах наиболее рационального решения по­ставленных перед ними задач. Овладение необходимыми практическими умениями и навыками, возможная компенсация недостающих знаний у от­дельных сотрудников также обеспечивается социально-педагогической функцией.



На локальном уровне рассматриваются функции, реализуемые в про­цессе конкретного взаимодействия и обеспечивающие достижение опреде­ленных целей в акте общения.

1. Контактная. Ее цель - установление контакта как состояния обоюд­ной готовности руководителя и подчиненного к приему и передаче сообще­ния и поддержания взаимосвязи в форме взаимной ориентированности.

2. Информационная. Ее цель - обмен сообщениями, т.е. прием и пере­дача каких-либо сведений в ответ на запрос. В управлении - это, прежде всего доведение исполнителю управленческого решения (приказы, поручения, за­дания), получение информации о ходе и результатах исполнения этого реше­ния, а также обмен мнениями, замыслами и т.д.

3. Побудительная. Это осуществление стимуляции активности объекта
управления, направление его на выполнение тех или иных действий.

4. Координационная. Цель данной функции - взаимное ориентирование и согласование действий различных исполнителей при организации их со­вместной деятельности.

5. Функция понимания, т.е. не только адекватное восприятие и понима­ние смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намере­ний, установок, переживаний, состояний и т.д.).

6. Амотивная функция, цель которой возбуждение в партнере нужных
эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с их
помощью собственных переживаний и состояний.

7. Функция установления отношений, которая преследует цель осозна­ния и фиксирования своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей организации, в которой предстоит действо­вать сотруднику.

8. Функция оказания влияния, цель которой - изменение состояния лю­дей, их поведения, намерений, установок, а также мнений, решений, пред­ставлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Знание интегральных функций общения в управленческой деятельно­сти дает возможность выявить причины отклонений и нарушений этого про­цесса, несовершенство структуры управления. Ориентация в локальных функциях, выполняемых общением в ситуациях непосредственного взаимо­действия руководителя и подчиненного, помогает выявить причины возни­кающих трудностей при реализации конкретной задачи управленческого об­щения.

Разработка теоретических основ управленческого общения имеет своей
целью повышение его эффективности. Эффективность управленческого общения нельзя рассматривать в от­рыве от управленческой деятельности в целом. Коммуникация является ус­ловием и элементом управленческой деятельности, поэтому эффективным следует считать такое управленческое общение, которое обеспечивает дос­тижение целей управленческой деятельности посредством оперативной пе­редачи необходимой информации, оптимального психологического воздей­ствия, взаимопонимания между объектом и субъектом управления и их оп­тимального взаимодействия.


В заключение необходимо отметить, что роль и значение делового об­щения в управленческой деятельности сложно переоценить. Сфера делового общения поистине всеобъ­емлюща, так как предполагает возможность контактов на уровне коммуника­ции между самыми разными отраслями и сферами производства.

Руководитель большую часть времени тратит на коммуникации и об­щение с партнерами, коллегами, поэтому особое значение должно уделяться созданию адекватной корпоративной культуры с высоким контекстом управ­ления. От качества делового общения зависят взаимопонимание, согласован­ность действий и четкость приоритетов у людей, занятых общим делом. Умения профессионального делового общения составляют существенную часть профессиональной компетентности специалиста в любой сфере дея­тельности.

Именно деловое общение, преследующее цель не только взаимо­обмена профессионально значимой информацией, но и осуществляемое с це­лью ведения бизнеса в конкретной деятельностной сфере партнерами, тре­бует от участников коммуникации владения особого рода компетенцией, ко­торую квалифицировать как профессионально-деловую коммуникативную компетенцию, формированию которой надо уделять особое внимание.

В результате в современных условиях социального и экономического развития об­щества, когда широко развертывается предпринимательская деятельность, в которой рождаются самые разнообразные формы делового контакта, боль­шое значение начинает приобретать изуче­ние феномена делового общения.

Заключение
Деловое общение – это до 80% рабочего времени руководителей всех уровней. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, и без него не может обходиться ни управление, ни политика, ни образование, ни бизнес.

Деловое общение – это процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания управленческой проблемы. Это двухсторонний поток информации, когда одна сторона и получает информацию, и отвечает, реагирует на нее незамедлительно или по прошествии некоторого отрезка времени.

Следовательно, плодотворно может работать лишь тот руководитель, который умеет организовывать эффективное деловое общение. Решение этой задачи невозможно без знания психологических основ коммуникации и этики делового общения.

Деловое управленческое общение является одной из фундаментальных категорий в деятельности менеджеров, управленцев всех рангов и уровней.


Главным условием эффективности делового общения является осознание руководителем того, что возможность реализации целей деятельности предприятия, фирмы, организации возрастает, если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Учет особенностей обратной связи, использование психологических знаний для преодоления коммуникативных барьеров, а также правильный выбор типа коммуникативного воздействия существенно сократят затраты времени как руководителя, так и подчиненного.

В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений, роста конкуренции, перед любым предприятием стоят задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим на многих предприятиях назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которое не только соответствовали каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем, они должны служит надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступать так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этические правильный выбор и принять индивидуально решение, часто дело совсем не простое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решения, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.