Файл: Э. Я. Степаненкова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 563

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рукой, отведенной в сторону — назад. Ребенка обучают обоим спо­собам, и в процессе игры он пользуется любым из них.

Для игры дети делятся на два звена по три человека в каждом; в начале игры биты лежат у линии кона, там же находятся и играю­щие; из городков на площадках выкладываются фигуры поочеред­но. Когда выбита одна фигура, можно выкладывать следующую. С линии кона выбивается один городок, затем играющие переходят на линию полукона, откуда выбивают остальные городки и фигу­ры. Выигрывает то звено, которое раньше выбьет пять фигур. При этом принимается во внимание правильность позы, сильный удар (удар по желанию либо от плеча, либо наотмашь). Городки и биты можно приносить только с внешней стороны площадки, чтобы не попасть под удар другого звена.

Занятия проводятся с группой детей и индивидуально.

Кегли (нем. Kegel) — спортивная игра, цель которой сбить мень­шим количеством шаров, пускаемых руками, большее число фи­гур-кеглей, установленных на площадке в определенном порядке.

В дошкольном учреждении в постоянном распоряжении детей должны быть кегли, городки, крокет, серсо, бадминтон.

Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют осо­бой подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду необходимо применять только те игры, которые да­дут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячом. В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, ме­тания. Наблюдения и проведенные исследования позволили сде­лать вывод, что игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития. Врачебно-педаго-гический контроль показывает, что при быстрых движениях с мя­чом интенсивнее протекают все физиологические процессы. Осо­бенно большое внимание игры с мячом оказывают на воспитание быстроты реакции, ловкость, подвижность и т.п.

Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует по­степенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно на­чинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, малый теннис.

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение подвижной игры.

  2. В чем состоит специфика подвижной игры?

  3. Охарактеризуйте подвижную игру как средство гармоничного разви­тия ребенка.

246

| 4. Какова роль подвижной игры в физическом воспитании ребенка?

  1. Кто явился основоположником теории и методики подвижных игр?

  2. Какая классификация подвижных игр принята в теории и методике физического воспитания?

  3. Особенности использования вариантов подвижных игр.

  4. Назовите имена ученых, участвовавших в разработке методики про­ведения подвижных игр.

9. Как следует проводить подвижные игры в разных возрастных груп­
пах?

  1. Каково воспитательное значение русских народных подвижных игр?

  2. Как проявляется взаимодействие психики и мышечной деятельно­сти в свете учения И.М.Сеченова и И.П.Павлова?

  3. Перечислите основные спортивные игры для детей дошкольного возраста.

1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   30

Глава 7

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Формы организации физического воспитания — это воспита­тельно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность.

Использование разнообразных форм двигательной деятельно­сти создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ре­бенка.

К формам организации двигательной деятельности ребенка от­носятся:

  1. физкультурные занятия;

  1. физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утрен­няя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, за­каливающие мероприятия;

  1. самостоятельная двигательная деятельность детей;

  1. активный отдых: туристские прогулки, физкультурный до­суг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы;

  1. задания на дом.

Все формы способствуют комплексному решению задач физи­ческого воспитания. Однако каждая из форм решает свои специ­альные задачи и имеет свою специфику.

2.7.1. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ1

Физкультурные занятия — основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.

Эта форма работы является ведущей для формирования пра­вильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию раз­носторонних способностей детей. Обучающие физкультурные за­нятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить со­знательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям,

'Параграф написан Н.В.Полтавцевой. 262

1 связанным с овладением двигательными действиями и их исполь­зованием. Без обобщения невозможен перенос правильного вы­полнения в другие ситуации.

Занятия физкультурой позволяют научить дошкольников само­стоятельно создавать условия для двигательной деятельности, под­водить к самостоятельному выполнению сложных двигательных дей­ствий, формировать и развивать навыки самоорганизации в ис-

Iпользовании различных движений и воспитать интерес и стремле­ние к активным действиям, тем самым обеспечивая базу для инте­ресной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удов­летворения потребности растущего организма в движениях.

Физкультурные занятия способствуют формированию у до­школьников навыков учебной деятельности. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выпол­нения физических упражнений. Развивают у детей оценочные суж­дения: достижение хороших результатов на виду у всех детей все­ляет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осоз­нание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость — это двойная радость.

Успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физ­культурных занятий. Обеспечение высокой двигательной активно­сти детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все орга­ны и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физи­ческом развитии и укреплении здоровья.

Специально организованные физкультурные занятия со всей группой обеспечивают прохождение и освоение программного ма­териала в определенной последовательности; позволяют, по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия. Обу­чение проводится систематически. Занятия строятся по определен­ному плану и поэтому позволяют дозировать физиологическую на­грузку, постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма. Подготовка организма к вы­полнению сложных движений позволяет предупредить травматизм при их выполнении.

Дети приучаются слушать указания воспитателя, выполнять дви­жения одновременно всей группой, организуясь различными спо­собами, что формирует у них активность, воспитывает сознатель­ное отношение к проводимым упражнениям, умение выслуши­вать до конца и действовать в соответствии с заданным планом I или творчески выполнять предложенные задания.

263

На физкультурных занятиях дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой группы движений, руко­водствуясь которыми ребенок способен действовать самостоятель­но и усваивать доступные закономерности выполнения разучивае­мых движений.

Физкультурные занятия были введены в дошкольные учрежде­ния в 50-е годы XX в. Первоначально занятия с использованием физических упражнений получили название занятия гимнастикой и подвижными играми (Е. Г. Леви-Гориневская, Н. И. Кильпио). Это название определяло содержание двигательных действий, которые включались в занятия, оно ограничивалось подвижными играми и использованием физических упражнений, входящих в основную гимнастику (основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения).

В дальнейшем, благодаря исследованиям ряда ученых, круг физических упражнений для дошкольников расширился. Была до­казана целесообразность и полезность включения в работу с деть­ми спортивных видов физических упражнений: плавания, обуче­ния ходьбе на лыжах, катания на коньках; предусматривалось вклю­чение в обучение элементов спортивных игр: баскетбола, тенни­са, бадминтона и т.д. Это содержание было значительно ширю на­звания занятия по обучению движениями, оно стало именоваться занятием физическими упражнениями.

В 70-е годы XX столетия исследования А. В. Кенеман и Г. П.Лес­ковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим уп­ражнениям важно давать детям знания о технике выполнения дви­жений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осу­ществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию прин­ципа осознанности в обучении. Тем самым был поставлен вопрос не только о формировании двигательных навыков, но и о приоб­щении дошкольников к физической культуре общества. В связи с этим данные занятия получили название физкультурных, преду­сматривающих передачу дошкольникам общественно-историчес­кого опыта, культуры выполнения движений, выработанной че­ловечеством.

Схема построения физкультурного занятия и ее обоснование

С самого начала в разработке схемы построения физкультур­ного занятия были выделены существенные различия в располо­жении материала на занятиях с использованием физических уп­ражнений в сравнении с занятиями по другим областям знании-Например, если на занятиях по математике, развитию речи и ДР-

264

Вамый сложный материал для усвоения предлагается в самом на­вале, пока внимание ребенка, его сосредоточенность находятся ;■ на высоком уровне, то на физкультурных занятиях самые слож­ные движения включаются ближе к середине, когда разогреты ь различные мышечные группы, постепенно подведены кувеличе-1нию физиологической нагрузки сердечно-сосудистая и дыхатель­ная системы, т.е. основным принципом расположения физичес-I ких упражнений на физкультурных занятиях является учет рабо-: тоспособности человеческого организма, предупреждение трав­матизма.

Этот принцип был положен в основу структуры занятий гим­настикой и подвижными играми, разработанной Е.Г.Леви-Гори-невской. Она предлагала выделить три части: вводную, основную, заключительную. В методических разработках для воспитателей и в практике работы детского сада утвердилась эта трехчастная струк­тура. В вводной части необходимо было заинтересовать детей, со­средоточить их внимание и дать первоначальную нагрузку. В основ­ную часть включались общеразвивающие упражнения (для того чтобы разогреть различные мышечные группы), основные движе­ния и подвижная игра. Заключительная часть преследовала сниже­ние физиологической нагрузки для перехода к спокойной деятель­ности. В этой структуре не устанавливалась взаимосвязь подбора физических упражнений в разных частях занятия. Каждая вклю­ченная группа физических упражнений решала свои задачи. Так, общеразвивающие упражнения должны были подбираться для всех мышечных групп, чтобы обеспечить их пропорциональное разви­тие и разогреть, подготовить организм для выполнения более слож­ных основных движений, но при этом не учитывалось сочетание общеразвивающих упражнений и основных движений.

Однако в 70-х годах Д.В.Хухлаева предлагает в структуре физ­культурных занятий выделять 4 части: вводную, подготовитель­ную, основную, заключительную, т.е. строить занятие в детском саду по типу урока в школе.

В настоящее время авторы учебников и методических пособий предлагают разные схемы построения занятия, рассмотрим неко­торые из них.

В учебнике А. В. Кенеман предлагается трехчастная структура за­нятия, состоящая из вводно-подготовительной части, основной и заключительной. Она объединяет первые две части физкультурно­го занятия предложенной Д.В.Хухлаевой структуры. Изменение в структуре связано с тем, что готовить к усвоению техники выпол­нения основных движений можно не только через общеразвиваю­щие упражнения. Оживить мышечные ощущения, необходимые для овладения новыми движениями, можно и через упражнения, вклю-

265


ченные в вводную часть занятия. Так, для обучения правильному толчку и нахождению места для отталкивания в прыжках в высоту с разбега можно использовать упражнение «Ударь в бубен» или прыжки на одной ноге и т.д.

Выделение подготовительной части, включающей общеразви-вающие упражнения, связано с тем, что соответствующий подбор этой группы упражнений может обеспечить более успешное вы­полнение основных движений, т.е. выполнять подводящую функ­цию при обучении. Так, при обучении детей младшего дошколь­ного возраста мягкому приземлению на полусогнутые ноги в прыж­ках целесообразно в комплекс общеразвивающих упражнений вклю­чить «пружинки», которые оживят мышечные ощущения, состав­ляющие основу мягкого приземления, или для усвоения техники подлезания в общеразвивающие упражнения включить выгибание и прогибание спины. Несомненно, подводящая функция общераз­вивающих упражнений окажет положительное влияние на овладе­ние правильным выполнением основных движений. Таким обра­зом, целенаправленный подбор упражнений для усвоения слож­ных движений может осуществляться в любой части занятия до выполнения ведущего движения.

Однако и эта структура не могла быть принята безоговорочно. Общеразвивающие упражнения могут выполнять функцию подво­дящих упражнений при условии их правильного выполнения. Если взять детей школьного возраста, то они большинство общеразви­вающих упражнений могут выполнить с ходу. Дошкольники же дол­жны сначала усвоить точность структуры самих общеразвивающих упражнений, прежде чем они смогут выполнять роль подводящих упражнений. А в связи с тем, что через общеразвивающие упраж­нения ребенок усваивает такие качества движения, то выводить их из основной части нецелесообразно, они сами нередко выступают как ядро для усвоения материала занятия. Поэтому, например, в пособии Т. И. Осокиной физкультурное занятие является трехчаст-ным, состоящим из вводной, основной (общеразвивающие уп­ражнения, основные движения и подвижная игра) и заключи­тельной части.

Рассмотрим задачи и содержание каждой части занятия. В ввод­ной, как и в других частях занятия, решаются прежде всего обра­зовательные задачи:

  1. разучивание строевых упражнений;

  2. освоение разных способов ходьбы и бега;

  3. закрепление выполнения простых усвоенных движений (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах);

  4. использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие;

266

  1. развитие быстроты реакции и активизация внимания де­тей;

  1. развитие динамической ориентировки в пространстве;

  1. вовлечение различных органов и систем в постоянно увели­чивающуюся физиологическую нагрузку;

  1. разминка стопы и предупреждение плоскостопия.

В основной части с помощью общеразвивающих упражнений ■решаются уже другие задачи:

  1. педагог должен обеспечить формирование правильной осан-[ки;

  2. содействовать подготовке организма ребенка к нагрузке, для Ьтого с помощью определенных упражнений разогреть различные Ьасти тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший i результат в выполнении движения;

  3. применять подводящие упражнения для создания условий I успешного овладения разучиваемых движений.

Основные движения включаются для первоначального разучи­вания, закрепления, совершенствования и обеспечения достаточ-мой физиологической нагрузки, для развития определенных фи­зических качеств.

В заключительной части предусматривается переход от интен­сивной деятельности к спокойной, снижение физиологической иагрузки, с тем чтобы в течение 2—4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние. Это достигается включени­ем малоподвижных игр и ходьбы в разном темпе.

Продолжительность всех занятий в младшей группе составляет ■5—20 мин, в средней — 20—25 мин, в старшей — 25—30 мин, в | подготовительной — до 35 мин.

Типы физкультурных занятий характеризуются большим раз­нообразием. Можно выделить занятия по содержанию: гимнастика |и подвижные игры, обучение спортивным упражнениям и эле­ментам спортивных игр, развитие ориентирования; занятия-похо-: ды (элементарный туризм).

Различаются физкультурные занятия по использованию мето­дов работы; большое место в детских садах занимают занятия сме-> шанного типа (когда на одном занятии происходит разучивание Вцних упражнений, закрепление и совершенствование других), при­меняются игровой и сюжетный типы занятий.

Занятие может также предусматривать только закрепление и Совершенствование движений. Используется и контрольный тип, Когда педагог определяет уровень усвоения материала за квартал, Юолугодие, год. При этом структура физкультурных занятий не Меняется, они отличаются задачами содержания, подбором уп­ражнений и формой проведения.

267


Методика проведения физкультурных занятий

Подбор физических упражнений на занятии

Быстрота усвоения физических упражнений зависит от строго­го соблюдения принципа их последовательности. Основой успеш­ного обучения является правильно составленная педагогом про­грамма, в которой каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения, базируется на научно обосно­ванном расположении материала, представляет стройную систему планирования.

На физкультурных занятиях для выполнения предлагаются раз­нообразные движения, это позволяет обеспечить всестороннее физическое развитие детей, поддерживать высокую работоспособ­ность детского организма и сохранить интерес к двигательной де­ятельности, вызывая достаточную для усвоения активность зани­мающихся.

Подбор физических упражнений, по данным Ю.Ю.Рауцкиса, должен основываться на трех основных принципах. Прежде всего необходимо учитывать функциональный принцип под­бора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления. Все другие движения на данном занятии могут находиться на стадии закрепления и совершенствования.

Другой принцип подбора — анатомический. Согласно ему не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы, но и основные движения должны сочетаться по преимущественному воздействию на разные части тела. К движениям, оказывающим преимущественную нагрузку на мышцы ног, относятся ходьба, бег, прыжки, упражнения на раз­витие функции равновесия. К основным движениям, дающим пре­имущественную нагрузку на руки, относятся метание и его разно­видности, ползание с подтягиванием на руках. Преимущественно на мышцы туловища и рук воздействуют все виды ползания и ла­зания, подлезания и их разновидности.

Целесообразное сочетание физических упражнений будет до­стигнуто в том случае, если педагог одновременно использует дви­жения, входящие в одну группу. Это объясняется тем, что для пра­вильного выполнения сложных двигательных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работавших мышечных групп, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Вместе с тем будет происходить одностороннее физическое развитие. Совсем иное дело,

268

ели упражнения будут воздействовать преимущественно на раз­ные части тела. Смена движений обеспечивает нагрузку и отдых для различных мышечных групп. Это позволит достигать хорошего качества всех выполняемых движений, предупреждать травматизм, обеспечивать высокую работоспособность на протяжении всего за­нятия и содействовать разностороннему физическому развитию де­тей. Анатомический принцип подбора осуществляется по отноше-

I нию к ведущему основному движению.

Третий принцип подбора — физиологический, т.е. учет меры воздействия на органы и системы. Одни физические упраж­нения при выполнении дают высокую физическую нагрузку (бег, прыжки, лазание), другие — относятся к движениям средней ин­тенсивности (метание, подлезание, пролезание, часть упражне­ний в равновесии), третьи — упражнения низкой интенсивности (ходьба, большинство упражнений в равновесии, действия с мя-
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   30