Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 2
1.2 Юридическое значение страхового стажа
В настоящее время страховой стаж играет все большую роль в праве социального обеспечении. Один из основных юридических фактов, с каким законодатель объединяет возникновение большого числа правоотношений в сфере социального обеспечения, является страховой стаж. Его наличие значительно воздействует на объем прав нетрудоспособных и трудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.
Юридическое значение страхового стажа в том, что он определяет право на пенсию – как по достижении определенного возраста, так и досрочно.
Страховой стаж имеет две разновидности: для целей пенсионного обеспечения и для назначения пособия по временной нетрудоспособности. В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
С наличием стажа определенной продолжительности связывается не только возникновение права на различные виды социального обеспечения (денежные и натуральные), гарантии и компенсации в сфере труда, право российских граждан на получение определенных видов социального обеспечения напрямую зависит от их участия в полезной для общества деятельности, уплаты ЕСН и страховых взносов. Они предусмотрены в расчетах исчисления продолжительности страхового стажа.
Законодательство Российской Федерации о страховом стаже является частью законодательства о пенсионной системе (пенсионного законодательства) и одновременно – частью законодательства о социальном обеспечении пособиями. На правовое регулирование института страхового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов (международных договоров и соглашений, многочисленных законов и подзаконных нормативных актов Российской Федерации).
Основными нормативно-правовыми актами, определяющим понятие страхового стажа, порядок его исчисления и подтверждения, являются Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях», Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» [15], Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 февраля 2007 г. N 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» [18].
Согласно Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховых пенсий по старости будет зависеть от:
- Размера заработной платы застрахованного лица;
- Длительности страхового стажа застрахованного лица;
- Периода обращения за назначением страховой пенсии застрахованного лица.
При этом для получения страховых пенсий Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» прописаны три обязательных условия, реализация которых возможна только в совокупности:
- Достижение пенсионного возраста – 50 лет и 65 лет для женщин и мужчин соответственно (либо по достижении условий, прописанных законом);
- Наличие минимального страхового стажа (к 2024 году - 15 лет);
- Наличие минимального количества пенсионных баллов (к 2025 – не менее 30 баллов) [31, с. 104-107].
На современной стадии пенсионной реформы роль страхового стажа имеет значение для употребления трудового стажа как юридического факта. Трудовой стаж как составную часть страхового стажа объединяют с установленными возрастными категориями граждан, надлежащими разновидностями работ для определения пенсии по старости и социальном статусом в системе государственной службы – выслуга лет. Это имеет отношение к женщинам и мужчинам 1962/1966 г.р. и старше, для которых определение трудового стажа непосредственно лежит в основе расчета пенсий. В тоже время в законодательстве нет определения понятия «выслуга лет», но отметим, что в законодательстве есть определение стажа службы, поэтому через него можно дать определение выслуги лет. Так в ст. 38 ФЗ № 141-ФЗ от 23.05.16 происходит отожествление понятие стаж службы и выслуга лет [36, с. 25-36].
Так как трудовой стаж является одним из юридических фактов, с которыми законодатель связывает возникновение правоотношений в сфере социального обеспечения. Именно он влияет на наличие прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения, но также стоит отметить, что страховой стаж на сегодняшний день понятие более широкое, чем трудовой стаж, а соответственно, имеет большее значение [32, с. 67-68].
Таким образом, страховой стаж относится к юридическим фактам – действиям в течение установленного законом периода времени (длящимся действиям), имеет волевой характер и проявляется в двух измерениях: количественном и качественном. Количественное измерение отражает общую продолжительность страховой деятельности, в течение которой уплачивались страховые взносы либо осуществлялась деятельность, засчитываемая в страховой стаж, а качественное определяет работу в особых условиях труда (вредных, тяжелых), в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
1.3 Проблемы исчисления страхового стажа: правовые, административные
Порядок исчисления страхового стажа содержит в себе несколько проблем как правовых, так и административных. До сих пор отдельно выделяются страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и отдельно производиться расчет трудового стажа для учета пенсионных начислений. Как мы разобрали раньше, то все эти виды определяются как страховые и проблема в их применении на уровне законов. Так правила и порядок подсчета страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определены в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 [14].
Однако же исчисление страхового стажа для установления страховой пенсии устанавливается статьей 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 28.01.2020) «О страховых пенсиях».
При этом порядок определения страхового стажа для установления страховой пенсии содержит отсылочные нормы. В пункте 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 28.01.2020) «О страховых пенсиях» сказано, что «при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа». Такие правила устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» [16]. Так, к примеру, порядок расчета общего стажа нигде не установлен, определение «общий трудовой стаж» в законодательстве отсутствует. До 1 января 2002 года под общим трудовым стажем понималась (п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ [2] (далее – Закон № 173-ФЗ)) суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включая службу в Вооруженных Силах РФ, учитываемая в календарном порядке, в которую включались периоды, указанные в пунктах 3 либо 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.
Также при подсчете продолжительности общего стажа работодатель мог либо воспользоваться сведениями из трудовой книжки и в строке «Общий стаж» указать весь стаж (с учетом службы в вооруженных силах, если таковые периоды были), либо указать стаж для назначения пенсии, в который включаются периоды, установленные главой III Закона № 173-ФЗ (в том числе периоды военной службы, а также периоды получения пособия по безработице, периоды участия в оплачиваемых общественных работах и периоды переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства).
Периоды прохождения обучения, не совпадающие с вышеуказанным временем, в любом случае в общий стаж не включают. Но ранее практика складывалась иначе. Если продолжительность страхового стажа застрахованного лица, исчисленного в соответствии с Законом № 255-ФЗ за период до 1 января 2007 года, оказывается меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа, применявшегося ранее при назначении пособий по временной нетрудоспособности, за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица (ч. 2 ст. 17 Закона № 255-ФЗ). Непрерывный стаж определяют в соответствии с утратившими в настоящее время силу Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию (утв. пост. Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252).
В соответствии с ними в непрерывный трудовой стаж помимо работы в качестве рабочего или служащего засчитывалось (подп. «а», «в» п. 8 Правил № 252) время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования, если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу не превысил трех месяцев.
Не прерывало трудовой стаж, но не засчитывалось в него (подп. «а» п. 9 Правил № 252) время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении (в том числе на подготовительном отделении) либо пребывания в аспирантуре или клинической ординатуре [30, с. 123-129].
Таким образом мы видим, что при общем понятии страхового стажа порядок его исчисления разный, что приводит к определённым правовым проблемам. Страховой стаж сам по себе относится к числу юридических фактов, требующих специального оформления, и порождает юридические последствия только при его подтверждении данными индивидуального (персонифицированного) пенсионного учета. До регистрации гражданина в качестве застрахованного при подсчете страхового стажа устанавливаемый период работы подтверждается документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными и муниципальными органами (трудовая книжка, трудовой, гражданско-правовой, авторский, лицензионный договоры и др.), период работы на территории.
Страховой стаж в определённых периода может устанавливаться на основании свидетельских показаний, но не всех. К уплате страховых взносов приравнивается уплата единого социального налога и единого налога при применении ЕНВД (единого налога на вмененный доход).
Наличие страхового стажа для назначения пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, также должно быть подтверждено документами. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, является трудовая книжка установленного образца (при ее отсутствии, а также в случае, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы – письменные трудовые договоры; справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; выписки из приказов; лицевые счета; ведомости на выдачу заработной платы). Что же касается «иной деятельности», которая входит в страховой стаж, то, что работник должен подтверждать эти периоды документами, удостоверяющими внесение платежей на социальное страхование [16].
В заключение хочется отметить, что страховой стаж как важнейший компонент фактического состава, с которым связано возникновение правоотношений по социальному обеспечению, прочно занял свое место в ряду юридически значимых обстоятельств. Тенденции развития законодательства о социальном обеспечении показывают, что роль страхового стажа остается значимой и будет впредь оказывать влияние на уровень социального обеспечения граждан.
2. Методика исчисления страхового стажа в РФ
2.1 Методы и алгоритмы исчисления страхового стажа
Порядок подсчета страхового стажа регламентируется Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» [13] и Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (ред. от 14.01.2020) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» [14].
Как мы выяснили ранее что расчет страхового стража для страховой пенсии по старости и для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют много общего, а именно периоды работы, порядок их подтверждения. Однако они отличается порядком расчета.
Для начала рассмотрим алгоритм расчета страхового стажа для страховой пенсии. Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» [6] максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.