Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение |
«Средняя общеобразовательная школа №10» |
Автор: Колганова Наталья Александровна
учитель математики
Г. Байкальск, 2023
Содержание
1.Введение………………………………………………………………3
2.Духовно-нравственное воспитание школьников на основе преподавания ОРКСЭ в МОУ «Бужаровская СОШ»…………………………………………………..4-5
3. Совместная деятельность школы и Церкви……………………………...6
4. Заключение…………………………………………………………………...17
5. Список литературы и источников информации………………………...…18
6. Приложения.
ВВЕДЕНИЕ.
В нашей школе курс «Основы светской этики» изучается как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики в 4 классе (1ч в неделю, 34 ч). В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг с другом, уважение других людей, милосердие. В основе изучения предмета ОРКСЭ у обучающихся появится возможность осознать себя гражданами Российской Федерации, живущими в мире культурного разнообразия. Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, природе, обществу, России и другим народам, к их истории и культуре, духовным традициям. Именно поэтому, в настоящее время тема духовно-нравственного воспитания очень актуальна. Наше правительство уделяет огромное внимание институту семьи и воспитанию подрастающего поколения. Перед современной школой ставятся задачи обеспечить подрастающее поколение не только определёнными знаниями, сформировать определённые компетенции, но и воспитать всесторонне развитую личность, воспитать «Человека». И центральные позиции в системе школьного воспитания занимает именно духовно-нравственное воспитание. Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций народов России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Актуальность методической разработки.
Тема дружбы и толерантности, всегда сложны для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с другом. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.
Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Россия - наша Родина».
Класс: 4
Предмет: Основы православной культуры УМК «Школа России» А.В. Кураев. Модуль «Основы религиозных культур и светской этики»
Тема урока: «Россия наша – Родина» - 1 час
Тип урока: объяснение нового материала
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.
Цель: Знакомство с главной ценностью человека- Родиной, с ценностями, традициями людей и для чего они существуют.
Задачи:
1. формировать представление о государственной символике, необъятности и красоте просторов Родины;
2.Приобщить к традициям русского народа;
3. Воспитывать у обучающихся чувства любви и гордости за свою Родину.
Планируемый результат:
Предметны УДД:. Формировать уважительное отношение к культуре родной страны. Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Личностные УУД: Расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей.
Регулятивные УУД: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные УУД – Познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном..
Коммуникативные УУД
– формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.
Ход урока:
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Самоопределение к деятельности | Чтение учителем стихотворения В.Степанова «Что мы родиной зовем. После прочтения стихотворения детям задаются следующие вопросы: Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Откуда же берет начало слово «Родина» | Дети внимательно слушают стихотворение. Дети отвечают на заданный вопрос. Учащиеся размышляют над ответом на вопрос. |
2 | Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. | Сегодня мы начинаем изучение нового предмета, и мне хотелось бы, чтобы изучение его мы начали со знакомства с учебником. Посмотрите учебник, какой он красочный и яркий. Прочитайте оглавление учебника, какие темы мы будем изучать? Найдите первую тему. Как она звучит? Какую цель вы перед собой ставите. | Россия- наша Родина. Узнать, что такое Родина и Отчизна. |
3 | Работа над новым материалом | 1.Работа с понятием «родина» Как вы понимаете, что такое РОДИНА? С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина? Послушайте, пожалуйста, что такое родина для К.Ушинского: «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». А теперь предлагаю обратиться к словарям. Что же там говорится об этом слове? (Работа в группах. У каждой группы свой словарь) Посмотрим, какие же толкования вы нашли и с какими вашими понятиями схоже найденное значение. (Выступления представителей групп и дополнения желающих) Давайте сформулируем единое понятие, что же такое Родина, и запишем в тетрадь. 2.Отличия России от других государств. Чем же наше государство отличается от других? Государственные символы. Работа с основными гос. символами нашей страны. Какие символы России вы еще знаете? (Обсуждение в группах и объяснение) Почему эти предметы стали символами? Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать текст стр.4-5 | — Родина – это страна, в которой мы родились и живем. — Наша Родина – это леса, поля, моря и реки. — Это земля, на которой жили, трудились наши предки. — Земля, которую наши предки защищали от врагов. — Родина – это наш край, город, поселок. — Родина – это место, где живут близкие и дорогие — нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. — Это место, где стоит, наша школа. Дети внимательно слушают. Учащиеся в группах работают со словарем и находят определение. Учащиеся называют особенности. Гимн, герб, флаг, валенки, сарафан, каравай, береза, матрешка. Высказывания учащихся. |
4 | Рефлексия | Детям предлагается текст, после прочтения которого, нужно найти в нём главную мысль. «В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди» | Работа учащихся в парах. |
| | | |
5 | Подведение итогов. | Что вам сегодня понравилось, что вы узнали? Чем богата наша страна? В заключение урока дети совместно изготовили ромашку, на лепестках которых дети писали о своей родине, продолжая начало фразы: «Родина – это…» | Россия - наша Родина – многонациональная страна. У каждого народа свой язык, своя вера, свои традиции. Мы должны знать, понимать и помогать друг другу. Мы – одна большая семья. Чтобы поддерживать и заботится друг о друге, люди должны относиться друг к другу нравственно. красота природы, люди |
6 | Домашнее задание. | Подготовить рассказ о выдающихся людях нашей страны. | |
Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Культура и религия».
Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.
Задачи урока:
Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни
Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в тетради (тетрадь-словарь), работа в рабочих тетрадях.
Ход урока.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
1 | Самоопределение к деятельности | | | ||||||||
2 | Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. | - Какое имя носит наша замечательная страна? - Как ещё уважительно мы называем Россию? - Прочитайте тему сегодняшнего урока (КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ) - С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся? - Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока? | Отчизна, Отечество, родина - культура - религия Что такое культура? Что такое религия?) | ||||||||
3 | Работа над новым материалом | Начнём работу с небольшой таблицы. Работать попрошу в парах.
Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум ,когда слышите слова «культура» и «религия»? - Кто желает прочитать свои слова? Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке. Работа по учебнику. - Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац. - Как вы поняли, что такое культура? - Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура? Продолжим работать по учебнику. - Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос: - Что вас удивило при чтении этих абзацев? Дополнительный рассказ учителя о культуре. Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура Беседа по вопросам: Что нового вы узнали о слове спасибо? Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что? Кому и за что вы сами говорите «спасибо»? Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? | одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):
ответы детей Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва | ||||||||
4 | Рефлексия | Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило? - Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано. (Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время? Обсуждение. - Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь? | | ||||||||
5 | Подведение итогов. | Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями. Продолжите предложения: Культура – это… Религия - … | | ||||||||
6 | Домашнее задание. | Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание. Подобрать материал о любом храме или соборе нашего города. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Я уверена, что предмет Православная культура несёт в себе важнейшую воспитывающую функцию. В православном учении даны ответы на все, возникающие у детей вопросы по нашему мирозданию, поведению в обществе, семье, отношению с другом и врагом. Поэтому, можно сказать, что именно православная культура является тем самым нравственным идеалом, которого так не хватает современному обществу.
Понимая, что духовно-нравственное развитие ученика занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, я уверена, что моя работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться, принесёт свои плоды, а сотрудничая с другими педагогами нашей школы и храмом Преображения мы вместе добьёмся нужных результатов.
Список литературы и источников информации.
-
Нравственное воспитание: советское прошлое и современность Костькин Д.А.
https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-vospitanie-sovetskoe-proshloe-i-sovremennost/viewer
-
Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. Издание 4е. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. – 160с.
Приложение №1
Сотрудничество с храмом Преображения в с.Бужарово.
Встречи с настоятелем храма отцом Алексием.
Выставки детских работ в храме.