Файл: Средняя общеобразовательная школа 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Автор: Колганова Наталья Александровна
учитель математики

Г. Байкальск, 2023

Содержание

1.Введение………………………………………………………………3

2.Духовно-нравственное воспитание школьников на основе преподавания ОРКСЭ в МОУ «Бужаровская СОШ»…………………………………………………..4-5

3. Совместная деятельность школы и Церкви……………………………...6

4. Заключение…………………………………………………………………...17

5. Список литературы и источников информации………………………...…18

6. Приложения.

ВВЕДЕНИЕ.

В нашей школе курс «Основы светской этики» изучается как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики в 4 классе (1ч в неделю, 34 ч). В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг с другом, уважение других людей, милосердие. В основе изучения предмета ОРКСЭ у обучающихся появится возможность осознать себя гражданами Российской Федерации, живущими в мире культурного разнообразия. Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, природе, обществу, России и другим народам, к их истории и культуре, духовным традициям. Именно поэтому, в настоящее время тема духовно-нравственного воспитания очень актуальна. Наше правительство уделяет огромное внимание институту семьи и воспитанию подрастающего поколения. Перед современной школой ставятся задачи обеспечить подрастающее поколение не только определёнными знаниями, сформировать определённые компетенции, но и воспитать всесторонне развитую личность, воспитать «Человека». И центральные позиции в системе школьного воспитания занимает именно духовно-нравственное воспитание. Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций народов России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Актуальность методической разработки.

Тема дружбы и толерантности, всегда сложны для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с другом. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.

Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Россия - наша Родина».

Класс: 4

Предмет: Основы православной культуры УМК «Школа России» А.В. Кураев. Модуль «Основы религиозных культур и светской этики»

Тема урока: «Россия наша – Родина» - 1 час

Тип урока: объяснение нового материала

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.

Цель: Знакомство с главной ценностью человека- Родиной, с ценностями, традициями людей и для чего они существуют.
Задачи:
1. формировать представление о государственной символике, необъятности и красоте просторов Родины;

2.Приобщить к традициям русского народа;

3. Воспитывать у обучающихся чувства любви и гордости за свою Родину.

Планируемый результат:
Предметны УДД:. Формировать уважительное отношение к культуре родной страны. Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Личностные УУД: Расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей.

Регулятивные УУДконтролировать и объективно оценивать свои действия.

Познавательные УУД – Познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном..

Коммуникативные УУД

 – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Самоопределение к деятельности

Чтение учителем стихотворения В.Степанова «Что мы родиной зовем.
После прочтения стихотворения детям задаются следующие вопросы:
Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Откуда же берет начало слово «Родина»


Дети внимательно слушают стихотворение.


Дети отвечают на заданный вопрос.

Учащиеся размышляют над ответом на вопрос.

2

Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

Сегодня мы начинаем изучение нового предмета, и мне хотелось бы, чтобы изучение его мы начали со знакомства с учебником. Посмотрите учебник, какой он красочный и яркий. Прочитайте оглавление учебника, какие темы мы будем изучать?

Найдите первую тему. Как она звучит?

Какую цель вы перед собой ставите.


Россия- наша Родина.

Узнать, что такое Родина и Отчизна.

3

Работа над новым материалом

1.Работа с понятием «родина»

Как вы понимаете, что такое РОДИНА?

С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?

Послушайте, пожалуйста, что такое родина для К.Ушинского:

«Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
А теперь предлагаю обратиться к словарям. Что же там говорится об этом слове?
(Работа в группах. У каждой группы свой словарь)

Посмотрим, какие же толкования вы нашли и с какими вашими понятиями схоже найденное значение.

(Выступления представителей групп и дополнения желающих)

Давайте сформулируем единое понятие, что же такое Родина, и запишем в тетрадь.
2.Отличия России от других государств.

Чем же наше государство отличается от других?
Государственные символы.
Работа с основными гос. символами нашей страны.
Какие символы России вы еще знаете? (Обсуждение в группах и объяснение)

Почему эти предметы стали символами?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать текст стр.4-5


— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие
— нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит, наша школа.

Дети внимательно слушают.

Учащиеся в группах работают со словарем и находят определение.


Учащиеся называют особенности.

Гимн, герб, флаг, валенки, сарафан, каравай, береза, матрешка.

Высказывания учащихся.


4

Рефлексия

Детям предлагается текст, после прочтения которого, нужно найти в нём главную мысль.

«В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений.

Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди»


Работа учащихся в парах.













5

Подведение итогов.

Что вам сегодня понравилось, что вы узнали?

Чем богата наша страна?

В заключение урока дети совместно изготовили ромашку, на лепестках которых дети писали о своей родине, продолжая начало фразы: «Родина – это…»


Россия  - наша Родина – многонациональная страна. У каждого народа свой язык, своя вера, свои традиции. Мы должны знать, понимать и помогать друг другу. Мы – одна большая семья.  Чтобы поддерживать и заботится друг о друге, люди должны относиться друг к другу нравственно.

красота природы, люди


6

Домашнее задание.

Подготовить рассказ о выдающихся людях нашей страны.





Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Культура и религия».

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.

Задачи урока:

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»

Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в тетради (тетрадь-словарь), работа в рабочих тетрадях.

Ход урока.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Самоопределение к деятельности




2

Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

- Какое имя носит наша замечательная страна?

- Как ещё уважительно мы называем Россию?
- Прочитайте тему сегодняшнего урока (КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ)

- С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?

- Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?



Отчизна, Отечество, родина

- культура

- религия
Что такое культура? Что такое религия?)


3

Работа над новым материалом

Начнём работу с небольшой таблицы. Работать попрошу в парах.


культура

религия








Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум ,когда слышите слова «культура» и «религия»?

- Кто желает прочитать свои слова?
Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

Работа по учебнику.

- Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.

- Как вы поняли, что такое культура?

- Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?
Продолжим работать по учебнику.

- Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:

- Что вас удивило при чтении этих абзацев?

Дополнительный рассказ учителя о культуре.

Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура

Беседа по вопросам:

Что нового вы узнали о слове спасибо?

Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?


одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

Рождество или др.


ответы детей

Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва


4

Рефлексия

Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?

- Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано.

(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?

Обсуждение.

- Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь?





5

Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:

Культура – это… Религия - …





6

Домашнее задание.



Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание.

Подобрать материал о любом храме или соборе нашего города.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Я уверена, что предмет Православная культура несёт в себе важнейшую воспитывающую функцию. В православном учении даны ответы на все, возникающие у детей вопросы по нашему мирозданию, поведению в обществе, семье, отношению с другом и врагом. Поэтому, можно сказать, что именно православная культура является тем самым нравственным идеалом, которого так не хватает современному обществу.

Понимая, что духовно-нравственное развитие ученика занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, я уверена, что моя работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться, принесёт свои плоды, а сотрудничая с другими педагогами нашей школы и храмом Преображения мы вместе добьёмся нужных результатов.

Список литературы и источников информации.

  1. Нравственное воспитание: советское прошлое и современность Костькин Д.А.

https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-vospitanie-sovetskoe-proshloe-i-sovremennost/viewer

  1. Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. Издание 4е. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. – 160с.



Приложение №1

Сотрудничество с храмом Преображения в с.Бужарово.

Встречи с настоятелем храма отцом Алексием.





Выставки детских работ в храме.