Файл: Органы государственного управления (Сущность принципа разделения властей).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
2 Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства. Новосибирск: Наука, 2009. С.112.
3 Дубинина Е. С. Принцип разделения властей как основа построения системы органов государственной власти в Конституции РФ 1993 года // Основы экономики, управления и права. 2013. № 5. С.95.
государственной власти Российской Федерации1. Согласно Конституции РФ, прокуратура отнесена к судебной власти. Однако Верховный Суд РФ не относит органы прокуратуры к судебной власти. В качестве аргумента он отмечает, что в силу ст. 10 Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии с данным конституционным принципом суд не вправе выносить решения, обязывающие органы законодательной и исполнительной власти совершать либо не совершать какие-либо действия, запрещать или разрешать принимать какие-либо решения. Но Верховный Суд РФ считает, что нельзя включить прокуратуру в систему федеральных органов исполнительной власти2.
В науке конституционного права высказывается мнение о том, что прокуратура является правовым механизмом реализации полномочий Президента РФ3. В качестве аргументов сторонники этой точки зрения выдвигают конституционные положения, касающиеся правового статуса Президента РФ. Выделяя четвертую ветвь власть — «президентскую», исследователи относят прокуратуру именно к ней. Однако, российская прокуратура не является инструментом президентского контроля. Эту функцию Президент РФ реализует непосредственно через свою Администрацию, ряд органов исполнительной власти, подчиненных ему. Прокуратура же как единая федеральная централизованная система органов осуществляет функцию надзора от имени Российской Федерации, а не Президента РФ»4.
Принцип разделения властей, провозглашенный в Конституции РФ, нельзя считать качественно урегулированным, что в конечном итоге приводит к их
«дисбалансу и сосредоточению значительного объема власти в руках главы государства». В связи с этим существует необходимость в совершенствовании
1 Байкин И.М. Правовой анализ полномочий органов исполнительной ветви власти и прокуратуры // Российский юридический журнал. 2011. № 5. С.9.
2 Байкин И.М. Правовой анализ полномочий органов исполнительной ветви власти и прокуратуры // Российский юридический журнал. 2011. № 5. С.14.
3 Скуратов Ю.И. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в Российской Федерации // Законность. 1997. № 3. С.6.
4 Дубинина Е. С. Принцип разделения властей как основа построения системы органов государственной власти в Конституции РФ 1993 года // Основы экономики, управления и права. 2013. № 5. С.96.
механизма взаимодействия органов государственной власти путем изменения Конституции РФ, однако преобразование текста Основного закона РФ должно иметь разумные пределы1.
Термин «разделение властей» в его практическом применении раскрывается как достаточно сложное сочетание независимости и взаимодействия трех ветвей власти, а в некоторых случаях - их переплетение».2
Вместе с тем, не менее важным представляется - особенно, применительно к многонациональному федеративному государству - социальный подход к разделению властей. Он выражается в создании таких механизмов «разделенной власти», которые гарантировали бы права всем слоям общества участвовать на всех уровнях в управлении государством. В этом случае разделение властей должно предотвратить монополизацию власти со стороны не только отдельных государственных органов или высших должностных лиц государства, но и каких бы то ни было политических, национально-этнических, земляческих элит, влияние которых особенно велико на региональном уровне3.
Социальное содержание конституционного принципа разделения властей на уровне субъектов его реализации направлено на то, чтобы предотвратить формирование авторитарных и олигархических режимов личной власти, устранение оппозиции, преследование независимых и оппозиционных средств массовой информации, подчинение региональной власти суда, прокуратуры, других правоохранительных органов, юридически находящихся в системе федеральных органов.
1 Дубинина Е. С. Принцип разделения властей как основа построения системы органов государственной власти в Конституции РФ 1993 года // Основы экономики, управления и права. 2013. № 5. С.96.
2 Бланкенагель А. Конституционный суд как гарант разделения властей. Введение // Конституционное право: восточноевропейское обозрение М.: Изд. Института права и публичной политики, 2008. №4 (47). С. 44.
3 Марченко М.Н. Соотношение законодательной и исполнительной властей в современной России // Право. 2006. № 6. С. 3.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Законодательная власть осуществляется, прежде всего общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера – также местными законодательными органами.1
Глава государства является участником законодательной власти независимо от того, охватывается ли он понятием “парламент”, поскольку утверждает принятый закон своей подписью. Лишь в тех странах, где глава государства не подписывает законы, не обладает правом вето, он фактически не участвует в законодательстве. Но таких стран гораздо меньше, чем первых и, как правило, законы принимаются парламентом, а издаются главой государства (в связи с этим ниже мы рассмотрим институт промульгации законов).
Основной нормативный акт регулирующий деятельность парламента в Российской Федерации - Конституция Российской Федерации 1993 года, которая учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.
В статье 94 Конституции Российской Федерации указано, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
В ст. 11 Конституции Российской Федерации указывается:
- Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и
1 Лапатухина Е.С. Парламентский контроль как вид государственного контроля // Представительная власть. 2009. № 8. С.34.
Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
- Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
- Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Глава 5 Конституции посвящена Федеральному Собранию. В ней закрепляются основные положения, касающиеся деятельности Федерального Собрания, его структура, полномочия и порядок формирования палат, статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а так же законодательный процесс в Российской Федерации1.
«Конституционное закрепление основ организации и деятельности парламента Российской Федерации имеет большое значение для развития российского парламентаризма. Достаточно высокий статус парламента и имеющиеся у него
«сдержки и противовесы» по отношению к Президенту, исполнительной и судебной властям, позволяют ему обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в Российской Федерации»2.
Кроме основного закона существуют другие нормативные акты, регламентирующие деятельность Федерального Собрания: Федеральные законы, Постановления Правительства Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации и другие. В них развиваются положения Конституции.
Палаты Федерального Собрания принимают регламенты, в которых детализируется внутренний распорядок, структура палат, организация их деятельности.
Регламент Совета Федерации принят постановлением Совета Федерации
1 Смоленский М.Б. Указ.соч. С.238.
2 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С.33.
Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года
(с изменениями и дополнениями, внесенными: постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 52-СФ)1.
Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами
и федеральными законами. Совет Федерации принимает свой Регламент и решает
вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
Регламент Государственной Думы принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года2.
Рассмотрим некоторые показатели деятельности Совета Федерации. В период осенней сессии 2016 года Совет Федерации особое внимание уделяет реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года. В ходе сессии палате предстоит рассмотреть законы, совершенствующие сферы судоустройства и судебного процесса, исполнительного производства, уголовного, процессуального и административного законодательства. Особое внимание палаты будет уделено законам, регламентирующим вопросы политической рекламы, борьбы с коррупцией, контрактной системы, государственной гражданской службы3.
Парламентские слушания о параметрах проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов состоялись 8 ноября 2016 года. Открывая заседание, Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко подчеркнула, что страна возвращается к трёхлетнему планированию. Это даст возможность хозяйствующим субъектам строить планы на среднесрочную перспективу. Впервые за многие годы предложен жёсткий вариант федерального бюджета: в течение ближайших трёх лет расходы будут уменьшаться. Это позволит сократить дефицит бюджета.
1 Информация о федеральных конституционных законах и федеральных законах, рассмотренных Советом Федерации в 2016 году [сайт] // Официальный портал органов государственной власти [Электронный ресурс] – URL: http://www.council.gov.ru/structure/council/regulations/ (дата обращения: 12.12.2016)
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 21. Ст. 2462.
3 Вестник Совета Федерации № 10 (ноябрь 2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти [сайт]. – URL: http://www.council.gov.ru/structure/council/regulations/ (дата обращения: 12.12.2016)
В современных условиях совершенно оправданно, что мы оптимизируем расходы, стремимся обеспечить сбалансированность бюджета. Только под оптимизацией надо понимать не механическое сокращение, а разумное и точное перераспределение расходов. Нужен не просто бухгалтерский документ, а бюджет развития, бюджет надежды, бюджет успеха. Бюджет должен стать «драйвером» роста экономики, повышения производительности труда, развития инфраструктуры и, главное, – улучшения качества жизни граждан. Председатель Совета Федерации предложила для пополнения доходной базы задействовать нераскрытые ресурсы. Например, такие, как повышение эффективности администрирования и планирования налоговых доходов, сокращение задолженности по налогам и сборам. Для этого нужно подумать как об упрощении процедур уплаты налогов, так и об ужесточении санкций в отношении злостных неплательщиков. Были приведены цифры, что в прошлом году бюджет недосчитался более 40 млрд. рублей из-за манипуляций с объёмом проданного алкоголя. Совет Федерации настаивал на принятии конкретных мер по изменению ситуации. И совместные усилия по формированию эффективного механизма налогового администрирования начали приносить свои плоды». Рост поступлений акцизов на крепкую алкогольную продукцию за 9 месяцев текущего года составил более 20 процентов. Вместе с тем Председателем Совета Федерации было отмечено, что положение на алкогольном рынке остаётся сложным. Другим возможным ресурсом для пополнения бюджетных доходов В.И. Матвиенко назвала повышение акцизов на табак и введение акцизов на так называемые вредные продукты. Было отмечено, что Совет Федерации исключительное внимание уделяет вопросам укрепления финансового положения регионов. Подготовлен и разослан субъектам Федерации аналитический доклад «Об основных направлениях государственной региональной политики». долг субъектов Федерации растёт и к концу в 14 регионах он превысил объём бюджетных доходов. И без того сложное положение усугубляется передачей необеспеченных финансированием полномочий. Как положительное достижение следует отметить повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности, рост дотаций как в абсолютном, так и в относительном выражении, постепенный отказ от такого