Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Реализация комплекса заданий по развитию мотивации к учению на уроках окружающего мира).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 2371
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников
1.1. Понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической
1.2 Специфика развития мотивации обучения в младшем школьном возрасте
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к обучению у младших школьников
2.1 Выявление уровней мотивации к обучению у младших школьников
2.2 Реализация комплекса заданий по развитию мотивации к учению на уроках окружающего мира
2.3 Динамика развития мотивации к учению у младших школьников
Например, на вопрос «Хочешь ли ты идти в школу? Почему?» могут быть разные ответы: «очень хочется» и дается пояснение почему - 3 балла; «хочется», но без пояснения - 2 балла; «не очень хочется» - 1 балл; «совсем не хочется» - 0 баллов. После проведения этого опросника, детям предлагается послушать ситуацию о мотивах учения вымышленных персонажей. Учащиеся должны поразмышлять и определиться, мнение какого героя из ситуации им ближе.
Учащиеся в обеих группах были не настроены на работу, поэтому отвечали односложно и быстро, практически не придавая значения тому, что говорили. Результаты этой методики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Группа
Уровень
Экспериментальная
Контрольная
Низкий
66
%
4
7
%
Средний
27
%
32
%
Высокий
7
%
2
1
%
Процентное соотношение результатов диагностики
изучения мотивации в экспериментальной и контрольной группах
Контрольная группа показала более высокий уровень развития мотивационного показателя, чем экспериментальная.
Ещё одна диагностика, использованная для определения двух видов мотивов учения, «Лесенка побуждений», авторами которой являются Божович А. И. и Маркова А. К. У каждого ученика на отдельных карточках написано 8 утверждений, которые соответствуют социальным и познавательным мотивам. Испытуемый должен выложить лесенкой 2 вида мотивов учения - познавательные и социальные, начиная от того утверждения, где написано самое главное для него про то, зачем он учится - это самая верхняя ступенька. Менее важные утверждения, кладутся ниже, в виде лестницы.
Результаты, полученные с помощью этой диагностики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения. Это определяется по тому, какие мотивы занимают первые четыре ступени в лесенке. Если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод о гармоничном сочетании мотивов у школьника. Если все четыре места относятся к одному виду мотива, значит, он считается доминирующим.
Результаты диагностики «Лесенка побуждений» представлены в таблице
3.
Таблица 3
Процентное соотношение результатов диагностики преобладания видов мотивов в экспериментальной и контрольной группах
Группа
Сочетание
мотивов
Экспериментальная
Контрольная
Гармоничное
%
12
%
15
Доминир
ование
социальных мотивов
44
%
%
48
Доминирование
познавательных
мотивов
44
%
37
%
По полученным данным можно увидеть, что в экспериментальной группе класс практически разделился пополам: 44% доминируют социальные мотивы и так же 44% доминирование познавательных мотивов. Гармоничное же сочетание преобладает в контрольной группе.
Автор диагностики «Выбор любимых занятий на уроке» Матюхина М. В. Она используется для выявления уровня развития интереса к содержанию и процессу обучения. Чтобы исключить влияние детей друг на друга обследование проводится индивидуально. Каждому ученику предоставляется бланк из 12 заданий, среди которых он должен выбрать четыре наиболее понравившихся. Перечень составлен так, что число занятий, связанных с процессуальной стороной, равно числу занятий, связанных с содержательной стороной.
Возможно определение уровня учебных интересов как для каждого ученика, так и для всего класса. Каждый выбор ребенка оценивается в баллах от 1 до 3. Низкий уровень - от 0 до 6 баллов; средний - от 7 до 9 баллов; высокий - от 10 до 12 баллов.
Данная методика вызвала меньше вопросов у детей, но большинство из них просто не выполнили требований инструкции и выбрали один или два пункта, вместо четырех. Результаты можно увидеть в Таблице 4.
Таблица 4
Процентное соотношение познавательного показателя в контрольной и экспериментальной группах
Экспериментальная
Контрольная
Низкий
%
46
%
43
Средний
%
50
55
%
Высокий
%
4
%
2
Для выявления эмоционального показателя мотивации мы использовали проективную диагностику мотивации учения. Суть методики заключается в том, что каждый ученик должен нарисовать два рисунка: «Про самое интересное» и «В школе». Нарисовать оба рисунка нужно дома, чтобы рисунок второй категории не получился стереотипным, так как в школе ученик нарисует то, что видит перед глазами. Для выявления результатов используются два вида характеристик: формальные характеристики, которые выявляют эмоциональное отношение ребёнка к школе, и содержательные характеристики, выявляющие отношение школьника к учению. К первым относятся следующие: цвет рисунка (холодные, тёмные тона считают проявлением отрицательного отношения к изображаемому, и, наоборот, светлые, тёплые тона относят к положительному отношению к тому, что нарисовано), тщательность прорисовывания (при положительном отношении прорисовывается изображаемое со всем старанием, при отрицательном – изображение нарисовано небрежно), творческое отношение к изображению (эта категория определяется наличием динамичности, свободы композиции, наличием сюжета и его завершенностью), а так же орнаменты, для выявления положительного отношения к рисунку и преувеличение реальных размеров одного из значимых элементов. Формальные характеристики рисунка показывают, насколько значимым является для ребёнка изображаемое, можно сделать выводы о том, является ли учение для ученика личностно – значимой деятельностью. К содержательным характеристикам относят:
- количество рисунков «В школе» (если их больше одного, это говорит о положительном отношении ученика к школе);
- присутствует ли школьная тематика в рисунке «Про самое интересное» (если да, то положительное отношение к учению явное);
- какой момент школьной жизни изображен на рисунке;
- изображение на рисунке себя с другими субъектами.
Определяющее значение в этой диагностике несет выбранные испытуемыми цвета. Для адекватной интерпретации содержания изображения необходимо побеседовать с каждым учеником, после сдачи рисунков. Результаты проективной методики можно увидеть в Таблице 5.
Таблица 5
Процентное соотношение эмоционального показателя в
проективной диагностике мотивации учения в экспериментальной и контрольной группах
Группа
Уровень
Экспериментальная
Контрольная
Низкий
%
43
%
47
Средний
54
%
52
%
Высокий
%
3
%
1
На низком уровне 43% и 47% оказались дети, которые практически не справились с заданием: не нарисовали один из рисунков, нарисовали рисунки простым карандашом, нарисовали рисунки не по заданной теме.
На среднем уровне 54% и 52% детей справились с заданием частично.
И на высоком уровне 3% и 1% учащихся справились с заданием согласно инструкции диагностики.
Соотнесение результатов развития мотивации по всем показателям в двух группах можно увидеть на рисунке 2.
На низком уровне в экспериментальной (37%) и контрольной (22%) группах оказались дети, не заинтересованные в учебе или относящиеся к ней отрицательно, такие дети часто не выполняют домашнего задания по предмету, не активны на уроке.
Дети со средним уровнем развития мотивации к учению, в экспериментальной 46%, в контрольной-59%, требуют постоянного контроля учителя на уроках и при выполнении домашнего задания, отношение к учебе возможно положительное, но чаще нейтральное.
% 37 22 % 46 % % 59 17 % 19 % % 0 % 5 % 10 % 15 % 20 25 % 30 % % 35 40 % 45 % 50 % % 55 60 % % 65 ЭГ КГ |
|
Рис. 2. Результаты развития мотивации к обучению у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
На высоком уровне оказалось меньшее количество учеников, в экспериментальной группе-17% и в контрольной-19%. Эти дети положительно относятся к школе, добросовестно и самостоятельно выполняют все задания. Такие учащиеся понимают, для чего им нужно хорошо учиться, то есть у них достаточно развита мотивационная сфера.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что большинство учащихся экспериментальной и контрольной групп имеют средний уровень развития мотивации к учению. Но, можно заметить, что в контрольной группе всё же больше учеников с высоким уровнем развития мотивации, чем в экспериментальной. Отсюда следует необходимость проведения формирующего этапа исследования в экспериментальной группе.
2.2 Реализация комплекса заданий по развитию мотивации к учению на уроках окружающего мира
Формирующий этап проводился в 3 «А» классе БОУ г.Омска СОШ №23. Начальное звено в школе работает по традиционной программе «Школа России». Учебно-методический комплект по окружающему миру включает в себя две части учебника Плешакова А. А., две части рабочей тетради, тетрадь с тестами. Целью формирующего эксперимента стало повышение уровня развития мотивации к учению в экспериментальной группе, посредством использования на уроках интерактивных, игровых технологий, элементов нетрадиционных форм проведения уроков (урок-викторина, урокпутешествие). Контрольная группа работала по традиционной методике и действующей программе.
Для работы с экспериментальной группой по развитию мотивации тематический план был адаптирован. Адаптированный тематический план представлен в приложении 3. В Таблице 6 отображены темы и задания для повышения уровня мотивации к учению.
Таблица 6
Темы и задания, направленные на развитие мотивации к обучению
№ урока |
Тема урока |
Задания |
1 |
Дорожные знаки |
Викторина |
2 |
Опасные места |
Составление лэпбука |
3 |
Для чего нужна экономика |
Деловая игра |
4 |
Полезные ископаемые |
Урок с использованием наглядных материалов |
5 |
Растениеводство |
Интервью приглашенных гостей |
6 |
Какая бывает промышленность |
Проект «Экономика родного края» |
7 |
Государственный бюджет |
Решение экономической задачи на этапе рефлексии |
8 |
Семейный бюджет |
Деловая игра |
Способы развития учебной мотивации на уроках окружающего мира: в основном были применены нетрадиционные формы проведения уроков и использование информационных технологий.
Остановимся на некоторых методических приёмах и заданиях, использованных нами для достижения поставленных задач.
Урок 1. Тема «Дорожные знаки»
Для закрепления знаний по данной теме, нами была разработана и проведена викторина с использованием интерактивной доски. Класс с помощью жетонов был поделен на две команды, каждая выбрала капитана, придумала названия. На доске изображение табло с категориями тем и ячейками со стоимостью вопросов. Капитаны команд поочередно выбирают категорию вопроса и стоимость в баллах, затем команде дается время на обсуждение и после этого капитан озвучивает ответ.
По окончании игры набранные баллы суммируются, и состоится награждение победителей.
Детям очень понравилась такая форма проведения урока. В обсуждениях ответов были задействованы даже самые слабые ученики.
С помощью викторины мы проверили уровень усвоения темы, а так же закрепили пройденный материал. Единственным минусом оказался недостаток времени: награждение победителей состоялось на перемене.
Урок 2. Тема «Опасные места».
Для систематизации знаний по теме урока учащимся было предложено изготовить лэпбук. Сначала я объяснила, что же такое лэпбук, а так же показала примеры готовых работ на различные темы. С ребятами мы обсудили, что именно хотим изобразить в лэпбуке. Затем весь класс поделился на шесть подгрупп. Первая подгруппа рисовала схему школы и окрестностей с отметками опасных мест. Вторая изготовила специальный кармашек на тему «Какие ты знаешь опасные места». В кармашек вкладываются рисунки и названия опасных мест. Третья группа составила правила поведения в опасных местах и оформила их в небольшую книжечку. Четвертая группа оформляла весь лэпбук: дети писали общее название, сделали рисунки. Ребята из пятой группы подобрали стихотворения по теме и красиво их оформили. Последняя шестая группа сделала подборку загадок на тему «Опасные места». После того, как все группы закончили работу, мы все вместе оформили наши разделы в единый лэпбук.
Все ребята очень активно участвовали в процессе изготовления лэпбука. В конце урока даже учащиеся, наименее заинтересованные в учебе, попросили проводить с ними такую работу чаще и на других уроках тоже.
Изготовление лэпбука заняло два урока. Важно отметить, что при групповой работе учитель тоже должен принимать участие. Дав задание, я на протяжении всего времени подходила к каждой группе разработчиков, помогала им и давала советы. Ребятам очень понравился такой вид работы.