Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Реализация комплекса заданий по развитию мотивации к учению на уроках окружающего мира).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 2358

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок 3. Тема «Для чего нужна экономика».

С целью полного закрепления темы мною была проведена деловая игра. Класс поделился на три группы, в каждой выбрали капитана. Каждая команда придумала себе название. Вся игра состоит из пяти туров. Для начала предлагается посоревноваться капитанам. За одну минуту по очереди каждый капитан должен указать на бланке числа по порядку от 1 до 35. То число, до которого доходит капитан, обозначает сумму, которую получит его команда в свою копилку. Второе испытание для капитанов связано с повторением экономических терминов. Каждый бросает кубик, выпавшее число обозначает, какую карточку с числом нужно взять. Число соответствует определению (1 - товар, 2 - цена, 3 - деньги, 4 - рынок, 5 - банк, 6 - налоги).

Затем начинается основная часть игры. 1 тур - это кроссворд. Одновременно каждой команде выдаются кроссворды. Команда, справившаяся с заданием быстрее всех, получает в копилку 100 рублей, следующая - 50 рублей. Последняя команда получает 30 рублей. 2 тур представляет собой две экономические задачи. Каждая команда получает карточку с условиями задач, внимательно читает и объясняет решение. Команда, которая первая решит и правильно всё объяснит, получает 100 рублей. 3тур - реклама. Каждая команда должна выбрать товар и за пять минут прорекламировать его. Оценивалась четкость, яркость, краткость. В 4 туре команды получают чистый лист. За пять минут они должны вспомнить и написать пословицы на экономическую тему. За каждую пословицу команда получает пять рублей. В 5 туре нужно решить пример и расшифровать слово, расположив ответы примеров в порядке убывания. В конце урока капитаны подсчитывают доходы своих команд и объявляют результаты. Затем происходит награждение победившей команды.

Детям понравилось участвовать в деловой игре. Были задействованы все учащиеся. А так же детям понравилось работать в командах. Ребята эмоционально болели за свою команду, активно обсуждали, старались помогать своей команде. После награждения проигравшая команда попросила провести такую игру ещё, а они подготовятся и обязательно выиграют.

Урок 4. Тема «Полезные ископаемые»

Это первый урок по этой теме, где наряду с учебником и традиционным объяснением материала, использовалось наглядное пособие. Это коллекция полезных ископаемых в футлярах, а так же фото- и видеоматериалы.

Наглядность всегда повышает интерес учащихся к теме, а когда ребенок имеет возможность ещё и потрогать материал, рассмотреть вблизи, а не на фотографии - это мотивирует ребёнка ещё больше. Подтверждением этому стало то, что на этапе рефлексии дети четко и быстро отвечали на вопросы. Это говорит о том, что дети лучше запомнили и усвоили материал, так как наглядное пособие задействовало почти все виды памяти. Детям очень понравилось работать с наглядным пособием. Даже дети, которые часто не активны на уроках, попросили проводить уроки с использованием разных наглядных предметов почаще.


Урок 5. Тема «Растениеводство»

В системе уроков по этой теме - это второй. Заданием на урок было придумать вопросы для интервью. Каждый учащийся придумал вопросы, а это говорит о заинтересованности всего класса. На урок мною были приглашены представители профессий, работающих в сфере растениеводства. Ребята с интересом слушали рассказы гостей о профессиях, а так же с удовольствием задавали свои вопросы и внимательно слушали ответы. Приглашенными гостями стали несколько бабушек ребят, а так же несколько пчеловодов, у которых свои небольшие пасеки, и люди, у которых есть хозяйство в виде коров, свиней, коз и так далее. Они рассказывали о плюсах своих профессий, говорили и о недостатках. Пчеловоды принесли с собой образцы своей продукции и после уроков мы попили чай с медом. Таким образом урок плавно перерос в неформальное общение детей с взрослыми. Так как на уроке присутствовали некоторые родители, они договорились об экскурсии на одну из местных пасек летом. Я считаю, что этот урок очень благоприятно подействовал на детей и их родителей. Они на практике убедились в том, что уроки окружающего мира могут быть интересными.

Урок 6. Тема «Какая бывает промышленность».

Для повышения мотивации к учению ребятам было предложено разработать проект «Экономика родного края», в котором нужно было отразить виды промышленности города Тольятти. Каждый ученик представлял свой проект классу. Многие ребята с помощью родителей сделали целые презентации с фотографиями заводов и предприятий Тольятти. А один ученик с папой даже отсняли и представили классу небольшие ролики о ВАЗе и хлебзаводе. Он с папой съездили на эти предприятия и там ученик на камеру рассказывал информацию из истории предприятий. Такие творческие подходы к подготовке задания говорят о том, что детям интересно узнавать новое самостоятельно, а не только слушать учителя и читать учебник. Было и четыре ученика, которые просто распечатали текст и прочли его классу. Но большая часть ребят, всё же заинтересовалась промышленностью нашего города. После такого урока родителями было принято решение об организации экскурсии на один из заводов города. То есть это говорит о том, что и родители стали более заинтересованными в школьной жизни своих детей.

Урок 7. Тема «Государственный бюджет»

Этот урок проводился в традиционной форме, но вместо стандартных вопросов на этапе рефлексии: «Что мы проходили, что вы запомнили» и так далее, я задала учащимся экономическую задачу. Ребята с радостью решали её. Ученик, который первый правильно решил её, получил пятерку за урок.


Получение отличной отметки для ученика – одно из действенных методов повышения мотивации к учению. Это мы и подтвердили на уроке.

Но использовать только один этот метод для повышения мотивации нельзя.

Урок 8 Тема «Семейный бюджет»

Урок проводился в форме игры. Класс делится на группы-семьи. Каждая группа определяет: численность своей семьи; количество работающих и получающих доход; величину семейного дохода; затраты семьи; планирование какой-либо крупной покупки в соответствии с бюджетом семьи; пути нахождения денег для запланированной покупки. Затем происходит презентация проделанной работы каждой группы. «Семьи» задают вопросы друг другу.

Каждой группе выдаются бланк состава семьи, список доходов, которые можно получить, и список обязательных ежемесячных расходов.

Подводя итоги, акцентируется внимание учащихся на том, что игра максимально приближена к реальности, полученные навыки пригодятся в повседневной жизни.

Таким образом, можно сказать, что использование игровых технологий, наглядного материала, интерактивных технологий повышают интерес детей к учению и к предмету. Большая часть класса стала ходить на уроки окружающего мира с радостью; ребята постоянно делятся впечатлениями об уроках между собой и с другими классами. Пообщавшись с некоторыми родителями, я узнала, что и дома ребята стали лучше выполнять задания по предмету, стали проявлять больший интерес. Большим достижением можно считать, что и родители стали интересоваться активнее школьной жизнью. А мотивация к обучению у детей будет повышаться также, если и родители, со своей стороны, будут положительно отзываться дома о школе.

2.3 Динамика развития мотивации к учению у младших школьников

После проведения формирующего эксперимента был произведен контрольный срез уровня развития мотивации к учению у учащихся контрольной и экспериментальной групп. Полученные данные показали, что уровень развития мотивации к учению у учащихся экспериментальной группы стал выше, чем у учащихся контрольной группы, которые учились по традиционной программе без изменений.

На контрольном этапе для выявления уровня развития мотивации к учению использовался тот же диагностический инструментарий, что и при проведении констатирующего эксперимента.


При проведении диагностики мотивации по методике Матюхиной М. В. отмечено, что дети экспериментальной группы отнеслись к беседе с большим интересом, чем на констатирующем этапе, ответы стали более обдуманными, распространенными, некоторые дети, отвечая на вопросы, рассуждали, поясняя свой ответ. Так на вопрос «Хочешь ли ты идти в школу? Почему?» ответов «совсем не хочется» зафиксировано не было, вместе с тем ответов «очень хочется» стало гораздо больше, причем многие дети в пояснениях по этому вопросу упоминали уроки окружающего мира и задания с этих уроков.

На второй вопрос: «Какие уроки тебе больше всего нравятся? Почему?» почти вся экспериментальная группа ответила, что этим уроком является окружающий мир, тогда как на констатирующем этапе наиболее нравившимися уроками были математика и чтение.

В ответы на третий вопрос: «Какие уроки не нравятся и почему?» не вошел урок окружающего мира. Ни один ребёнок не ответил, что ему не нравится этот урок. В основном учащиеся называли урок технологии и музыки.

На четвертый вопрос данной диагностики: «Зачем ты учишься? Мог бы ты не учиться?» были даны такие ответы: «Я учусь, потому что хочу узнать больше нового; я учусь, потому что мне нравится». Негативные ответы были, но их стало гораздо меньше, чем на констатирующем этапе нашего исследования.

Поясняя свои положительные ответы на данный вопрос, дети вновь упоминали интересные уроки окружающего мира. На пятый вопрос: «Если бы тебе сказали, что в школу ходить не надо, ты бы обрадовался или огорчился? Чтобы ты стал делать?» большинство учащихся ответили, что они бы огорчились и учились бы дома с родителями. В то время как на констатирующем этапе большинство ответов было таким: «Я обрадуюсь, и буду всегда отдыхать».

И только ответы на шестой вопрос остались практически без изменения. Вопрос был таким: «Если бы тебе предложили учиться во время каникул, обрадовался бы ты или огорчился? Почему?», ответ, который был более распространенным это: «Огорчился, потому что на каникулах мы всегда отдыхаем». Но несколько человек ответили, что они бы с радостью ходили в школу, но не каждый день, и только, если будет окружающий мир. Прослушав небольшой рассказ на этом этапе, большинство детей сказали, что ходят в школу, чтобы получать новые знания и потому что им это нравится, в то время как на констатирующем этапе почти все испытуемые согласились с героем из рассказа, который говорил, что ходит в школу, потому что его заставляет мама.


Результаты диагностики изучения мотивации по методике Матюхиной М.В. по выявлению уровня мотивационного показателя следующие: в экспериментальной группе на низком уровне оказалось 12 % учащихся, на среднем – 47%, на высоком – 41%. В контрольной группе почти не произошло изменений: на низком уровне – 43%, на среднем – 35%, на высоком – 22 %. Теперь результаты обеих групп стали разниться в пользу экспериментальной группы, тогда как на констатирующем этапе, было наоборот. Подробный анализ данной диагностики показал, что дети очень эмоционально отзывались об уроках окружающего мира, некоторые учащиеся почти во всех пояснениях к вопросам говорили об окружающем мире.

Следующая диагностическая методика по определению сочетания двух видов мотивов учения «Лесенка побуждений». Анализируя результаты исследования, отметим, что дети экспериментальной группы чаще ставили на верхние четыре ступеньки социальные и познавательные мотивы поровну, причем чаще всего на этих ступеньках оказывались следующие высказывания: 1 – я учусь, для того, чтобы всё знать, 2 – я учусь для того, чтобы быть полезным людям, 3 – я учусь, потому что мне нравится процесс учения, 4 – я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей. Это можно считать хорошей предпосылкой формирования познавательных мотивов, направленных на способы получения новой информации, а также самостоятельности.

Результаты диагностики «Лесенка побуждений» следующие: на контрольном этапе в экспериментальной группе стало преобладать гармоничное сочетание мотивов – 52% (против 12% на констатирующем этапе), доминирование социальных мотивов – 23% (41%), доминирование познавательных мотивов – 25% (44%).

В контрольной группе не произошло значительных изменений: гармоничное сочетание мотивов – 23% (15%), преобладание социальных мотивов – 42% (48%), преобладание познавательных мотивов – 35% (37%).

Ещё одна диагностическая методика «Выбор любимых занятий на уроке» для выявления уровня развития интереса к содержанию и процессу обучения. Её анализ показал, что чаще всего дети экспериментальной группы стали подчеркивать из семи утверждений такие: слушать, когда учитель приводит интересные примеры по теме; узнавать разные интересные факты; узнавать, почему предмет называется определенным словом; слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное и участвовать в обсуждениях. Тогда как на констатирующем этапе дети или не выполняли требования инструкции, или выбирали только одно, два утверждения.