Файл: Учебное пособие Рекомендовано к шданию Учебнометодическим центром кгту им. А. Н. Туполева Казань 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
щие в него предприятия сохраняют свою хозяйственную самосто­
ятельность, подчиняясь общему руководству только в части дея­
тельности, касающейся целей консорциума. На время заключе­
ния соглашения входящие в консорциум хозяйственные структу­
ры перестают быть конкурентами.
Межотраслевой научно-технический комплекс представля­
ет собой объединение научных и научно-производственных еди­
ниц, ориентированное на реализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Главной задачей МНТК является развитие новейших, приоритетных направлений в тех­
нике и технологии и ускоренное внедрение разработок в серий­
ное производство.
Хозяйственная ассоциация - добровольное объединение юри­
дических лиц, создаваемое по отраслевому или территориально­
му принципу в целях координации деятельности, обеспечения за­
щиты своих прав, представления общих интересов в государствен­
ных или иных органах, а также в международных организациях.
Члены хозяйственной ассоциации сохраняют свою самостоятель­
ность и права юридического лица.
1   2   3   4   5   6   7

Т е м а 9. ФИРМА: ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА
И ПРИБЫЛЬ
9.1. Фирма. Экономическая и бухгалтерская прибыль
Фирма - это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной са­
мостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).
Фирмы (компании) представляют собой важнейшие произ­
водственные единицы экономики. Они объединяют материаль­
ные и человеческие ресурсы с целью производства всего много­
образия товаров, необходимых потребителям.

Центральной фигурой фирмы является предприниматель, который должен не только уловить изменения в потребностях людей, но и организовать производство и управление в фирме наилучшим образом.
Приобретая на рынке факторы производства, фирмы несут издержки. Соединив ресурсы и произведя продукцию, компании реализуют ее на рынке и получают доход. Показателем эффектив­
ности компании является ее прибыль, которая представляет собой разность между выручкой (валовым доходом) и издержками.
Главная цель, которую ставит перед собой фирма, - дости­
жение максимальной прибыли.
В общем виде прибыль (profit) определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) и совокупными из­
держками (total cost): П=TR-TC.
Однако совокупные издержки включают в себя как явные
(внешние), так и скрытые (внутренние) издержки.
Бухгалтерская прибыль (БП) - это разница между совокуп­
ным доходом и явными издержками.
Явные издержки представляют собой денежные издержки фирмы при покупке необходимых ресурсов на рынке. Денежная зарплата, расходы на сырье и покрытие износа оборудования, арен­
дная плата - являются показателями того, чем фирме приходится жертвовать, чтобы привлечь необходимые ей труд и капитал.
Скрытые издержки представляют собой затраты времени и капитала владельцев фирмы. Они измеряются тем доходом, ко­
торый владельцы фирмы могли бы получить, затратив свое время и капитал на другой привлекательный вид деятельности, и следо­
вательно также представляют собой издержки упущенных возмож­
ностей владельцев фирмы (затраты внутренних ресурсов фирмы).
Поскольку скрытые издержки не связаны с прямыми денеж­
ными платежами, они не принимаются в расчет бухгалтерами компаний. Таким образом, бухгалтерская прибыль, недооцени­
вая издержки производства и переоценивая реальную прибыль, превышает экономическую прибыль на величину скрытых издер­
жек: ЭП< БП.


9.2.0бщий, средний и предельный доход
Совокупный доход (total revenue - TR) - это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества то­
варов и услуг. Он равняется произведению цены на количество проданных товаров и услуг: TR=F*Q, где TR - совокупный до­
ход; Р (price) - цена; Q (quantity) - количество проданных това­
ров и услуг.
На графике зависи­
мость дохода от количе­
ства продукции изобража­
ется в виде луча, выходяще­
го из начала координат
(рис. 4).
Средний доход (average revenue - AR) - это доход, приходящийся на единицу проданного блага.
В условиях совершен­
ной конкуренции средний доход равен рыночной цене:
Рис. 4. Совокупный д о х о д
Предельный доход (marginal revenue - MR) - это прираще­
ние дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увели­
чения выпуска продукции:
Согласно графику: AR=TPJQ=MN/ON=MR=P.
В условиях совершенной конкуренции, когда производите­
лей бесконечно много, никто из них не может оказать существен­
ного влияния на цену производимой продукции. Для фирм цена

Рис. 5. Цена, средний и предельный д о х о д
в условиях совершенной конкуренции
складывается объективно, независимо от их воли и желания, в результате чего каждая из фирм выступает как ценополучатель.
Поэтому если отло­
жить на оси абсцисс количе­
ство продукции Q, а на оси ординат - цену Р, то их взаи­
мосвязь изображается пря­
мой, параллельной оси абс­
цисс (рис. 5). С экономичес­
кой точки зрения это означа­
ет, что эластичность спроса по цене бесконечно велика.
Совместив эти графи­
ки (рис. 4 и 5), получаем эле­
ментарные условия равно­
весия для отдельной фирмы: пересечение кривой предельного дохода с совокупной выручкой показывает равновесный объем производства при данной цене (рис. 6).
В теории фирмы важную роль играет фак­
тор времени. Поэтому различают понятия крат­
косрочного и долгосроч­
ного периода.
Краткосрочный пе­
риод (short-run) - это от­
резок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие - переменными.
К постоянным факторам производства относятся такие ре­
сурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество ис-
Рис. 6. Спрос, предельный и совокупный
доход в условиях совершенной
конкуренции

пользуемых машин и оборудования и т.д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли.
Предполагается, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены.
В краткосрочный период фирма имеет возможность варьи­
ровать только степень загрузки производственных мощностей
(путем изменения протяженности рабочего времени, количества использованного сырья и т.д.).
Долгосрочный период (long-run) - это отрезок времени, в течение которого все факторы производства являются перемен­
ными.
В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изме­
нить общие размеры зданий и сооружений, количество использу­
емых машин и оборудования и т.д., а отрасль - число функцио­
нирующих в ней фирм.
Долгосрочный период - это период, в течение которого пре­
одолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли.
В отличие от кратчайшего периода, в котором все факторы производства постоянны, и краткосрочного, где часть факторов является постоянной, а часть переменной, в долгосрочном пери­
оде фирма может изменять все параметры производства.
Разграничение трех периодов имеет важное значение для анализа издержек и особенностей поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции и других типов рыночных структур.
9.3. Издержки производства
В центре классификации издержек производства - взаимосвязь между объемом производства и издержками. Издержки делятся на зависящие и не зависящие от объема произведенной продукции.
Постоянные издержки (fixed cost) - это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.
К ним относятся издержки, связанные с использованием зда­
ний и сооружений, машин и производственного оборудования,

Рис. 7. Постоянные издержки арендой, капитальным ремонтом, административные расходы
(зарплата управленческого персонала и т.д.).
Следует учесть, что административные расходы и расходы по ремонту могут быть отнесены к постоян­
ным издержкам с известной долей условности, так как они в некоторой степени за­
висят от размеров произ­
водства.
Графически постоян­
ные издержки представлены на рисунке 7.
Средние постоянные издержки (average fixed cost) равны ча­
стному от деления постоянных издержек на количество произве­
денной продукции: AFC=FC/Q.
Поскольку с уве­
личением объема про­
изводства растет об­
щая выручка, то сред­
ние постоянные издер­
жки представляют со­
бой все меньшую и меньшую величину, приходящуюся на еди­
ницу продукции
(рис. 8).
Наряду с посто­
янными издержками выделяют переменные издержки, которые зависят от изменения объема производства.
Переменные издержки (variable cost) - это издержки, величи­
на которых изменяется в зависимости от увеличения или умень­
шения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, электроэнергию, материалы, зарплата рабочих и т.д.
Рис. 8. Кривая средних постоянных издержек


Рис. 9. Переменные издержки
Переменные издерж­
ки увеличиваются или уменьшаются пропорцио­
нально выпуску продук­
ции. В начальный период организации производ­
ства переменные издерж­
ки растут более быстрыми темпами, чем произведен­
ная продукция (рис. 9).
По мере достижения оптимальных размеров производства (в точке Q) происходит относительная экономия переменных издержек. Однако дальней­
шее расширение производства приводит к новому росту перемен­
ных издержек, когда увеличение выпуска продукции требует бо­
лее быстрого роста издержек по сравнению с ростом производ­
ства.
Средние переменные издержки (average variable cost - A VC)
определяются путем деление переменных издержек на количество произведенной продукции: A VC= VCIQ.
Средние перемен­
ные издержки достига­
ют своего минимума, когда достигнут техно­
логически оптимальный размер предприятия
(рис. 10).
Понятие средних переменных издержек необходимо для опреде­
ления эффективности хозяйствования фирмы, положения равновесия и определения ближайших перспектив развития - расширения, со­
кращения производства или ухода из отрасли.
Рис. 10. Кривая средних переменных издержек

Разграничение постоянных и переменных издержек имеет важное значение для анализа процесса производства и поведения фирмы в условиях разных рыночных структур.
Общие (валовые) издержки (total cost) - это сумма денежных расходов на производство определенного объема продукции, со­
вокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период:
TC=FC+VC.
Общие издержки являются функцией от произведенной про­
дукции: TC=f(Q).
Графически общие издержки представляют собой суммирование кри­
вых постоянных и пере­
менных издержек (рис. 11).
Средние общие издер­
жки (А ТС) - образуются путем деления общих из­
держек на количество вы­
пущенной продукции:
ATC=TC/Q,
или путем сложения средних постоянных
(AFC) и средних переменных (AVC) издержек:
A TC=AFC+A VC=(FC+ VQIQ.
Графически А ТС (или сокращенно А С) могут быть получе­
ны путем суммирования кривых AFC и A VC.
Понятие средних общих издержек имеет важное значение для теории фирмы. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен позволяет определить величину прибыли.
Прибыль определяется как разность между общей выруч­
кой (total revenue - TR) и общими издержками ТС. Эта разница позволяет выбрать правильную стратегию и тактику в деятель­
ности фирмы.
Рис 11. Общие издержки