Файл: Учебное пособие Рекомендовано к шданию Учебнометодическим центром кгту им. А. Н. Туполева Казань 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
К А З А Н С К И Й ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Т Е Х Н И Ч Е С К И Й УНИВЕРСИТЕТ
им. А. Н . Т У П О Л Е В А
Е.С. ДУБРОВСКАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ
Учебное пособие
Рекомендовано к шданию Учебно-методическим центром
КГТУ им. А.Н.Туполева
К а з а н ь 2004
ницы между этими двумя направлениями были весьма четкими.
Позднее направления слились, так как экономисты стали приме­
нять методы микроэкономики к изучению таких макроэкономи­
ческих явлений, как безработица и инфляция. Однако для того, чтобы достичь полного понимания экономики, необходимо изу­
чить оба ее направления.

Т е м а 1. ПРЕДМЕТ И М Е Т О Д
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Предмет экономической теории.
Микроэкономика и макроэкономика
Экономическая теория относится к разряду общественных наук, поскольку производственные и рыночные процессы осу­
ществляются посредством общественных отношений между людьми.
Экономическая теория изучает общественные отношения между людьми в процессе использования ограниченных ресур­
сов в целях максимального удовлетворения неограниченных ин­
дивидуальных и общественных потребностей, то есть производ­
ственные (экономические) отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материаль­
ных благ.
Основная задача экономической теории - дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, то есть раскрыть систему экономичес­
ких явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкрет­
ных экономических дисциплин.
Экономическая теория является методологическим фунда­
ментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика промыш­
ленности, транспорта, строительства и т.д.); функциональных
(финансы, кредит, маркетинг, менеджмент,' прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).

Экономическая теория - это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все проблемы. Это лишь инструмент, способ осмысления экономической действительнос­
ти. Владение этим инструментом, знание основ экономической теории могут помочь каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.
Различают два уровня экономики - «макроуровень» и «мик­
роуровень».
Макроэкономика охватывает народное хозяйство в целом, это сфера общеэкономических процессов, в которых общество предстает как совокупность фирм и домохозяйств, взаимодейству­
ющих под «присмотром» государства. В центре макроанализа - зависимость между агрегированными величинами, такими как валовой национальный продукт, национальный доход, совокуп­
ные издержки и т.д.
Микроэкономика - это сфера функционирования основной экономической единицы - фирмы и домохозяйства. Рыночный характер микроэкономики в том. что в ее пределах любой вид деятельности выступает как источник дохода.
Выделим следующие основные отличия микро- и макроэко­
номики.
Первое: если микроэкономика больше тяготеет к стабиль­
ности, равновесию, то макроэкономика - к динамике, росту.
Второе отличие этих двух уровней в том, что микроэконо­
мика подчиняется принципу рыночной целесообразности, тогда как макроэкономика - принципу социального эффекта.
Третье отличие - в микроэкономике только два субъекта
(фирма и домохозяйство), а в макроэкономике к ним полноправ­
но присоединяется и государство.
1.2. Методология экономической науки
Методология экономической теории - это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Методо­
логия призвана решить главный вопрос: с помощью каких науч-

ных способов, приемов познания действительности экономичес­
кая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.
В методологии экономической теории можно выделить не­
сколько главных подходов:
1) субъективный подход - объектом экономического анали­
за является поведение субъекта экономики, главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономика становит­
ся теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов;
2) неопозитивно-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ста­
вится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эко­
нометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выс­
тупают различного рода эмпирические модели;
3) рационалистический подход ставит целью исследование экономической системы в целом, экономических законов, регу­
лирующих данную систему. Главное внимание при таком подхо­
де уделяется стоимости, цене, экономическим законам;
4) диалектико-материалистический подход считается един­
ственно правильным решением научных проблем на основе объек­
тивного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические про­
цессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожа­
ются, то есть находятся в постоянном движении - и это диалек­
тика.
Методологию нельзя смешивать с методами. Метод - это инструмент, совокупность приемов исследования в науке и вос­
произведения их в системе экономических категорий и законов.
Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Вот некоторые из них:
Метод научной абстракции (от латинскою «абстракцио» отвлечение), когда исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и по-
стоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство, потребности, распределение, обмен и др.
Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и стороны и исследование каждой из этих частей отдельно.
Синтез - воссоздание единой целостной картины.
Метод индукции - переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.
Метод дедукции делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.
Исторический метод - э т о исследование хозяйственных про­
цессов и явлений в той последовательности, в которой они в са­
мой жизни возникали и развивались. Этот метод имеет недоста­
ток - обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить изучение хозяйства.
Экономико-математическое моделирование позволяет в фор­
мализованной форме определить причины изменений экономи­
ческих явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также де­
лает реальным прогнозирование экономических процессов.
1.3. Экономическая теория и экономическая политика
От экономической теории следует отличать экономическую политику. Экономическая теория должна лежать в основе эконо­
мической политики.
Экономическая теория развивалась в поисках ответа на про­
блемы, поставленные хозяйственной практикой, но они остают­
ся лишь инструментом осмысления экономической действитель­
ности и прогнозирования ее динамики.
Экономическая политика - это целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отра­
жать интересы общества, всех его социальных групп и направле­
на на укрепление национальной экономики.


Экономическая политика занимается нахождением вариан­
тов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов.
Осуществление экономической политики может привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что находит отражение в последующем развитии экономической те­
ории.
1.4. Основные этапы развития экономической теории
Термин «экономия» (oikonomia) впервые был введен в науч­
ный оборот Аристотелем, состоит он из двух греческих слов: «ой- кос» - дом, хозяйство, «номос» - учение, закон, и означает искус­
ство ведения домашнего хозяйства.
Как наука, то есть систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII веках. Это период становления капитализ­
ма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разде­
ления труда, расширения внешних и внутренних рынков, интен­
сификации денежного обращения. На эти процессы экономичес­
кая наука откликается появлением меркантилизма.
Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства (и в этом их заслуга, ибо они первыми об этом заговорили). Но трактовали они этот вопрос неправильно, так как источник богатства выводили из сферы об­
ращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения («мерканте» в переводе с французско­
го означает торговля, торговать). Меркантилисты были предста­
вителями торговцев и выражали их интересы.
Наиболее известными представителями меркантилизма были Томас Ман (1571-1641 гг.), Антуан Монкретьен де Ватте- виль (1575-1621 гг.), Гаспар Скаруффи (1519-1584 гг.), Дэдли Норе
(1641 -1691 гг.), Дэвид Юм (1711 -1776 гг.).
Томас Ман главным видом капитала считал торговый ка­
питал.

Антуан Монкретьен ввел в научный оборот термин «поли­
тическая экономия». С выходом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615 г.) экономическая теория более трехсот лет развивается как политическая экономия. «Политейя» означает государственное устройство, следовательно, политэко­
номия дословно переводится как законы хозяйствования в рам­
ках государства (не в отдельном рабовладельческом или городс­
ком хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве в це­
лом). Внешняя торговля, но мнению А.Монкретьена, является источником прибыли, «главной целью различных ремесел» и луч- шим способом приобретения могущества государства.
А.Монкретьен видел разницу между деньгами и богатством, бла­
госостоянием. «Не обилие золота и серебра... делает государство богатым, - писал он, - но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды...».
Учение Вильяма Петти (1623-1686 гг.) является переходным от учения меркантилистов к классической (подлинной) науке - поли­
тической экономии. Известность приобрели его работы - «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.), «Слово мудрым» (1665 г.), «Полити­
ческая арифметика» (1662 г.), «Кое-что о деньгах» (1682 г.).
Заслуга В.Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать».
Новый этап в развитии политэкономии представлен физи­
ократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев («физиократы» в дословном переводе - «власть природы»).
Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кене (1694-1774 гг.). Он родился в семье крестьяни­
на, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покрови­
тельством мадам Помпадур.
В 52 года (после научных работ по медицине) Ф.Кене напи­
сал главный свой труд по политэкономии - «Экономическую таб­
лицу» (1758 г.). Ф.Кене опроверг в учении меркантилистов то, что
I

обмен создает богатство. Он объявил источником богатства не просто труд в земледелии, а именно превышение в сельском хозяйстве продукта произведенного над потребленным. Ограни­
ченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии.
Классическая политическая экономия. Дальнейшее развитие эко­
номическая теория получила в трудах Адама Смита (1723-1790 гг.) и Давида Рикардо (1772-1823 гг.).
Адам Смит родился в апреле 1723 г. в маленьком шотландс­
ком городке Керколди в семье главного контролера таможни его величества. Он получил хорошее образование, окончив два уни­
верситета, приобрел фундаментальные знания по философии, политическим наукам, математике, астрономии, юриспруденции, социологии и экономике. Его первая книга - «Теория нравствен­
ных чувств».
В историю экономической мысли А.Смит вошел как осно­
воположник классической политической экономии. В 44 года он решил исполнить грандиозный план - дать миру теорию Соци­
ально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшель­
ничества он выпускает книгу «Исследование о природе и причи­
нах богатства народов» (1777г.). В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний.
Основная идея в учении А.Смита - идея либерализма, мини­
мального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические ре­
гуляторы он назвал «невидимой рукой» рынка.
Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвы­
сил роль производительного труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформули­
ровал принципы налогообложения и многое другое. Его иссле­
дование стало библией для ученых-экономистов.
Давид Рикардо продолжил разработку теории А.Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд -
«Начала политической экономии и налогового обложения».

Д.Рикардо показал, что единственным источником стоимости яв­
ляется труд рабочего, который и лежит в основе доходов различ­
ных классов: прибыль есть результат неоплаченного труда рабо­
чего: сформулировал законы обратно пропорциональной зави­
симости между заработной платой и прибылью; указал на тен­
денцию к понижению нормы прибыли; раскрыл механизм диф­
ференциальной ренты. Его учение легло в основу английского утопического социализма.
Опираясь на высшие достижения классической школы по­
литической экономии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название
«марксизм».
Марксизм, или теория научного социализма (коммуниз­
ма), - важнейший этап в экономической теории, представляю­
щий собой всестороннее исследование законов развития капи­
талистического общества и концепцию социализма (коммуниз­
ма) как новой экономической системы. Последняя характери­
зуется формированием социалистических принципов: обще­
ственная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану.
Карл Маркс(1818-1883гг.)-немецкий мыслитель-энцикло­
педист. Родился в семье адвоката. Несмотря на большую рабо­
тоспособность и увлеченность К.Маркса наукой, его семья жила в бедности, потому что он почти никогда не имел оплачиваемой работы. Финансовую поддержку Маркс получал в основном от родителей жены - баронессы фон Вестфален и своего друга и со­
ратника Фридриха Энгельса (1820-1895 гг.), потомственного фаб­
риканта.
Основной труд К.Маркса - «Капитал» (1876 г.). Это произ­
ведение можно отнести к шедеврам немецкой науки. Главные зас­
луги К.Маркса:
- создание учения об общественно-экономических форма­
циях, причинах их смены;


- раскрытие законов развития капитализма, его внутренне­
го источника самодвижения - противоречий, исторически при­
ходящего характера капитализма как формации;
- разработка теории воспроизводства и экономических кри­
зисов, цены производства;
- создание учения о двойственном характере труда, вопло­
щенного в товаре, противоречиях в товаре и о прибавочной сто­
имости;
- раскрытие сущности абсолютной ренты, наемного труда, общая характеристика капиталистической эксплуатации.
В конце XIX - начале XX века происходит отказ от теории классической школы, который характеризует переход от анали­
тического типа науки к систематическому, от вопроса «В чем сущ­
ность данного явления?» к вопросу «Как экономические явления взаимодействуют?» В это время формируются основные направ­
ления экономической мысли XX века.
Среди них можно выделить следующие главные направле­
ния современной экономической мысли:
1) неоклассическое;
2) кейнсианское;
3) институционально-социологическое.
Неоклассическое направление возникло в конце XIX века как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое ос­
мысление и сформировалось как теория маржинализма. Предста­
вителями этой теории явились экономисты австрийской школы
Карл Менгср (1840-1921 гг.), Фридрих фон Визер (1851-1926 гг.),
Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914 гг.), а также английский эконо­
мист Уильям Стенли Джевонс (1835-1882 гг.).
Маржинализм (в переводе с французского означает «предель­
ный») - это теория, представляющая экономику как систему вза­
имосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая эконо­
мические процессы и явления исходя из новой идеи - использова­
ния предельных (max или min) крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений.

Главные категории в этом направлении: предельная полез­
ность, предельная производительность, предельные издержки и др.
Маржинализм опирается на количественный анализ и ис­
пользует экономико-математические методы и модели, в основе которых лежат субъективные оценки.
Одним из широко известных теоретиков математической школы являлся Леон Вальрас (1834-1910 гг.). швейцарский эко­
номист, разработавший модель общего экономического равно­
весия. Последняя имеет в основе анализ спроса и предложения и содержит ряд систем уравнений.
На Западе современная экономическая теория, известная под названием «экономике», имеет в своей основе маржинальную эко­
номическую теорию и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.
Курс «Экономикс» впервые начал читаться в Кэмбриджс- ком университете А.Маршаллом в 1902 году, он сменил курс по­
литической экономии классической школы Дж.С.Милля.
В 1890 году вышла книга Альфреда Маршалла (1842-1924 гг.)
«Принципы экономике», которая у нас переведена как «Принци­
пы политической экономии», и здесь нет ошибки, так как А.Мар­
шалл под термином «экономике» подразумевал политическую экономию.
Появление термина «экономике» объясняется следующими причинами: во-первых, рационализмом американцев, их склон­
ностью к сокращениям; во-вторых, имелись и более глубокие кор­
ни. Экономический кризис в конце XIX столетия и почти двадца­
тилетняя депрессия показали несостоятельность государственно­
го вмешательства в экономику. А.Маршалл, который отстаивал идею свободной конкуренции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отра­
жение в новом термине (в нем исчезла первая часть прежнего на­
звания науки).
Неоклассическое направление господствовало в мировой экономической мысли до 30-х годов XX века. Кризис и великая депрессия показали несостоятельность свободной конкуренции