Файл: Учебное пособие Рекомендовано к шданию Учебнометодическим центром кгту им. А. Н. Туполева Казань 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
решить все социально-экономические проблемы общества, в свя­
зи с чем появляется новое экономическое учение - кейнсианство.
В 70-80-х годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производ­
ства, неоклассическое направление снова становится актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономичес­
кой литературе это направление получило название «новый клас­
сический экономике».
Сегодня неоклассическое направление экономической тео­
рии представлено теориями монетаризма и либерализма.
Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой к контролю государства над де­
нежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах; достижению сбалансированности госу­
дарственного бюджета и установлению высокого кредитного бан­
ковского процента.
Главой новой монетаристской школы признан американс­
кий ученый-экономист Милтон Фридмен (1912 г.) - лауреат Но­
белевской премии по экономике за 1976 год. Его экономические советы использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р.Рейгана в США. На обложке книги
М.Фридмена «Свобода выбора» Рейган написал: «Ее нужно про­
читать всем, кто заинтересован в будущем Америки». По мнению
М.Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объяс­
няются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.
Неолиберализм - течение, согласно которому необходимо со­
кращать (свести к минимуму)вмешательство государства в эконо­
мику (принцип классической политической экономии А.Смита), ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения.
Поэтому важно предоставление максимально возможной свобо­
ды предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.

Главными теоретиками концепции экономического либера­
лизма XX века являются американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881 г.) и его ученик Фрид­
рих фон Хайек (1899-1984 гг.).
Кейнсианское направление, основателем которого является лорд Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.), служит теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыноч­
ной экономики путем увеличения или сокращения спроса посред­
ством изменения наличной и безналичной денежной массы.
С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения то­
варов, подавлять экономические кризисы.
Дж.Кейнс - выходец из научной среды-, его отец был анг­
лийским ученым-экономистом. В течение нескольких десятиле­
тий он вносил ряд новых идей в развитие экономики и политики первой половины XX века. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А.Смита и К.Маркса.
В его главном произведении «Общая теория занятости, про­
цента и денег» (1936 г.) изложены теория и программа государ­
ственного регулирования экономики.
Он сформулировал макроэкономический анализ (в отличие от микроэкономического подхода), взаимообусловленность со­
вокупных показателей - национального дохода, инвестиций, по­
требления, сбережений и др. Главными ключевыми проблемами
Кейнс считал емкость рынка, принцип эффективного спроса, со­
ставной частью Которого выступает концепция мультипликато­
ра, общую теорию занятости, предельную эффективность капи­
тала и нормы процента.
Неокейнсиаицы исходят из необходимости более полного учета факторов нестационарности, динамики экономических про­
цессов. К их числу относится английский экономист Джоан Ро­
бинсон (1902-1983 гг.).
Представителями институционально-социологического на­
правления являются Торстейн Веблен, Джон Р.Коммонс, Уэсли
К.Митчелл, Джон К. Гэлбрейт.


Название концепции происходит от латинского слова
«institutum» - установление, устройство, учреждение. Все ее сто­
ронники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влияни­
ем экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические.
Понятие «институт» трактуется очень широко: и как госу­
дарство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монопо­
лия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и юридические нормы. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капитализма: засилье монополий, недостатки свобод­
ной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, от­
дельные пороки «общества потребления» (как бездуховность и т.д.).
Данное направление экономической теории в начале XX века появилось в качестве реакции на распространение маржинализ- ма, ограничивающего свои исследования «чистой» экономикой.
Теоретической базой для этого нового интернационального на­
правления экономической науки послужила историческая школа в Германии, наиболее крупными представителями которой были
Вернср Зомбарт и Макс Вебер. Главная их идея, взятая на воору­
жение институционально-социологическим направлением - это постоянное изменение экономики, единого рыночного простран­
ства, единого государства, переход от одной экономической мо­
дели к другой. Причем считалось, что развитие идет по восходя­
щей линии к высшей морально-этической цели.
В институционально-социологическом направлении исклю­
чительное место занимает проблема преобразования, трансфор­
мации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что НТП ведет к преодолению социальных противо­
речий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, суиериндустриально- му или «неоиндустриальному» (то есть информационному) об­
ществу. Абсолютизация роли технико-экономических факторов
позволила выдвинуть теорию конвергенции (Джон К.Гелбрейт,
П.Сорокин-Питирим - США, Раймон Арон - Франция, Ян Тин- берген - Нидерланды).
Данное направление выступает в различных модификаци­
ях: социально-психологический (Т.Веблен) и социально-правовой
(Д.Коммос) институционализм, провозгласивший основой эко­
номического развития юридические отношения, конъюнктурове- дение (У.Митчелл), сформулировавшее методы прогнозирования количественных изменений в экономике.
Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолю­
тизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникла экономическая теория прав собственности (Рональд Коуз, США), теория общественного вы­
бора (Джеймс Бьюкенен, США) и другие. На основе этих взгля­
дов меняется и экономическая политика развитых стран, резуль­
таты которой позволяют говорить о «социализации капитализ­
ма». Главная идея современного институционализма - в утверж­
дении не просто возрастающей роли человека как основного эко­
номического ресурса постиндустриального общества, но и в ар­
гументации вывода об общей переориентации постиндустриаль­
ной системы на всестороннее развитие личности, а XXI век про­
возглашается столетием человека.
Контрольные задания
1. Экономическая теория, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, это: а) меркантилизм; б) фетишизм; в) физиократизм; г) маржинализм?
2. Что из перечисленного составляет наиболее фундаменталь­
ную идею экономической науки: а) предпринимательство;
18

б) прибыль; в)ограниченность; г) спрос и предложение?
3. Какой концепции на предмет экономической теории при­
держивается школа маржинализма: а) деятельность, связанная с внешней торговлей и прито­
ком денег в страну; б) изучение сферы производства, в которой создается бо­
гатство; в) капиталистический способ производства и соответству­
ющие ему отношения производства и обмена; г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствова­
ния?
4. Определите утверждение, относящееся к микроэконо­
мике: а) правительство осуществляет политику либерализации цен; б) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента; в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции; г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране.
5. Макроэкономика определяется как область экономичес­
кой теории, изучающая: а) роль государства в экономике; б) глобальные тенденции экономического развития чело­
вечества; в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом?
6. Определите, какого воззрения на предмет экономической теории придерживается классическая политическая экономия:
19
а) капиталистический способ производства и соответству­
ющие ему отношения производства и обмена; б) изучение сферы производства, в которой создается бо­
гатство; в) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов.
7. Шоковая терапия Е.Гайдара опиралась на теорию: а)кейнсианства; б) монетаризма; в) марксизма?
8. Микроэкономика может быть определена как область эко­
номической науки, которая изучает: а) экономическое поведение отдельных групп потребите­
лей, фирм и собственников ресурсов; б) экономическое поведение отдельных фирм; в) отношения между отдельными представителями разных классов?
9. Выберите элементы синтеза и анализа в методе экономи­
ческой теории: а) расчленение исследуемого явления на составные части; б) переход мышления от конкретного к абстрактному; в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого; г) переход от абстрактного к конкретному.
10. Определите верное положение, показывающее взаимо­
связь экономической теории с экономической политикой: а) экономическая теория - это наука, изучающая эконо­
мическую политику; б) экономическая теория выявляет принципы экономичес­
кого поведения, полезного при разработке экономичес­
кой политики; в) экономическая теория помогает выработать определен­
ные решения, используемые в экономической политике.



Тема 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
2.1. Ограниченность ресурсов
и безграничность потребностей
Итак, экономическая теория - это наука о том, как обще­
ство использует редкие ресурсы для производства ценных това­
ров и распределения их среди людей.
В этом определении кроются два фундаментальных факта, образующих основу экономической науки, которые пронизыва­
ют все ее разделы: во-первых, безграничность человеческих по­
требностей, во-вторых, редкость экономических ресурсов.
Человеческие потребности многообразны. Есть потребнос­
ти материальные, духовные, физиологические, психологические.
Они постоянно растут и становятся все более разнообразными, потому что человек бесконечен в своих желаниях. Когда человек удовлетворяет свои элементарные потребности (например, в пище и одежде), он стремится к удовлетворению других, более высоко­
го порядка, потребностей.
Конечная цель экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить многообразные потребности людей.
Однако человек живет в мире ограниченных возможностей. Ог­
раничено время, которое он может уделять тому или иному заня­
тию. Ограничены средства, которые он мог бы использовать для
достижения желанной цели. Ограниченность ресурсов заключает­
ся в невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Если бы ресурсы не были ограни­
чены, тогда не было бы экономических благ, то есть товаров, обладающих относительной редкостью. Тогда вряд ли возника­
ла бы нужда экономить и сама экономика была бы не нужна.
2.2. Общественное производство и его элементы
Конечная цель развития любой экономической системы удовлетворение потребностей. Природа непосредственно не пре-
доставляет человеку необходимые ему блага. Эти блага надо про­
изводить, поэтому производство предстает как объективная не­
обходимость.
Итак, производство - это целесообразная деятельность лю­
дей, направленнная на удовлетворение потребностей. Результа­
том производства является создание материальных и нематери­
альных благ, необходимых для существования общества.
Люди, создавая эти блага, вступают в определенные связи и отношения для совместной деятельности, поэтому производство приобретает характер общественного процесса. Процесс произ­
водства осуществляется не изолированными субъектами хозяй­
ства, а в обществе, в системе общественного разделения труда.
Даже отдельный ремесленник или фермер, полагающий, что он действует полностью независимо, на самом деле связан тысяча­
ми хозяйственных нитей с другими людьми.
Говоря о различных благах как результатах процесса про­
изводства, следует остановиться на категории «благо» и рассмот­
реть ее более подробно.
Благо вообще - это средство для удовлетворения потребно­
стей. Однако не каждый предмет, обладающий свойством для удовлетворения какой-либо потребности, есть благо. Способность предмета удовлетворять ту или иную потребность должна быть сначала осознана человеком. На этот факт обратил внимание один из представителей австрийской школы - Карл Менгер. Так, ко­
рень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но до тех пор, пока люди не установили причинно-следственную связь между потребностью в оздоровлении организма и целитель­
ной силой женьшеня, это растение не считалось благом.
Производство благ предполагает взаимодействие следующих трех элементов:
1) труда - как затрат умственной и физической энергии с це­
лью удовлетворения потребностей. Сама же способность человека к труду получила в экономической теории название «рабочая сила»;
2) предметов труда - вещи или комплекса вещей, подвергаю­
щихся обработке, переработке и т.д. Это все то, к чему прилагает-