Файл: Учебное пособие Рекомендовано к шданию Учебнометодическим центром кгту им. А. Н. Туполева Казань 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
решить все социально-экономические проблемы общества, в свя
зи с чем появляется новое экономическое учение - кейнсианство.
В 70-80-х годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производ
ства, неоклассическое направление снова становится актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономичес
кой литературе это направление получило название «новый клас
сический экономике».
Сегодня неоклассическое направление экономической тео
рии представлено теориями монетаризма и либерализма.
Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой к контролю государства над де
нежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах; достижению сбалансированности госу
дарственного бюджета и установлению высокого кредитного бан
ковского процента.
Главой новой монетаристской школы признан американс
кий ученый-экономист Милтон Фридмен (1912 г.) - лауреат Но
белевской премии по экономике за 1976 год. Его экономические советы использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р.Рейгана в США. На обложке книги
М.Фридмена «Свобода выбора» Рейган написал: «Ее нужно про
читать всем, кто заинтересован в будущем Америки». По мнению
М.Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объяс
няются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.
Неолиберализм - течение, согласно которому необходимо со
кращать (свести к минимуму)вмешательство государства в эконо
мику (принцип классической политической экономии А.Смита), ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения.
Поэтому важно предоставление максимально возможной свобо
ды предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.
зи с чем появляется новое экономическое учение - кейнсианство.
В 70-80-х годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производ
ства, неоклассическое направление снова становится актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономичес
кой литературе это направление получило название «новый клас
сический экономике».
Сегодня неоклассическое направление экономической тео
рии представлено теориями монетаризма и либерализма.
Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой к контролю государства над де
нежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах; достижению сбалансированности госу
дарственного бюджета и установлению высокого кредитного бан
ковского процента.
Главой новой монетаристской школы признан американс
кий ученый-экономист Милтон Фридмен (1912 г.) - лауреат Но
белевской премии по экономике за 1976 год. Его экономические советы использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р.Рейгана в США. На обложке книги
М.Фридмена «Свобода выбора» Рейган написал: «Ее нужно про
читать всем, кто заинтересован в будущем Америки». По мнению
М.Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объяс
няются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.
Неолиберализм - течение, согласно которому необходимо со
кращать (свести к минимуму)вмешательство государства в эконо
мику (принцип классической политической экономии А.Смита), ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения.
Поэтому важно предоставление максимально возможной свобо
ды предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.
Главными теоретиками концепции экономического либера
лизма XX века являются американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881 г.) и его ученик Фрид
рих фон Хайек (1899-1984 гг.).
Кейнсианское направление, основателем которого является лорд Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.), служит теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыноч
ной экономики путем увеличения или сокращения спроса посред
ством изменения наличной и безналичной денежной массы.
С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения то
варов, подавлять экономические кризисы.
Дж.Кейнс - выходец из научной среды-, его отец был анг
лийским ученым-экономистом. В течение нескольких десятиле
тий он вносил ряд новых идей в развитие экономики и политики первой половины XX века. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А.Смита и К.Маркса.
В его главном произведении «Общая теория занятости, про
цента и денег» (1936 г.) изложены теория и программа государ
ственного регулирования экономики.
Он сформулировал макроэкономический анализ (в отличие от микроэкономического подхода), взаимообусловленность со
вокупных показателей - национального дохода, инвестиций, по
требления, сбережений и др. Главными ключевыми проблемами
Кейнс считал емкость рынка, принцип эффективного спроса, со
ставной частью Которого выступает концепция мультипликато
ра, общую теорию занятости, предельную эффективность капи
тала и нормы процента.
Неокейнсиаицы исходят из необходимости более полного учета факторов нестационарности, динамики экономических про
цессов. К их числу относится английский экономист Джоан Ро
бинсон (1902-1983 гг.).
Представителями институционально-социологического на
правления являются Торстейн Веблен, Джон Р.Коммонс, Уэсли
К.Митчелл, Джон К. Гэлбрейт.
Название концепции происходит от латинского слова
«institutum» - установление, устройство, учреждение. Все ее сто
ронники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влияни
ем экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические.
Понятие «институт» трактуется очень широко: и как госу
дарство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монопо
лия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и юридические нормы. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капитализма: засилье монополий, недостатки свобод
ной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, от
дельные пороки «общества потребления» (как бездуховность и т.д.).
Данное направление экономической теории в начале XX века появилось в качестве реакции на распространение маржинализ- ма, ограничивающего свои исследования «чистой» экономикой.
Теоретической базой для этого нового интернационального на
правления экономической науки послужила историческая школа в Германии, наиболее крупными представителями которой были
Вернср Зомбарт и Макс Вебер. Главная их идея, взятая на воору
жение институционально-социологическим направлением - это постоянное изменение экономики, единого рыночного простран
ства, единого государства, переход от одной экономической мо
дели к другой. Причем считалось, что развитие идет по восходя
щей линии к высшей морально-этической цели.
В институционально-социологическом направлении исклю
чительное место занимает проблема преобразования, трансфор
мации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что НТП ведет к преодолению социальных противо
речий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, суиериндустриально- му или «неоиндустриальному» (то есть информационному) об
ществу. Абсолютизация роли технико-экономических факторов
позволила выдвинуть теорию конвергенции (Джон К.Гелбрейт,
П.Сорокин-Питирим - США, Раймон Арон - Франция, Ян Тин- берген - Нидерланды).
Данное направление выступает в различных модификаци
ях: социально-психологический (Т.Веблен) и социально-правовой
(Д.Коммос) институционализм, провозгласивший основой эко
номического развития юридические отношения, конъюнктурове- дение (У.Митчелл), сформулировавшее методы прогнозирования количественных изменений в экономике.
Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолю
тизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникла экономическая теория прав собственности (Рональд Коуз, США), теория общественного вы
бора (Джеймс Бьюкенен, США) и другие. На основе этих взгля
дов меняется и экономическая политика развитых стран, резуль
таты которой позволяют говорить о «социализации капитализ
ма». Главная идея современного институционализма - в утверж
дении не просто возрастающей роли человека как основного эко
номического ресурса постиндустриального общества, но и в ар
гументации вывода об общей переориентации постиндустриаль
ной системы на всестороннее развитие личности, а XXI век про
возглашается столетием человека.
Контрольные задания
1. Экономическая теория, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, это: а) меркантилизм; б) фетишизм; в) физиократизм; г) маржинализм?
2. Что из перечисленного составляет наиболее фундаменталь
ную идею экономической науки: а) предпринимательство;
18
П.Сорокин-Питирим - США, Раймон Арон - Франция, Ян Тин- берген - Нидерланды).
Данное направление выступает в различных модификаци
ях: социально-психологический (Т.Веблен) и социально-правовой
(Д.Коммос) институционализм, провозгласивший основой эко
номического развития юридические отношения, конъюнктурове- дение (У.Митчелл), сформулировавшее методы прогнозирования количественных изменений в экономике.
Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолю
тизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникла экономическая теория прав собственности (Рональд Коуз, США), теория общественного вы
бора (Джеймс Бьюкенен, США) и другие. На основе этих взгля
дов меняется и экономическая политика развитых стран, резуль
таты которой позволяют говорить о «социализации капитализ
ма». Главная идея современного институционализма - в утверж
дении не просто возрастающей роли человека как основного эко
номического ресурса постиндустриального общества, но и в ар
гументации вывода об общей переориентации постиндустриаль
ной системы на всестороннее развитие личности, а XXI век про
возглашается столетием человека.
Контрольные задания
1. Экономическая теория, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, это: а) меркантилизм; б) фетишизм; в) физиократизм; г) маржинализм?
2. Что из перечисленного составляет наиболее фундаменталь
ную идею экономической науки: а) предпринимательство;
18
б) прибыль; в)ограниченность; г) спрос и предложение?
3. Какой концепции на предмет экономической теории при
держивается школа маржинализма: а) деятельность, связанная с внешней торговлей и прито
ком денег в страну; б) изучение сферы производства, в которой создается бо
гатство; в) капиталистический способ производства и соответству
ющие ему отношения производства и обмена; г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствова
ния?
4. Определите утверждение, относящееся к микроэконо
мике: а) правительство осуществляет политику либерализации цен; б) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента; в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции; г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране.
5. Макроэкономика определяется как область экономичес
кой теории, изучающая: а) роль государства в экономике; б) глобальные тенденции экономического развития чело
вечества; в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом?
6. Определите, какого воззрения на предмет экономической теории придерживается классическая политическая экономия:
19
3. Какой концепции на предмет экономической теории при
держивается школа маржинализма: а) деятельность, связанная с внешней торговлей и прито
ком денег в страну; б) изучение сферы производства, в которой создается бо
гатство; в) капиталистический способ производства и соответству
ющие ему отношения производства и обмена; г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствова
ния?
4. Определите утверждение, относящееся к микроэконо
мике: а) правительство осуществляет политику либерализации цен; б) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента; в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции; г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране.
5. Макроэкономика определяется как область экономичес
кой теории, изучающая: а) роль государства в экономике; б) глобальные тенденции экономического развития чело
вечества; в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом?
6. Определите, какого воззрения на предмет экономической теории придерживается классическая политическая экономия:
19
а) капиталистический способ производства и соответству
ющие ему отношения производства и обмена; б) изучение сферы производства, в которой создается бо
гатство; в) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов.
7. Шоковая терапия Е.Гайдара опиралась на теорию: а)кейнсианства; б) монетаризма; в) марксизма?
8. Микроэкономика может быть определена как область эко
номической науки, которая изучает: а) экономическое поведение отдельных групп потребите
лей, фирм и собственников ресурсов; б) экономическое поведение отдельных фирм; в) отношения между отдельными представителями разных классов?
9. Выберите элементы синтеза и анализа в методе экономи
ческой теории: а) расчленение исследуемого явления на составные части; б) переход мышления от конкретного к абстрактному; в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого; г) переход от абстрактного к конкретному.
10. Определите верное положение, показывающее взаимо
связь экономической теории с экономической политикой: а) экономическая теория - это наука, изучающая эконо
мическую политику; б) экономическая теория выявляет принципы экономичес
кого поведения, полезного при разработке экономичес
кой политики; в) экономическая теория помогает выработать определен
ные решения, используемые в экономической политике.
ющие ему отношения производства и обмена; б) изучение сферы производства, в которой создается бо
гатство; в) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов.
7. Шоковая терапия Е.Гайдара опиралась на теорию: а)кейнсианства; б) монетаризма; в) марксизма?
8. Микроэкономика может быть определена как область эко
номической науки, которая изучает: а) экономическое поведение отдельных групп потребите
лей, фирм и собственников ресурсов; б) экономическое поведение отдельных фирм; в) отношения между отдельными представителями разных классов?
9. Выберите элементы синтеза и анализа в методе экономи
ческой теории: а) расчленение исследуемого явления на составные части; б) переход мышления от конкретного к абстрактному; в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого; г) переход от абстрактного к конкретному.
10. Определите верное положение, показывающее взаимо
связь экономической теории с экономической политикой: а) экономическая теория - это наука, изучающая эконо
мическую политику; б) экономическая теория выявляет принципы экономичес
кого поведения, полезного при разработке экономичес
кой политики; в) экономическая теория помогает выработать определен
ные решения, используемые в экономической политике.
Тема 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
2.1. Ограниченность ресурсов
и безграничность потребностей
Итак, экономическая теория - это наука о том, как обще
ство использует редкие ресурсы для производства ценных това
ров и распределения их среди людей.
В этом определении кроются два фундаментальных факта, образующих основу экономической науки, которые пронизыва
ют все ее разделы: во-первых, безграничность человеческих по
требностей, во-вторых, редкость экономических ресурсов.
Человеческие потребности многообразны. Есть потребнос
ти материальные, духовные, физиологические, психологические.
Они постоянно растут и становятся все более разнообразными, потому что человек бесконечен в своих желаниях. Когда человек удовлетворяет свои элементарные потребности (например, в пище и одежде), он стремится к удовлетворению других, более высоко
го порядка, потребностей.
Конечная цель экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить многообразные потребности людей.
Однако человек живет в мире ограниченных возможностей. Ог
раничено время, которое он может уделять тому или иному заня
тию. Ограничены средства, которые он мог бы использовать для
достижения желанной цели. Ограниченность ресурсов заключает
ся в невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Если бы ресурсы не были ограни
чены, тогда не было бы экономических благ, то есть товаров, обладающих относительной редкостью. Тогда вряд ли возника
ла бы нужда экономить и сама экономика была бы не нужна.
2.2. Общественное производство и его элементы
Конечная цель развития любой экономической системы удовлетворение потребностей. Природа непосредственно не пре-
доставляет человеку необходимые ему блага. Эти блага надо про
изводить, поэтому производство предстает как объективная не
обходимость.
Итак, производство - это целесообразная деятельность лю
дей, направленнная на удовлетворение потребностей. Результа
том производства является создание материальных и нематери
альных благ, необходимых для существования общества.
Люди, создавая эти блага, вступают в определенные связи и отношения для совместной деятельности, поэтому производство приобретает характер общественного процесса. Процесс произ
водства осуществляется не изолированными субъектами хозяй
ства, а в обществе, в системе общественного разделения труда.
Даже отдельный ремесленник или фермер, полагающий, что он действует полностью независимо, на самом деле связан тысяча
ми хозяйственных нитей с другими людьми.
Говоря о различных благах как результатах процесса про
изводства, следует остановиться на категории «благо» и рассмот
реть ее более подробно.
Благо вообще - это средство для удовлетворения потребно
стей. Однако не каждый предмет, обладающий свойством для удовлетворения какой-либо потребности, есть благо. Способность предмета удовлетворять ту или иную потребность должна быть сначала осознана человеком. На этот факт обратил внимание один из представителей австрийской школы - Карл Менгер. Так, ко
рень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но до тех пор, пока люди не установили причинно-следственную связь между потребностью в оздоровлении организма и целитель
ной силой женьшеня, это растение не считалось благом.
Производство благ предполагает взаимодействие следующих трех элементов:
1) труда - как затрат умственной и физической энергии с це
лью удовлетворения потребностей. Сама же способность человека к труду получила в экономической теории название «рабочая сила»;
2) предметов труда - вещи или комплекса вещей, подвергаю
щихся обработке, переработке и т.д. Это все то, к чему прилагает-
изводить, поэтому производство предстает как объективная не
обходимость.
Итак, производство - это целесообразная деятельность лю
дей, направленнная на удовлетворение потребностей. Результа
том производства является создание материальных и нематери
альных благ, необходимых для существования общества.
Люди, создавая эти блага, вступают в определенные связи и отношения для совместной деятельности, поэтому производство приобретает характер общественного процесса. Процесс произ
водства осуществляется не изолированными субъектами хозяй
ства, а в обществе, в системе общественного разделения труда.
Даже отдельный ремесленник или фермер, полагающий, что он действует полностью независимо, на самом деле связан тысяча
ми хозяйственных нитей с другими людьми.
Говоря о различных благах как результатах процесса про
изводства, следует остановиться на категории «благо» и рассмот
реть ее более подробно.
Благо вообще - это средство для удовлетворения потребно
стей. Однако не каждый предмет, обладающий свойством для удовлетворения какой-либо потребности, есть благо. Способность предмета удовлетворять ту или иную потребность должна быть сначала осознана человеком. На этот факт обратил внимание один из представителей австрийской школы - Карл Менгер. Так, ко
рень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но до тех пор, пока люди не установили причинно-следственную связь между потребностью в оздоровлении организма и целитель
ной силой женьшеня, это растение не считалось благом.
Производство благ предполагает взаимодействие следующих трех элементов:
1) труда - как затрат умственной и физической энергии с це
лью удовлетворения потребностей. Сама же способность человека к труду получила в экономической теории название «рабочая сила»;
2) предметов труда - вещи или комплекса вещей, подвергаю
щихся обработке, переработке и т.д. Это все то, к чему прилагает-