Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Аудит – это необходимый элемент рыночных взаимоотношений, обязательной предпосылкой возникновения которого является существование различных форм собственности, поскольку потребность в услугах аудитора возникает в связи с обособлением интересов собственников, акционеров, инвесторов, менеджеров, государства. Поэтому, как только в России начался процесс формирования рыночной экономики и появились экономические субъекты различных форм собственности, контроль за которыми уже не могли осуществлять государственные органы, возникла необходимость и в аудите. С другой стороны, аудит – это один из механизмов обеспечивающих свободу выбора каждого субъекта этих взаимоотношений, реализую право на информированность, поскольку именно информация, ее качество, полнота и достоверность служат основой для сводного выбора. Для человека как субъекта экономических отношений – физического лица - информация является нематериальным благом, обеспечивающим свободу действий, в отношении иных субъектов – такая аналогия также , мне думается допустима. Достоверная и качественная информация позволяет правильно оценить результаты работы хозяйствующего субъекта, риски в его деятельности, принимать обоснованные решения, что в целом способствует эффективному функционированию предприятий, рынков, в т.ч. капитала, и более эффективному функционированию всей экономической системы общества, а значит более полному развитию и человеческого потенциала, что является главной целью социального и правового государства.

В конце 80-х, начале 90-х годов 20 века складывающиеся еще тогда в СССР общественные отношения (т.е. материальный источник права) предопределили начало развития аудиторской деятельности, как совершенно нового института контроля, неизвестного тогда на пространстве республик бывшего СССР.

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Что же такое аудит? Аудит прежде всего – это вид деятельности, осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, стандартов, собирает и оценивает факты о состоянии экономического объекта и результатах его деятельности. Главной целью аудита является определение достоверности и правдивости, прежде всего, финансовой отчетности субъекта проверки, а также соблюдение им норм действующего законодательства.


Если брать за основу институциональный подход к организации и функционированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, основанный на формальном источнике права – юридически оформленных нормах права, регулирующих аудиторскую деятельность в России, то, на мой взгляд, можно выделить следующие этапы:

  1. С конца 80-х годов 20 века до момента принятия Указа Президента РФ от 22.12.1993г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации».
  2. С момента принятия Указа Президента РФ от 22.12.1993г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации» и до момента принятия и введения в действие Федерального закона от 07.08.2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  3. С момента принятия Федерального закона от 07.08.2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и до момента принятия нового Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
  4. момента принятия нового Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» до настоящего времени.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ЭВОЛЮЧИЯ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПОНЯТИЙ

2.1 Первый этап

С конца 80-х годов 20 века до момента принятия Указа Президента РФ от 22.12.1993г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации».

На этом этапе следует отметить «Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РСФСР», утвержденное 06.02.1991г. Председателем Центрального банка РСФСР Г.Г. Матюхиным. Роль данного положения в создании аудита в России чрезвычайно высока. Данное положение является первым нормативным актом в области аудита в Российской Федерации. Впервые в России сформулировано определение аудита: «Аудит в банковской системе РСФСР представляет собой независимый, нейтральный контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений»; указаны основные принципы деятельности – независимость, компетентность, ответственность за результаты работы, права и обязанности аудиторских предприятий. Положение определило: «Основной целью банковского аудита является подтверждение достоверности отчетности коммерческих банков , представляемой в учреждения Центрального банка РСФСР, соответствия бухгалтерского учета требованиям нормативных документов, проверка соблюдения коммерческими банками банковского Законодательства РСФСР, анализ их финансово-хозяйственной деятельности, а также оказание консультационных услуг». Аудиторской деятельностью в соответствии с положением могли заниматься аудиторские организации (юридические лица) и физические лица, имеющие патент на занятие индивидуальной трудовой деятельностью, при условии получения ими лицензии Центрального банка РСФСР на проведение банковского аудита. Аудиторская деятельность должна была осуществляться на основе платности, самоокупаемости и самоуправления.


Необходимость принятия Центральным банком РСФСР названного Положения явилась закономерным следствием реформирования банковского сектора экономики и вступления в силу Федерального закона от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», статья 45 которого устанавливала ежегодную обязательную проверку аудиторскими организациями деятельности банков. Положение уточнило, что без аудиторского заключения, составляемого по результатам аудиторских проверок, годовые отчеты коммерческих банков приниматься не будут. Таким образом стали складываться основные элементы одного из существенных и важных сегментов рынка аудиторских услуг в России – банковского аудита. Аудит по своей сущности - институт демократической рыночной государственности – прививался в России директивными методами, именно от юридически устанавливаемых государством норм и правил, если так можно выразиться «путем сверху», что отражалось в отсутствии насущной потребности основного числа банков в аудиторских услугах, а также отсутствии широкого понимания значимости и необходимости аудита.

2.2 Второй этап

С момента принятия Указа Президента РФ от 22.12.1993г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации» и до момента принятия и введения в действие Федерального закона от 07.08.2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В бурно изменяющихся экономических условиях в целях обеспечения правового регулирования в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации Указ был призван установить единые правовые основы аудиторской деятельности – независимого вневедомственного финансового контроля - во всем ее государственном, экономическом пространстве до разработки и принятия федерального закона.

Правилами уже определяется не аудит, как ранее, а именно аудиторская деятельность, хотя эти понятия и соединяются в данной норме. Пунктами 3, 4, 5 Правил устанавливается:

«3. Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно - расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

4. Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.


5. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации».

Правила установили требования к объектам обязательной аудиторской проверки. Основные показатели (содержание, объем и формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов определяются соответствующим законом Российской Федерации, а до его принятия - нормативными актами Совета Министров - Правительства Российской Федерации и в части бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и кредитных учреждений - нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Новым становится введение критериев допуска лиц к занятию аудиторской деятельностью (субъектный состав). Пункт 8 Правил определяет, что это могут быть физические лица, – аудиторы – самостоятельно, как частные предприниматели либо в составе аудиторских фирм. Все аудиторы обязаны были соответствовать квалификационным требованиям: к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускались лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю, исключения составляли лица с непогашенной судимостью; прошедшие аттестацию, сдавшие квалификационный экзамен, получившие квалификационный аттестат аудитора. Аудиторской деятельностью могли заниматься юридические лица - аудиторские фирмы - независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, причем, в любой организационно-правовой форме, за исключением открытых акционерных обществ. Аудиторы и аудиторские фирмы не могли заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней.

Дается определение основной форме деятельности аудиторов и аудиторских организаций – аудиторской проверке - в ней разграничивается обязательная и инициативная, оговариваются права, обязанности, ответственность и ограничения при их проведении. При указании ограничений намечается тенденция к формированию принципов деятельности - независимости, конфиденциальности, профессиональности, например, запрет передачи полученной в ходе проверок информации третьим лицам, запрет участия в проверке при наличии иных интересов, способных повлиять на независимость… Законодательно устанавливается юридическая форма документального отражения результатов проведенной проверки – аудиторского заключения – трех его частей: вводной, аналитической, итоговой, причем с разным режимом доступа к частям аудиторского заключения различных групп пользователей.


Правила закрепили аудиторскую деятельность как лицензируемый вид предпринимательской деятельности, определив органы и организации правомочные в выдаче аттестатов и лицензий. Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление. Лицензии выдавались на осуществление:

  • банковского аудита;
  • аудита страховых организаций;
  • аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

Закон установил возможность аудиторам и аудиторским фирмам в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов, но которые не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.

Принятие Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации впервые определило субъектов, объект, основные требования, права, обязанность и ответственность в данном виде правоотношений в целом для субъектов экономической деятельности Российской Федерации.

2.3 Третий этап

С момента принятия Федерального закона от 07.08.2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и до момента принятия нового Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Статья 1 Закона так определяет понятие аудита: «Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица)». Сама статья «Понятие аудиторской деятельности» получает широкое наполнение, в пунктах и подпунктах которой определяется: цель: «целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения»; иные виды аудиторских услуг, вводится понятие т.н. сопутствующих услуг с установлением перечня; прочие виды в деятельности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций по-прежнему запрещены. Т.О. сразу в первой статье очерчивается субъектный состав, в т.ч. лиц занимающихся аудиторской деятельностью и отражается их специфика.