Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья 3 «Аудитор» в п. 1 устанавливает «Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора». Статья 4 «Аудиторская организация»: «Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги». Оба выделенные субъекта вправе заниматься аудиторской деятельностью после прохождения порядка лицензирования и получения Лицензий (аудитор – или в составе аудиторской организации, или как индивидуальный предприниматель). По- прежнему, для организаций – возможно создание в любой организационно-правовой форме кроме открытого акционерного общества. Кроме того, организация должна была иметь в штате 5 аттестованных аудиторов, некоторые другие специфические требования. Аудиторами могли быть физические лица соответствующие квалификационным требованиям - образовании экономическом или юридическом, но теперь только высшем и стаже работы по специальности не менее 3-х лет – прошедшие аттестацию, сдавшие квалификационный экзамен и получившие квалификационный аттестат аудитора. Дополнительным обязательным квалификационным требованием становится ежегодное обязательное повышение квалификации аудиторов на базе аккредитованных учебных центров (раньше - 1 раз в 3 года).

В статье 7 Закона «Обязательный аудит» более четко и полно формулируется понятие и критерии, в отношении которых применяется такой вид аудиторских услуг: «Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя». Обязательный аудит осуществлялся в отношении хозяйствующих лиц по критериям организационно-правовой формы (например ОАО, государственным или муниципальным унитарным предприятием…), по видам профессиональной деятельности (например, кредитные и страховые организации, биржи и фонды и т.п.), по объему выручки

Более подробно Закон останавливается на правах и обязанностях, посвящая этому отдельные статьи закона. Статья 5 «Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов», статья 6 «Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг».

Впервые вводится понятие аудиторской тайны (ст. 8 Закона).

Новым в Законе и вместе с тем актуальной объективной потребностью, как и самих аудиторов, так и аудируемых лиц, становится формирование и закрепление в ст. 9 «Правила (стандарты) аудиторской деятельности», они подразделяются на федеральные и внутренние, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также - в организациях и у индивидуальных аудиторов. Начинается процесс формирования профессиональный унифицированных критериев для самого содержания аудиторской деятельности, что способствовало бы единообразию при формировании профессионального аудиторского суждения, по прежнему оформляемого в виде аудиторского заключения. Помимо профессиональных заявлено требование создания этических стандартов деятельности.


Новым становится формирование системы контроля качества, закрепленной в ст. 14 Закона «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов».

Дальнейшее развитие получает институт аудиторских объединений ст. 20 Закона «Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения»: «Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе». Сформулированы требования к деятельности объединений.

В Законе в целях организации и совершенствования аудиторской деятельности (статья 18 Закона) определяется порядок установления единого федерального органа регулирования аудиторской деятельности на основании Постановления Правительства РФ, создается (ст. 19 Закона) Совет по аудиторской деятельности при федеральном уполномоченном органе для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторских услуг.

Новым требованием Закона содержащемся в ст. 14 становится страхование риска при проведении обязательного аудита.

Т.О. Закон расширил содержание как уже сформированных критериев профессиональной аудиторской деятельности, так ввел и новые исходя из потребностей развития отрасли и общества в целом.

В этот период во исполнении Закона впервые вводятся стандарты - Постановлением Правительства от 23 сентября 2002 года N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".

Принимается Кодекс этики аудиторов, одобренный Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 56 от 31.05.2007г.

2.4 Четвертый этап

С момента принятия нового Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» до настоящего времени.

Статья 1 уже сохраняя свое наименование по другому дает определение понятия аудиторской деятельности: «Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности». Если ранее аудиторская деятельность и аудит определялись тождественно, то теперь аудит выделен в отдельное понятие также в стать 1: «Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация».


Закон впервые вводя в определение понятие услуги в п. 4 статьи 1 указывает критерий отнесения услуг именно к аудиторской деятельности: «Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган)». Оставлен в силе запрет на занятие иными видами предпринимательской деятельности кроме аудиторской, но расширен перечень сопутствующих услуг, например, оценочной деятельностью.

В Законе сформулированы новые критерии к субъектному составу. Так, согласно статье 3, аудиторская организация – это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, получающая право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов. Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (статья 4 Закона), которое признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Кодекс профессиональной этики аудиторов, одобренный Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012г. протокол № 4, в п. 1.5. устанавливает основные принципы этики, обязательные к соблюдению аудитором:

а) честность;

б) объективность;

в) профессиональная компетентность и должная тщательность;

г) конфиденциальность;

д) профессиональное поведение.

Уточнены требования к физическим лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата аудитора – образование, стаж и сдача квалификационного экзамена.

Подробно изложены основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора (статья 12).

Статья 5 «Обязательный аудит» уточняет перечень случаев а также особенности проведения обязательного аудита:

если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);


если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

а также в иных случаях.

В Законе более полно закреплены основные требования к аудиторскому заключению, которые подробно регламентируются по форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения - стандартами аудиторской деятельности.

Профессиональные и этические стандарты объединены в одной статье 7 «Стандарты аудиторской деятельности и Кодекс профессиональной этики аудиторов». Этой статьей впервые устанавливается, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Законом закреплены изменения порядка контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Ведены понятие внутреннего и внешнего контроля, их принципы, стандарты, правила и порядок проведения (статья 10).

Новым содержанием наполнены понятия прав и обязанностей всех субъектов аудиторской деятельности – аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц (статьи 13, 14 Закона).

Закон значительно расширяет полномочия саморегулируемых организаций аудиторов в организации и функционировании профессиональных участников аудиторской деятельности в России (статья 17). Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Она разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации. Ведет реестр аудиторов и аудиторских организаций, взаимодействует с уполномоченным федеральным органом, в порядке им установленном. В статье 18 сформулированы требования к членству в СРО.


Уполномоченный федеральный орган выполняет функции государственного регулирования аудиторской деятельности, к которым относится выработка государственной политики, принятие нормативных актов в сфере аудиторской деятельности, анализ рынка аудиторских услуг, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, иные вопросы.

В настоящее время перечень нормативных актов регулирующих аудиторскую деятельность очень обширен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аудиторская деятельность как вид предпринимательской деятельности является динамично развивающейся отраслью российской экономики. Впервые возникнув около 30 лет назад, прошла путь становления в целом, как правовых норм, регулирующих деятельность, так и самого содержания, направленного на реализацию конституционного права на информированность, достоверную информацию - основу свободной деятельности субъектов хозяйственно-экономической жизни, в первую очередь – человека.

В данной работе отражены изменения как основных нормативных источников, регулирующих аудиторскую деятельность – от «Положения об аудиторской деятельности в банковской системе РСФСР» до действующего Федерального Закона, так и изменение основных понятий, таких как «аудиторская деятельность», «аудит». Изменилось и содержание, характеристика субьектного состава данных правоотношений – аудиторов, аудиторских организаций, аудируемых лиц, федерального органа, регулирующего аудиторскую деятельность, существенное значение в последний этап стали играть саморегулируемые организации аудиторов. Изменялись и объекты проверки и их критерии, разрешенные виды деятельности, относимой к аудиторской.

Важнейшим элементом, предопределяющим эффективное развитие отрасли стали введенные стандарты аудиторской деятельности и критерии оценки качества действий профессиональных участников рынка аудиторских услуг в России, что повышает роль правового механизма ответственности данных участников. В настоящее время происходит переход деятельности профессиональных участников на международные стандарты аудита – МСА - принимаемые Международной федерацией бухгалтеров, окончательный порядок перехода будет определен Правительством РФ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ