Файл: Теоретические аспекты организации закупочной работы в коммерческой организации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации закупочной работы в коммерческой организации
1.1. Сущность и содержание закупочной работы в розничной торговле
1.2. Этапы закупочной деятельности
1.3. Организация связей с поставщиками и логистический цикл закупок
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПАО «МАГНИТ»
2.3 Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ОАО "Магнит"
После подписания договора с поставщиком инициатор обеспечивает исполнение этого договора со стороны предприятия, в том числе проводит досудебное урегулирование споров, контролирует соблюдение сроков платежей, отвечает за приём поставленной по данному договору продукции, проверяет качество данной продукции, подписывает от лица предприятия акты, свидетельствующие об исполнении договора.
После завершения договорных отношений с поставщиком инициатор отчитывается перед контролёрами об эффективности закупки.
Контролёры совместно с инициаторами и профессиональным закупщиком анализируют результаты закупок за определённый период и учитывают их при прогнозировании закупок будущего периода.
На каждой из описанных выше стадий закупочной деятельности важно соблюдать принцип соответствия полномочий и ответственности, в соответствии с которым ответственным за последствие того или иного решения является субъект, принявший данное решение.
1.3. Организация связей с поставщиками и логистический цикл закупок
Связи между поставщиками и покупателями товаров – широкое понятие. Сюда входят экономические, организационные, коммерческие, административно- правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.
Система хозяйственных связей торговли с промышленностью – важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны, представляющая собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.
Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции производственного назначения и товаров народного потребления покупателям.
Система хозяйственных связей включает, в частности, участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями (объединениями, фирмами) планов производства товаров посредством представления заявок и заказов; хозяйственные договоры; контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических санкций; участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок; проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров; установление оптимальных финансовых взаимоотношений, применение административно-правовых норм и др.
При административно-командной системе управления экономикой организация хозяйственных связей по поставкам товаров подвергалась детальному государственному регулированию и регламентированию. Государственное регулирование хозяйственных взаимоотношений поставщиков и покупателей по поставкам товаров было введено с самого начала развития централизованной административной системы экономики.
В условиях развитой рыночной экономики взаимоотношения между партнерами устанавливаются по договору. В настоящее время основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров является Гражданский кодекс РФ, в котором излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, порядок разрешения преддоговорных споров, порядок изменения и расторжения договора, порядок обеспечения исполнения договорных обязательств и т. д.
Государственное регулирование осуществляется через принятие законов, указов, постановлений в области ценообразования, требований к качеству товаров и услуг, пресечения недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности, а также установления налоговых льгот, тарифов, стимулирования отечественного производителя товаров, защиты внутреннего рынка от нежелательной или недоброкачественной продукции иностранного производства и т.п.
С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные связи, предпочтительно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары как у поставщиков-изготовителей на стабильной договорной основе, так и у оптовых посредников при экономической и организационной выгодности этих закупок.
Основной формой хозяйственных связей с поставщиками товаров является договор поставки товаров. В системе хозяйственных взаимоотношений с поставщиками могут также использоваться заявки и заказы покупателей.
Процесс закупки включает ряд определенных логически взаимосвязанных видов работ, которые можно объединить в несколько стадий: определение потребности; анализ потребности с точным Определением нужных характеристик количества товаров и услуг; выбор поставщиков; подготовка и размещение заказов на закупку; анализ заказов; контроль выполнения и/или экспедирование заказов.
Определение потребности. Заявки на закупку необходимых материалов должны содержать информацию о виде, количестве и сроках поставки материалов. Заявки подготавливаются соответствующими сотрудниками всех функциональных подразделений предприятия и передаются в отдел снабжения или закупок.
Анализ потребности с точным определением нужных характеристик количества товаров и услуг. Анализ заявок на необходимые материалы проводится с целью уменьшения стоимости приобретения материалов за счет возможной замены требуемого материала существующими более дешевыми аналогами без ущерба для качества и функциональных возможностей производимой продукции. При этом отдел материально-технического снабжения (закупок) не имеет права заменять материалы, указанные в заявках, без согласования с соответствующими производственными подразделениями.
Выбор поставщиков. Процесс выбора поставщиков сводится к составлению списка потенциальных поставщиков, определению их надежности, разработке ранжированных критериев выбора поставщиков по каждому виду материалов и на их основе выбору одного или нескольких наиболее надежных и компетентных поставщиков.
Подготовка и размещение заказов на закупку. Размещение заказа означает закрепление заказа на поставку требуемых материалов за определенным (конкретным) поставщиком. Крупные заказы целесообразно размещать у нескольких поставщиков с тем, чтобы повысить надежность выполнения заказа. Закупка материалов может осуществляться на основании разовых контрактов, генеральных договоров на несколько поставок, долгосрочных договоров и открытого контракта. Критерием выбора формы договора на закупку материалов является снижение издержек на оформление заказа.
Анализ заказов. На этой стадии отделом материально-технического снабжения (закупок) осуществляется контроль ожидаемого выполнения заказов, при необходимости корректируются количество и сроки поставок в рамках условий договора и в соответствии с изменением графиков и/или условий производства. Координирование такого рода вопросов между поставщиком и заказчиком-предприятием происходит на основе использования внутренних и внешних открытых каналов связи предприятия.
Контроль выполнения и/или экспедирование заказов. Признаком выполнения заказа является поставка материалов на склад предприятия обусловленного количества, качества и ассортимента. Факт получения материалов оформляется соответствующими документами (счета-фактуры, накладные, акты приемки товарно-материальных ценностей), на основании которых производится окончательная оплата заказа. После этого сделка купли-продажи материалов считается завершенной, а заказ - выполненным.
Глава 2.
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Организационно-экономическая характеристика ПАО «Магнит» Публичное акционерное общество «Магнит», в дальнейшем именуемое «общество», создано 12 ноября 2003 года как закрытое акционерное общество «Магнит», 10 января 2006 года решением внеочередного общего собрания акционеров было изменено полное фирменное наименование общества на открытое акционерное общество «Магнит». 25 сентября 2014 года внеочередным общим собранием акционеров принято решение об изменении полного фирменного наименования общества на Публичное акционерное общество «Магнит». Общество является юридическим лицом, действует на основании настоящего устава и законодательства Российской Федерации, оно создано без ограничения срока его деятельности. Фирменное наименование общества − Публичное акционерное общество «Магнит». Сокращенное наименование общества − ПАО «Магнит». Место нахождения общества: Российская Федерация, город Краснодар, улица Солнечная, 15/5 [50]. Основной целью общества является извлечение прибыли. Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
− оптовая торговля молочными продуктами;
− оптовая торговля мясом, которая включает мясо птицы, мясные изделия и консервы;
− оптовая торговля безалкогольными напитками, алкогольными напитками и пивом;
− оптовая торговля пищевыми маслами и жирами;
− оптовая торговля кондитерскими изделиями;
− оптовая торговля рыбой и морепродуктами;
− оптовая торговля чаем, кофе, какао и пряностями;
− оптовая торговля готовыми пищевыми продуктами;
− оптовая торговля мукой и макаронными изделиями;
− оптовая торговля солью, крупами и сахаром;
− оптовой торговле чистящими средствами;
− оптовая торговля туалетным и хозяйственным мылом;
− оптовая торговля косметическими и парфюмерными товарами;
− прочая оптовая торговля в неспециализированных магазинах;
− осуществление координации деятельности дочерних обществ;
− осуществление всех видов внешнеэкономической деятельности, которые не противоречат законодательству.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации. Общество вправе участвовать в создании в Российской Федерации и за ее пределами других организаций, приобретать доли (акции) в уставных капиталах других организаций.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени общества, которое несет ответственность за их деятельность. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются обществом имуществом и действуют в соответствии с положением о них. Имущество филиалов и представительств учитывается на их отдельном балансе и на балансе общества. Руководители филиалов и представительств действуют на основании доверенности, выданной обществом.
Основными органами управления ПАО «Магнит» являются:
− общее собрание акционеров;
− совет директоров;
− коллегиальный исполнительный орган общества (правление);
− единоличный исполнительный орган (генеральный директор) [50].
Уставный капитал общества составляет 945613,55 рублей. ПАО «Магнит» работает для повышения благосостояния своих клиентов, предлагая им качественные товары повседневного спроса по доступным ценам. «Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики. На 31 марта 2016 года сеть компании включала 12434 магазинов, из них: 9715 магазина в формате «магазин у дома», 2337 магазин «Магнит Косметик», 225 гипермаркетов и 157 магазинов «Магнит Семейный» [21].
Магазины ПАО «Магнит» расположены в 2385 населенных пунктах Российской Федерации. Зона распространения магазинов занимает огромную территорию, которая растянулась с запада на восток от Пскова до Нижневартовска, а с севера на юг от Архангельска до Владикавказа. Большинство магазинов расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском Федеральных округах.
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПАО «МАГНИТ»
Поставщики являются неотъемлемой частью функционирования организации, рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, своевременной поставки продукции.