Файл: Компетенции современных менеджеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь верно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Грамотный руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого нужно верным образом поощрять людей, превращать всякую, даже самую нудную работу в увлекательный процесс, отыскивая неординарные подходы и неизвестные грани в процессе решения проблемы, сдабривать свои действия долей авантюризма для большей привлекательности. Он обязан считаться с желанием подчиненных реализовать себя и добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

Но, самое важное, менеджер должен быть способным к руководству, должен уметь организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Форд подчеркивал наличие двух основных моментов в деятельности предпринимателя - экономии производства и сбыт. Свои советы о том, что необходимо предпринимателю для успешной деятельности, Форд сформулировал в виде следующих положений.

  1. Уверенность в том, что задумано. Уверенность в производимой продукции. Сначала надо понять, что производить. Надо быть уверенным, что расчеты правильны и есть необходимые материалы, что производимый продукт доброкачествен и конкурентоспособен. "Форсирование продукции без предварительной уверенности в самом продукте было скрытой причиной многих и многих катастроф. Над основной, " фордовской" моделью "Т, работа велась 12 лет.
  2. Результат работы впереди денег. Это один из принципов, постоянно провозглашаемых Фордом.
  3. Непрестанное применение новых идей. Форд пишет: "Я не игнорирую ни одной хорошей идеи, но уклоняюсь от того, чтобы решать немедленно, хороша ли она на самом деле. Если идея оказывается действительно хорошей, или хотя бы открывает новые возможности, то я за то, чтобы испытать ее всячески. Но от этих испытаний еще бесконечно далеко до изменений.
  4. Постоянные изменения в технологии производства. Форд пишет:". с тех пор, как мы построили наш первый автомобиль по нынешней модели, ни одно из прежних устройств не оставалось без изменений. Вот причина дешевизны нашего производства. Те небольшие изменения, которые введены в наших машинах, имеют целью повысить удобства во время езды или усилить мощность. Применяемые в производстве материалы меняются, конечно, тоже по мере того, как мы научаемся разбираться в материалах.
  5. Необходимо иметь альтернативные варианты решений. Это один из основных принципов современного менеджмента. В частности, Форд пишет:". для каждого отдельного сорта стали у нас есть, по крайней мере, одна замена, а то и несколько, причем все испробованы и все оказались годными.
  6. Очень важно анализировать соприкосновение продукции с потребителем. Это позволяет предпринимателю сформировать правильную сбытовую политику. Сегодня это азы маркетинга.
  7. Очень важно человек и машина, вместе выполняющие работу. Этим самым подчеркивается важность использования эффективных технологий производства, соответствующих его организации.
  8. Серийность - нормализация - удешевление. Вот та триада, которая с точки зрения Форда обеспечивает устойчивый сбыт продукции, производимой предприятием:". нужно добиваться, чтобы покупатель постоянно удивлялся, как можно за такую низкую цену давать столь высокое качество.
  9. Необходимость планирования своей деятельности. Любопытно в этой связи следующее высказывание Форда: "Я черчу сперва план, в котором каждая деталь разработана до конца, прежде чем начинаю строить. Иначе теряется во время работы много материала на разные добавочные приспособления, а, в конце концов, отдельные части оказываются не подходящими друг к другу.
  10. Необходимость обратной связи. Это один из основных управленческих принципов. Касаясь наиболее хорошо знакомой ему области деятельности, Форд говорит о том, что необходимо отслеживать, как ведет себя автомобиль после продажи: сколько бензина расходует на милю, какова его мощность, как часто нужно менять запчасти и т.д. Для того, чтобы обеспечить успех производимой продукции у потребителя, необходимо стараться обеспечить не только качество и цену, но и дальнейшее его сопровождение, в частности, ремонт.
  11. Нельзя останавливаться в своих поисках совершенствования управленческой деятельности. Подчеркивая этот важный момент в любой управленческой деятельности, Форд говорит: "Я видел, как большие предприятия падали, делаясь тенью своего имени, только потому что кто-то считал возможным, чтобы они и раньше управлялись так, как управлялись до сих пор. Интересно также и такое высказывание Форда: "Кто думает, что нашел свой метод, пусть углубится в себя и основательно исследует, не находится ли часть его мозга в усыплении. Необходима постоянная работа и над методами управления, которые используются в реальном управлении, и над методами, с помощью которых ведутся руководителем дела.
  12. Жалованье платит нам продукт, а управление организует производство так, чтобы продукт был в состоянии это делать. Этот принцип настолько емок, что в дальнейших пояснениях не нуждается. Таким образом, сказать, что данные положения по ведению бизнеса до сих пор актуальны - все равно, что ничего не сказать. Подобную информацию можно увидеть во многих учебниках по теории менеджмента. Все эти пункты содержат краткие и емкие законы управления, которых в настоящее время придерживается каждый менеджер и производитель.

2.2. Компетентностный портрет менеджера на примере «Ford Motor Company».

В целях «совершенствования персонала» в компании Форда был создан специальный социологический отдел с невероятной для того времени численностью 60 человек, деятельность которого была направлена на развитие у рабочих привычек к бережливости и экономии средств, обучение английскому языку (большинство из них были иммигранты). Задача социологического отдела состояла в исследовании положения рабочих путем посещения их квартир, проведения опросов (изучались семейное положение, иждивенцы, национальность, религиозная принадлежность, условия жизни, уровень благосостояния). Работник компании причислялся к определенной категории. Лица, склонные к алкоголизму, азартным играм, занимающие грязные комнаты или излишек жилья, могли быть дисквалифицированы.

Дисквалифицированных рабочих штрафовали и предоставляли им испытательный срок. Если по истечении шести месяцев требования компании не выполнялись, работник мог быть уволен.

Форд создал систему льгот медицинского обслуживания, начал строить и продавать рабочим недорогое жилье в рассрочку.

Однако до конца 1920-х гг., пока его не вынудила к этому конкуренция, Форд считал излишними издержки на модификацию и диверсификацию продукта, новые конструкторские разработки, изучение спроса и совершенствование аппарата управления, который все более отставал от роста и усложнения организационной структуры компании.

Стиль управления Форда прозвали диктаторским, поскольку несмотря на наличие менеджмента низшего и среднего звеньев, стратегическое и оперативное руководство осуществлял он сам.

Конвейер позволял повышать производительность труда рабочих без вмешательства мастера, так как рабочий должен был сам приспосабливаться к скорости движения конвейера. Первый сборочный конвейер был пущен Фордом в 1913 г. Эффект от его использования превзошел все ожидания. К этому стоит прибавить и феноменальный успех фордовской «модели Т» (народного автомобиля), что в результате обеспечило компании огромный приток денежных средств, технологическое и коммерческое первенство в своей отрасли.

Нельзя сказать, что Форд первым открыл принцип преимущества объема продаж, но он был первым, кто применил этот принцип с потрясающей эффективностью. «Производить с минимальной затратой материалов и человеческой силы, а продавать с минимальной прибылью» – вот основной постулат Форда. Он не допускал потерь времени, перерасхода энергии и материалов, свел к минимуму ручной труд. В итоге Форд продавал свои машины за поразительно низкую цену – 750 долл. (при среднемесячной зарплате американского рабочего в то время 250 долл.).


Коммерческий успех Форда позволил ему заявить о снижении продолжительности рабочего дня до 8 ч, увеличении ставок работников в два раза (с 2,5 до 5 долл. в день). Одновременное сокращение рабочих смен с трех до двух потребовало дополнительного привлечения 5 тыс. новых работников. Желающих найти работу у Форда было гораздо больше, в результате возникли беспорядки, потребовавшие вмешательства полиции.

«Методы единоличного контроля практиковались в компании Ford Motor еще в те дни, когда она делала первые шаги. Тогда вошло в обычай регулярно, раз в несколько лет, понижать в должности линейных менеджеров, дабы «согнать с них спесь» и напомнить, что своим положением они обязаны исключительно доброте «хозяина». Еще в начале своей карьеры Форд решил ни с кем не делить собственность и так же, вероятно, не желал разделить и менеджмент. Менеджеры не управляли, а были подручными, послушными приказам, исполнителями в буквальном смысле. Неизбежные последствия такого подхода не заставили себя ждать: появились тайная полиция, боязнь заговора среди ближайших соратников, ощущение шаткости собственного положения».

Форд создал систему, действующую по принципу машины, где каждый «винтик» должен был обеспечивать надежную работу. Эффективность подобной системы определялась во многом стабильностью производственного механизма, экономической мотивацией рабочих, неизменностью потребительского спроса и внешней среды организации. Поэтому закономерно, что в конце 1920-х – начале 1930-х гг., в период изменений социальной и рыночной среды Америки, компания Форда стала терпеть неудачи. Место лидера в автомобильной промышленности Америки заняла корпорация «Дженерал Моторс», наладившая выпуск более совершенных, удобных и элегантных автомобилей различных моделей и цен. При этом лозунгом Форда оставалось гордое утверждение: «Мы можем поставить вам автомобиль в любом цвете, при условии, что вы закажете черный. В результате в мае 1927 г. с конвейера сошел последний из 15 млн автомобилей «Модели Т».

Несмотря на то, что Форд первым установил на своих предприятиях восьмичасовой рабочий день и минимальный уровень заработной платы, изменения на рынке труда, новые концепции стиля руководства с преобладанием коллегиальных методов, развитие профсоюзного движения привели к серьезным конфликтам Форда с профсоюзами. Он единолично принимал все важнейшие решения и не доверял тем, кого он называл «дипломированными умниками» из университетов.

Крах Форда наглядно продемонстрировал, что для успешного решения задач в новых, нестабильных условиях рынка требуются новые подходы и принципы управления, в том числе и управления персоналом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над темой курсового проекта были сделаны следующие выводы и обобщения. Необходимость изучения законов организации при профессиональной подготовке менеджеров различных уровней связана с тем, что достижение конкретных результатов управленческой деятельности предусматривает создание тщательно продуманной системы управления, обеспечивающей эффективное целенаправленное поведение всех членов организации. Для этого менеджер должен знать и уметь применять на практике законы, регламентирующие функционирование социальных организаций. Он должен владеть теоретическими знаниями и практическими навыками в части проектирования и корректировки, уметь различать статические и динамические особенности организационных систем, грамотно применять принципы рационализации, основанные на использовании новых рыночных технологий.

Кроме того, менеджер должен разбираться в тонкостях организационной культуры, исходя из исторических предпосылок организационной науки. Управление понимается как совокупность искусства и науки. Надо стимулировать людей таким образом, полагают специалисты, чтобы они действовали в рамках порученных им обязанностей так же, как они поступали бы по собственной инициативе.

Сегодня специалисты считают, что ценность хорошей системы управления персоналом не уступает, а иногда превышает ценность системы управления капиталом. В справедливости этого утверждения нетрудно убедиться, говорит западногерманский ученый Э. Шайд, если попытаться искать людей и деньги для хорошо и плохо управляемых компаний одновременно. Одним из основных и неотложных путей повышения эффективности общественного производства России является раскрытие человеческого потенциала, восстановление достоинства и свободы личности, творческой инициативы и социальной ответственности. Но одновременно нужно ясно понимать, что восстановить человеческое достоинство, высокую нравственность личности, особенно в годы господства административно-командной системы, - одна из сложнейших социальных проблем нашего общества.

Карьера руководителя, особенно в условиях свободного предпринимательства, возможна не для всех: она требует определенных свойств личности и профессионального умения взаимодействовать с коллективом, знать его особенности, нормы и методы воздействия на него. Ведь эффективность производственной системы зависит не только от таланта руководителя, но и от успешной реализации кооперативной формы организации труда. Управление коллективом - процесс творческий, так как его результатом является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, создание новых реальностей, удовлетворяющих многообразные общественные потребности.


Однако до сих пор нет ясного понимания психоинтеллектуального механизма творчества, слишком сложны эмоциональные, психологические и физиологические основы процедуры разработки и реализации плана поведения личности. Каждый человек убежден, что его способ мышления оптимален, поскольку он результативен, но эффективность творчества всегда снижается из-за незнания логики и алгоритма поиска, обилия ложных путей, ограничений и предубеждений, боязни новизны или чрезмерной авантюрной смелости.

Однако резервы способностей человека столь удивительно обширны, что попытки приблизиться к решению проблем управления и развития творческой деятельности кажутся особенно многообещающими. "Хотя люди намного сложнее и загадочное любого производственного процесса, мы имеем о них крайне мало теоретических представлений, если вообще имеем". Действительно, человек, его интеллект, его психика сложнее любого компьютера, космической ракеты. Не случайно еще древние мыслители сформулировали сверхсложную задачу: "Познай самого себя", а великий мыслитель древности Сократ горько заметил к концу жизни: "Я знаю, что ничего не знаю".

В широком смысле термин "искусство" применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая-либо работа выполняется умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. Если искусство есть деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реальные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения.

Важная особенность искусства - способность хранить шедевры человеческой деятельности, являться уникальной памятью, хранилищем достижений человечества. Теория и искусство управления также имеют свою тысячелетнюю историю, и добытые по крупицам знания, опыт хранятся в нашей памяти.

Смысл искусства управления я вижу в способности руководителя, его умении творчески применить накопленный им опыт, знания, свою интуицию на практике, в конкретной ситуации, правильно выбрать свой стиль, возможности его изменить при необходимости, а также в его возможности развить в себе качества и умения, необходимые для эффективной деятельности, такие как делегирование полномочий, проведение совещаний и многие другие. Чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они - понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам.