Файл: Компетенции современных менеджеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

· компетентность в вопросах технологии производства фирмы;

· владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

· обоснованных и компетентных решений;

· наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках;

· умение анализировать деятельность фирм-конкурентов;

· умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить, либо удержать свои позиции;

· умение согласования решений с нижестоящими сотрудниками и распределение участия каждого в их исполнении; знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы; знание условий, связывающих предприятие и работников, и защита интересов обеих сторон на справедливой основе;

· устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

По словам А. Файоля руководитель должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность вызывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость.

Менеджеры должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию своего труда. Исследователи выявляют их путем анализа работы менеджеров-практиков или на основе заключения экспертов. В результате получают квалификационную модель руководителя. Существуют различные модели, например модель "трижды-семь", разработанная Михайловым Я.В. Она содержит 3 уровня по 7 требований.

1 уровень - важнейшие требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. Задаются качества менеджера, без которых невозможен успех работы. 2 уровень включает основные сервисные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям. 3 уровень объединяет сервисные требования меньшей значимости по сравнению с основными.

Функциональная и отраслевая специфика в управленческой деятельности.


Управленческая деятельность – это тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.

Управленческая деятельность представляет собой совокупность управленческих процессов.

Управленческие процессы – это, целенаправленные решения и действия, которые осуществляют менеджеры в определенной последовательности и комбинации. При этом стоит отметить, что не все менеджеры играют одинаковую роль в организации. В организации существует иерархия, менеджеры выполняют различные функции, также существуют и различные виды управленческой деятельности.

Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

1. планирование;

2. организация;

3. мотивация;

4. координация;

5. контроль и оценка;

6. корректировка(возможно).

В качестве особенностей управленческой деятельности можно выделить несколько важных принципов:

1. принцип научности (необходимо выявлять и понимать причины несовпадения цели и результата, видеть различия между теоретической деятельностью и практической, знать особенности больших систем и способы работы в них);

2. принцип системности и комплексности (данный принцип предполагает способность видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию). Ярким примером реализации комплексной системы в трудовых отношениях является опыт японских корпораций. Во многом именно на ней строится так называемое "японское чудо" - большой прорыв в развитии промышленности и вхождение Японии в ряды наиболее развитых стран мира. Комплексная система трудовых отношений в Японии построена на пяти составляющих:

· система пожизненного найма;

· система оплаты труда в зависимости от того, сколько времени работает сотрудник в организации, а также какая у него квалификация;

· система кадровой ротации состоит в том, что сотрудник каждые 2-3 года меняет должности, перемещаясь по горизонтали и вертикали, тем самым накапливая опыт и вырабатывая новые навыки;

· система репутаций состоит в том, что каждый работник имеет свою письменную характеристику, в которой фиксируются всего его достоинства и недостатки, что позволяет сотруднику более объективно себя оценивать и способствует быстрому перемещению по служебной лестнице;

· система подготовки на рабочих местах – на ее основе базируется профессиональное образование.


3. принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (руководитель организации несет ответственность за исполнение коллективно принятого решения);

4. принцип демократического централизма (рациональное сочетание централизованного (руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий) и децентрализованного (распределение полномочий по нижестоящим уровням управления) начал в управлении, соответствие прав и ответственности между руководителем и коллективом);

5. принцип баланса власти (основной закон заключается в том, что уровень влияния руководства на подчиненных является равным степени зависимости подчиненных от руководства);

6. принцип оптимального сочетания отраслевых (интересы организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные проблемы, также многое другое);

7. принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;

8. принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (заключается в общей заинтересованности в результатах труда) и рациональной состязательности (конкуренции) между ее участниками;

9. постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.

Также в данном разделе необходимо рассмотреть и такой вопрос, как психологические особенности управленческой деятельности, ведь управление предполагает максимальный учет особенностей объекта, понимание совокупности его возможностей.

Умственный труд менеджера заключается в трех основных видах деятельности:

1. организационно-административная и воспитательная;

2. аналитическая, конструктивная и творческая;

3. операторская, то есть информационно-техническая.

Менеджер принимает участие в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, с помощью труда других работников. Предметом труда является информация, а в качестве средства труда выступает организационная и вычислительная техника.

Стоит также заметить тот факт, что результатом управленческой деятельности являются управленческие решения. Именно управленческие решения и будут рассмотрены далее.

Чтобы руководитель мог успешно управлять трудовым коллективом, он должен удовлетворять некоторым требованиям к его личности. Эти требования довольно многогранны и жестки.

Современный руководитель должен:

  • знать всевозможные (известные науке и практике) пути достижения цели
  • знать законы (не юридические, а реально существующие в природе) развития и поведения его объекта управления в реальной жизни;
  • на основе этих знаний предвидеть (прогнозировать) развитие состояние объекта управления;
  • четко представлять все допустимые рамки, ограничивающие деятельность субъекта и объекта управления, учитывать правовые, финансовые, ресурсные, моральные и иные ограничения, накладываемые культурой общества;
  • уметь оценивать затраты (цену) достижения поставленной цели;
  • уметь выбирать показатели по которым публично будут судить об эффективности управления объектом;
  • уметь распознавать и идентифицировать свои ценности и предрассудки и то как они влияют на работу и отношения с окружающими;
  • иметь навыки профессиональной самооценки и рефлексии.

Четко определить содержание требуемых для руководителя знаний, умений и навыков довольно сложно. Если лицам, назначающим на руководящую работу, предложить составить обстоятельный список таких качеств, то почти наверняка их позиции разойдутся.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА НА ПРИМЕРЕ «FORD MOTOR COMPANY».

Менеджер представляет собой тип профессионального наемного работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия упорядоченность, согласованность и урегулированность.

Менеджер в современном понимании – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в современных условиях.

Термин «менеджер» имеет широкое распространение и употребляется применительно к:

· организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

· руководителю организации в целом или его подразделений;

· руководителю по отношению к подчиненным;

· администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

К важным для психологического портрета менеджера качествам относятся:

в интеллектуальном блоке: компетентность, развитая интуиция, как перспективное, так и творческое мышление (креативность); в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения; в мотивационно-волевом блоке: внутренний локус контроля, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи, стрессоустойчивость.

Конечно, все люди обладают врожденными индивидуальными различиями в задатках. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью, например, менеджмент. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей.

Но верно и обратное: если вы учитесь, общаетесь с людьми, на которых хотите быть похожими, активно овладеваете знаниями и знаете, зачем вы это делаете, то у вас развиваются необходимые качества. Особенно это утверждение верно для молодых людей.


Коммуникативная компетентность менеджера — владение коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм, обычаев и этикета, ориентация в коммуникативных приемах и средствах и умение их использовать адекватно конкретной ситуации.

Для высокой коммуникативной компетентности характерна способность прогнозировать ситуацию, в которой человек будет находиться, уменье «вжиться» в ситуацию и управлять ею.

Одной из основ коммуникативной компетентности выступает способность к саморегуляции, когда человек может создать адекватный ситуации эмоциональный настрой. Это предполагает способность понять состояние партнера и умение выразить собственное состояние.

Коммуникативная компетентность может формироваться как в процессе непосредственного приобретения человеком социального опыта из практики собственного общения, наблюдения за другими людьми, восприятия искусства и средств массовой информации, так и в процессе специального обучения — психологического тренинга.

В тренинге участники взаимодействуют с моделями профессиональной деятельности, которые протекают на фоне значительного мотивационного напряжения, вызванного групповым характером работы.

Каждый менеджер должен постоянно повышать свою коммуникативную компетентность. С этой целью необходимо внимательно анализировать практику своего общения, находить совершаемые ошибки, принимать меры по их исправлению. Следует также учиться на опыте тех коллег, у которых практика коммуникационной деятельности успешна, а проявляемые умения и навыки гармоничны и эффективны.

2.1. Содержание и специфика деятельности менеджера на примере «Ford Motor Company».

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительная черта менеджера – высокая работоспособность и умение напряженно трудиться, но не пронося себя в жертву и не становясь "работоманом" (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом). Силы важно беречь для главного, не растрачивая их на все подряд, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен отличаться коммуникабельностью, - быть контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их,