Файл: Практических заданий по дисциплине экспериментальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра

Психология

Форма обучения: заочная


ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Группа Го19П111

Студент




П.С.Потапова







МОСКВА 2023

Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в отечественной психологии».



ФИО ученого

Достижения



Н. Н. Ланге


  • Организовал лабораторию в Новороссийском университете (Одесса).

  • Ланге представил систему движений, совершаемых организмом, в образе ступеней, "лестницы форм". Тем самым он предвосхитил идею различных уровней построения движений. Он также пересмотрел (вслед за Сеченовым) исходное понятие о рефлексе как своего рода "дуге", которое он заменил схемой "кольца".






А. А. Токарский


  • Вел работы В Московском университете

  • Токарский первым в России начал преподавать экспериментальную психологию и психотерапию в России. Став в 1895 приват-доцентом медицинского факультета начал читать два новых курса – Физиологическую психологию с упражнениями по психометрии и Терапевтическое применение гипноза.

  • В 1888 напечатал свой труд Гипнотизм и внушение. Это была одна из первых в России монографий в области «научного изучения гипнотизма»






В.В. Чиж


  • Первый из русских врачей-психиатров, применивший эксперимент в своих клинико-психологических исследованиях, и один из основоположников психологической теории личности и индивидуальности.

  • Вел лабораторные работы в Юрьеве

  • В первой половине 1886 г. он опубликовал результаты экспериментального исследования “Апперцептивные процессы у душевнобольных”, выполненного в созданном при больнице психологическом кабинете. Это было первое экспериментально-психологическое исследование, проведенное в России в русле взглядов В.Вундта





В. М. Бехтерев


  • Начал экспериментальное изучение больных в клинической психологии и разработал ряд конкретных методических приемов объективного психологического изучения, среди которых словесный ассоциативный эксперимент, методика определения и сравнения понятий, корректурная проба, задания для оценки работоспособности больного и др.

  • Вел такое понятие, как рефлексологичний эксперимент






А.Ф. Лазурский


  • Работа «Очерк науки о характерах» (1909)

  • Лазурский разрабатывал оригинальную концепцию «научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. Он выступал за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.






Г.И. Челпанов

  • организация Московского психологического института. объединении всех психологических исследований под одной крышей, для того чтобы сохранить единство психологии






П. И. Ковалевский


  • Организатор первой в Украине самостоятельной кафедры психиатрии и одной из первых экспериментально-психологических лабораторий при Киевском университете, ректор Варшавского университета, член Русского Собрания (РС), Всероссийского национального клуба (ВНК) и Всероссийского национального союза (ВНС).

  • Создал в 1882 году отдельной классификации психических заболеваний, основанной на нарушениях обмена в мозгу и ЦНС.






Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в зарубежной психологии».



ФИО ученого

Достижения



И. Гербарт


  • разработал сложный аппарат описания "статики и динамики" представлений — первоэлементов души.






Эрнст Вебер


  • немецкий психофизиолог и анатом, исследовал связь между внешними раздражениями и вызываемыми ими ощущениями.






Густав Теодор Фехнер


  • Пороги ощущений и отношения между стимулом и интенсивностью ощущения изучал немецкий физик






Герман Людвиг Гельмгольц


  • стал центральной фигурой в области создания основ психологии как науки, имеющей собственный предмет. Его разносторонний гений преобразовал многие науки о природе, в том числе науку о природе психического.






Франц Дондерс


  • Основателем психометрии, наряду с Вебером и Фехнером, по праву считается голландский физиолог

  • занимавшийся экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов.






Эдуард Пфлюгер


  • Введение психического фактора как регулятора поведения организма было связано с работами немецкого






Ф. Месмер


  • Свою лепту в разграничение психики и сознания внесли исследования гипноза. Поначалу они приобрели в Европе большую популярность благодаря деятельности австрийского врача






Джон Уотсон


  • основатель бихевиоризма



Герман Эббингауз


  • изучения памяти с помощью строгих научных методов.





Эдвард Титченер


  • основатель структурной психологии в США.





Задание № 2



Подготовьте доклад на одну из тем:

Эксперименты Г. Эббингауза.
Герман Эббингауз (1850-1909) первым применил метод эксперимента к исследованию высших психических функций, в частности памяти. Эксперимент Эббингауза заключался в использовании бессмысленных слогов для изучения объема запоминания. Были сформулированы следующие законы работы памяти.

1. Объем запоминания, который человек без труда воспроизводит после однократного прочтения материала, равен 6-8 бессмысленным слогам.

2. Чем больше количество единиц в списке, тем больше времени необходимо для его запоминании.

3. На качество и специфику запоминания информации влияет -эффект крав-: стимулы, находящиеся в начале и в конце общего материала, запоминаются легче, поскольку испытывают -тормозящее' влияние других слогов только с одной стороны.

4. Существует кривая забывания информации: наибольшая часть выученного материала забывается в первое время после заучивания, и чем больше времени после этого проходит, тем меньшее количество информации забывается, неповторяемый материал забывается быстрее.5. Запоминание и заучивание осмысленного материала происходит в 9 раз быстрее, чем не связанных между собой бессмысленных слогов.

6. При увеличении нагрузки на память снижается работоспособность, поэтому оптимально разделять время, необходимое для заучивания, на несколько коротких этапов.

7. Тренировка в запоминании одного материала повышает качество запоминания другого.

Опыты Эббингауза по изучению памяти расширили предмет изучения психологии, так как ранее считалось, что память - это сложная функция сознания и потому для ее изучения невозможна применение эксперимента. Эксперимент стал использоваться од основной метод исследования. Выводы и законы запоминаний материала, сформулированные Эббингаузом. имели прикладное значение для многих отраслей психологии; в педагогике были созданы результативные методики обучения, тесты умственного развития по принципу незаконченных предложений. Задачей экспериментатора теперь стало не изучение интроспективных высказываний испытуемого, а наблюдение и анализ его поведения.

Экспериментальная психология в. Вундта в вюрцбургской школе.

Основатель Вюрцбургской школы Освальд Кюльпе (1862-1915) был учеником и ассистентом В. Вундта и использовал в своих исследованиях метод самонаблюдения для изучения феноменов человеческого мышления. Вюрцбургская школа выдвинула следующие положения и идей относительно понимания феноменов мышления, которые во многом отличаются от классических взглядов В. Вундта и тем самым вызывают серьезную критику с его стороны.


1. Использование для изучения высших психических процессов метода «систематической интроспекции»: выделение и изучение отдельных фаз в процессе мышления, когда испытуемый, помимо осознания и выражения некоего суждения (как ответа на поставленную задачу), описывает осознаваемые им процессы, предшествующие завершающему акту мышления, т. е. вынесению суждения.

2. Введение понятия «детерминирующая тенденция», или «установка сознания*, обозначающего, что результат выполнения задачи во многом объясняется «преднэстро-енностью1 индивида на ее выполнение, его состоянием перед началом работы.

3. Описание мышления как процесса решения задачи, основанного на особом психологическом механизме, содержащем ряд переменных:

- мотивационную установку на совершение действия, обусловленную возникновением необходимости решить задачу;

- целевую, т. е. определяющую детерминирующие тенденции;

- процессуальную, определяемую смену поисков операций, необходимых для решения поставленной задачи и иногда имеющую аффективный характер;

- несенсорную, имеющую в своем составе не чувственные, а умственные компоненты.

4. Психическое действие рассматривается как акт, имеющий свою детерминацию (мотив и цель), операционно-аффективную динамику и состав.

5. В процессе мышления чувства и ощущения не играют значительной роли, так как существуют такие содержания сознания, которые не зависят от наглядности, т. е. для понимания не обязателен визуальный образ.

6. На первый план выступили активность сознания, его процессуальность, понимание мышления как актов различного типа: понимание, суждение, установление отношений, схватывание смысла и т. п.

Задание № 3

Ответьте на следующие вопросы

  1. Какие открытия в области физиологии нервной системы повлияли
    на возникновение экспериментальной психологии?

Ответ:

Открытие явления "центрального торможения" - тормозного влияния нервных центров

Центральное торможение открыто в 1862 г. И. М. Сеченовым. В процессе опыта он удалил у лягушки головной мозг на уровне зрительных бугров и определял время сгибательного рефлекса. Затем на зрительные бугры (таламус) помещался кристалл соли в результате чего наблюдалось увеличение продолжительности времени рефлекса. Это наблюдение позволило И. М. Сеченову высказать мнение о явлении торможения в ЦНС, т. е. специальные центры в головном мозге лягушки оказывают тормозящие влияния на отражательную деятельность спинного. Данный тип торможения называют сеченовским или центральным.



  1. Г. Гельмгольц впервые экспериментальным путем измерил скорость... .

Ответ:

… определяет скорость прохождения нервного импульса


  1. Френология – это наука о... .

Ответ:

Френология - это наука о связи психики человека и строения поверхности его черепа.
Создателем френологии является австрийский врач и анатом Франц Йозеф Галль. Он утверждал, что все психические свойства якобы локализуются в различных участках мозга, и полагал, что различия в мозговых извилинах можно определить по выпуклости («шишке») на соответствующем участке черепа, а при недоразвитии части мозга — по впадине.

  1. Каким образом френология повлияла на развитие экспериментальной психологии?


Ответ:

Большое влияние на развитие экспериментальной психологии оказала и френология австрийского анатома Ф. Галля, исходившего из принципа локализации способностей в различных участках головного мозга. В своих работах, вышедших в начале XIX в., в частности в книге «Исследования нервной системы», Галль предложил «карту головного мозга», в которой попытался разместить все умственные качества, которые были разработаны психологией способностей, при этом для каждой способности указывался соответствующий орган. Он также высказал идею о том, что развитие отдельных участков коры и мозга в целом влияет на форму черепа. Поэтому исследование поверхности черепа позволяет диагностировать индивидуальные особенности человека.

Для различных способностей, чувств и черт характера Галль и особенно его ученики во главе с Шпруцгеймом находили соответствующие «шишки», размер которых они считали коррелирующим с развитием способностей. Френология приобрела в первой половине XIX в. необычайную популярность и побудила ученых обратиться к экспериментальному изучению локализации психических функций.

Попытка экспериментальной проверки данных френологии была предпринята в первой трети XIX в. французским физиологом Флурансом. Используя метод экстирпации (удаления) отдельных участков нервной системы, а в ряде случаев применяя воздействие наркотиков на нервные центры, он пришел к выводу, что основные психические процессы – восприятие, мышление, память – являются результатом работы головного мозга как целостной системы.